Содержание
Как улучшить свечи зажигания своими руками?
Свечи для гололеда?
Из транспортных средств таким «счастливчиком» является, пожалуй, велосипед – в автомобильном же мире уверенно лидируют свечи зажигания.
Модернизацией свечей занимаются как солидные фирмы, так и многочисленные «самоделкины», увлеченные кажущейся простотой задачи. Различить их продукцию несложно даже… по рекламе! Если фирмы всегда осторожны в своих обещаниях «чудес», то доморощенные специалисты, распилив или просверлив электрод обычной свечи, тут же заявляют о решении всех назревших проблем современного двигателестроения.
А каков эффект от таких свечей на самом деле?
Сначала освежим в памяти творения «великих»…Хорошо знакомые всем многоэлектродные свечи повышают скорость горения топлива, сулят повышенный ресурс и облегчают пуск двигателя при низких температурах. Свечи с «тонкими» центральными электродами (ЗР, 2005, № 1) также имеют достоинства – такой электрод меньше греется и легче самоочищается, а уменьшение зоны разряда резко стабилизирует искрообразование и повышает его интенсивность. Отсюда – и повышенная мощность, и уменьшенный топливный аппетит двигателя. Третий вид «необычных» фирменных «поджигателей» – это всякого рода самоочищающиеся свечи (ЗР, 2003, № 3), разряд на которых «лижет» поверхность керамического изолятора, выжигая нагары с его поверхности. И, наконец, отметим свечи с факельным принципом поджога топлива – например, украинский PLAZMOFOR. С этими свечами далеко не все однозначно, но при известной настройке двигателя определенный эффект они могут дать. Понятно, что необходимость регулировки относит их к разряду тюнинговых.
Отметим еще раз – ни одна серьезная фирма не обещает от даже самых продвинутых свечей чудес. Эффекты исчисляются единицами процентов роста мощности и снижения расхода топлива – большие приросты обещают разве что по части долгожительства. К подробному анализу их характеристик мы вернемся в специальном обзоре – сегодня же нас интересуют «самоделкины»!
Принцип «самоделкиных» прост – надо взять изделие известной фирмы, сделать с ним что-то свое, назвать громким именем и объяснить всем, что, например, дырочка в боковом электроде превращает простую свечу в некий «Плазмотрон»! Объяснять, что любая обычная свеча, генерируя искру, тоже создает плазму, при этом не стоит. А дальше – по методу «Лиса Алиса и кот Базилио»: с три короба навре. ой, извините, наобещаешь и делай «что хошь»… Увы – общий уровень технической грамотности многих автомобилистов позволяет вешать им лапшу на уши в полный рост. Но…
Но мотор – не человек, его не обманешь! В качестве Совета «верховных судий» используем моторные стенды с вазовскими двигателями – карбюраторным 2108 и впрысковым 2111, обвешанными комплексом измерительной аппаратуры. А за базовый комплект свечей возьмем самый обычный – одноэлектродные APS A17 ДВРМ. От него и будем отсчитывать эффекты, вычисляя проценты прироста (или убывания) мощности, расхода топлива, токсичности. Результаты – в таблице.
Кстати, мы совсем забыли представить наших «самоделкиных»… Виноваты – исправляемся.
БОЙ ПЕРЕСВЕТА С…
Идея совсем не нова. Еще в далеких шестидесятых мастера аналогичным образом пилили электроды у свечек – особенно на мотоциклах. Тогда это делалось в основном для облегчения пуска. Что говорит мотор сегодня? Увеличение мощности – в пределах точности замера, ухудшение СО – посерьезнее. Что до обещанного ресурса, то напомним: увеличение поверхности нагрева у бокового электрода должно привести к росту его температуры, по нашим оценкам – примерно на 8–10%, в сравнении с обычным вариантом «одноэлектродки».
Следовательно, возрастет и скорость тепловой эрозии электрода. Да и опыт сорокалетней давности подтверждает это – такие свечи долго не ходят. Поэтому подобное «извращение» при наличии нормальных многоэлектродных свечей – не более чем пережиток времен дефицита.
Фотография искрообразования демонстрирует красивый конус разряда, якобы подтверждающий эффективность изобретения. Но есть маленький нюанс: на изображении наложено более 50 разрядов. А вот одиночная искра – самая что ни на есть обычная. И результаты стендового моторного теста это подтверждают – слабенькие «плюсы» давятся серьезными «минусами».
Объяснение результатов весьма прозрачно. Если бы «изобретатели» почитали учебник по теории ДВС, то узнали, что фронт пламени, как и все живое, при своем движении не любит сопротивления. А больше всего – контакта с металлическими поверхностями, где пламя тут же гаснет. Ну и какой, спрашивается, резон пламени лезть в узенькую дырочку в электроде, когда вокруг открытое пространство? А вот температурное состояние бокового электрода поменялось кардинально – кончик электрода, «отрезанный» дырочкой, должен раскалиться – ведь против физики не попрешь! А тут уже и до калильного зажигания недалеко. Не говоря уже о ресурсе… А самое интересное – это то, что дырочка, оказывается, называется «форкамерой»! Вот уж действительно – «слышал звон…».
Кто не знает, что такое сопло Лаваля, напоминаем: это такое сопло, которое сначала сужается, а потом расширяется. Да, на таком сопле можно разогнать поток до сверхзвуковой скорости – только вот зачем оно свече? И откуда взяться в открытом пространстве искрового зазора закритическому перепаду давления? Удивленные моторы не устроили оваций с карбюратором и провалили почти все с инжектором. Про ресурс говорить не будем – сколько можно?
ДЛЯ СКОЛЬЗКИХ ДОРОГ
И совсем уж чудное (ударение ставьте как хотите) изобретение продается в красивых коробочках и за сумасшедшие деньги – почти за 1000 рублей. Называется оно очень скромно – «Бугаец», по имени изобретателя.
А вот описание… Оказывается, уж извините, под юбкой накапливается тепловая энергия, которая выстреливает в нужный момент и в нужном направлении. Тут и снижение расхода топлива на 30%, а на весьма для нас актуальной скорости 200 км/ч – аж на 300% – с 19 до 7 л! И токсичности никакой, и рост мощности бешеный. Даже диаграммы изменения давления в цилиндре при установке этих свечей приведены. Правда, любой мало-мальски понимающий специалист по ДВС, глядя на эти диаграммы, будет долго смеяться. Из них следует, что при использовании этих чудо-свечей мощность двигателя резко уменьшится – ведь растет отрицательная работа сжатия, которую, наоборот, пытаются уменьшать… Но это за пределами понимания «изобретателя»…Да, кстати – при использовании этих свечей не страшен никакой гололед! Жаль, зима кончилась…
И еще один классный ход, давно апробированный специалистами по продажам чудо-препаратов. Как и там, в коробочку вложена «незаметная» инструкция – мол, не забудьте провести полную регулировку карбюратора и системы зажигания, да еще с использованием весьма продвинутых газоанализаторов, умеющих измерять СО2. (Где взять такой прибор и сколько он стоит, инструкция не говорит.) Согласитесь, что при выполнении таких процедур двигателю станет лучше и на самых обычных свечах. Но читаем дальше – оказывается, если двигатель впрысковый, то свечи можно просто завернуть и ехать дальше. Оно и понятно – «крутить» там особо нечего, а потенциальных покупателей терять неохота.
Что ж – пробуем оба варианта. В итоге – то, что и следовало ожидать. Как в том бородатом анекдоте – «не в лотерею, а в карты, и не выиграл, а проиграл». Ну ничего из обещанного рекламой не нашли, а вот заметное ухудшение по определенным параметрам точно «словили». К тому же на высоких оборотах впрысковый двигатель «загремел», мощность упала – пришлось быстро «убегать» с режима «вниз по нагрузке».
Объяснение простое – из области теории ДВС и газодинамики. «Выплеску» тепловой энергии просто неоткуда взяться! На обычную свечу поставили ширму, которая никакого факела в принципе дать не может – форкамеры в ее классическом понимании не получилось. А вот ухудшить вентиляцию искрового зазора и замедлить начальную фазу сгорания она способна, что и подтверждают проведенные испытания.
ИСПОРТИЛ ХОРОШУЮ ВЕЩЬ…
Итог прост – он был предсказуем. Подробности – в нашей таблице. В качестве образца-эталона приведены параметры известных фирменных свечей – «платинового Боша» и «иридиевого Денсо». Что получилось, то получилось…
Оптимизацией конструкции свечей можно достичь если не всего, то многого. Но для этого надо иметь оборудование, технологии, материалы и, извините, знания. Впрочем, этот принцип известен не только по моторам…
Да, но ведь все «самоделкины», как правило, кем-то сертифицированы! Возможно. Но дело в том, что процедура сертификации свечей проходит на соответствие действующему ОСТ, то есть по формальным признакам (устойчивости искрообразования под заданным давлением, величине давления прекращения искрообразования, герметичности, напряжению пробоя и т.п.). А все это легко обеспечивают базовые свечи, даже испорченные. И патент выдается только по признакам отсутствия аналогов без доказательств на стадии патентования полезных свойств. То есть достаточно сделать боковой электрод в форме сердечка, а центральный – в виде стрелы (идею дарим!), и патент обеспечен. Предлагаем и название: «форкамерный кардиоплазматронный гипервозжигатель карбонооксидной субстанции»! Что касается 300% снижения расхода топлива на скорости 200 км/ч, то это вопрос к проверяющим организациям и правоохранительным органам. Если они, конечно, в курсе…
И еще… Любопытно, знают ли о подобной модернизации своей продукции создатели свечей типа NGK или Eyquem? И как они к этому относятся?
Как улучшить свечи зажигания своими руками?
Три метода улучшения работы двигателя
Все опытные водители знают, что расход топлива, мощность двигателя и его стабильный запуск зависят от качества свечей. Но через тысячи и сотни километров детали начинают работать менее эффективно, чем раньше. В результате увеличивается расход бензина из-за плохой работы двигателя.
В основе улучшения лежит задача приблизить их по параметрам к спортивным свечам. Такие изделия представлены многими известными производителями, но стоят они на порядок дороже. По этой причине многие водители не сразу меняют набор деталей, поскольку можно самостоятельно продлить срок службы существующих.
Сделать это можно тремя способами:
- Просверлить отверстие в боковом электроде детали.
- Укоротить боковой электрод.
- Отогнуть электрод.
Первый способ
Тюнинг свечей не отличается высоким уровнем сложности. С ним справятся даже начинающие:
- сделать укорачивание бокового электрода;
- правильно отрегулировать зазор на детали.
Разберемся подробнее. Боковой электрод необходимо укоротить так, чтобы центральный не был им перекрыт.
Весь процесс пошагово:
- Отвинтить от двигателя все свечи зажигания.
- Нанести специальную отметку насечкой или маркером на боковом электроде. Она должна указывать длину, на которую вы будете укорачивать его.
- Аккуратно зажать деталь в тисках так, чтобы не повредить. Желательно с резиновыми “губами”.
- Поставить отрезной диск в шлифовальню.
- Сделать ровный срез на боковом электроде с помощью инструмента. Важно обрезать по засечке, без скоса.
- Выровнять поверхности, удалить заусенцы и вмятины.
- Установить нужный зазор. Его величина зависит от типа и модели ДВС.
- Проделать описанные выше действия со всеми остальными деталями. Необходимо соблюдать максимальную точность выполнения действий.
- Установить доработанные изделия в двигатель.
- Провести пробный запуск после доработки деталей. Пуск должен быть легче, чем при обычных свечах.
- Можно оценить качество поездки и улучшение тяги на высоких оборотах.
Вы также можете проверить улучшения с помощью тестового стенда. Выполняется регулярный искровой тест, который отслеживает изменение цвета искры в ярко-сине-красном, увеличение искры и т. д. Эта проверка должна проводиться в форме сравнительного анализа, то есть для сравнения искры, ее мощности и цвета до начала работ (на стандартных свечах) и после (на модернизированных).Простые манипуляции, описанные выше, могут расширить и значительно увеличить производительность электрической искры.
Второй способ
Для следующего способа модернизации понадобится токарный станок или дрель и сверло по металлу размером 0.8 мм.
- Определить отверстие по центру напротив центрального электрода.
- Ровно просверлить боковой электрод детали.
Важно очень ровно сверлить. Только в этом случае доработка сработает. Но если она окажется безрезультатной, то навредить автомобилю всё равно сможет. Данный способ только помогает стать искре более яркой, а также улучшить воспламенение горючей смеси.
Третий способ
Следующий метод, как улучшить свечи зажигания своими руками, состоит в аккуратном отгибании электрода детали. Необходимо просто увиличить зазор между компонентами детали. Главное не повредить ее, ведь последствия неисправности предотвратить будет сложно.
Все перечисленные способы обновления свечей действительно работают. После настройки свечей зажигания мощность двигателя увеличивается на 5-6 л.с. Также сгорание заряда становится более полным, улучшается эффективность воспламенения топливно-воздушной смеси в цилиндрах двигателя. Помимо повышения силы искры, свечи предотвращают проливание масла на электроды, поскольку после очистки смесь горит лучше. Благодаря модернизации свечи продолжают хорошо работать еще как минимум 10 000 км.
Как улучшить свечи зажигания своими руками?
Три метода улучшения работы двигателя
Все опытные водители знают, что расход топлива, мощность двигателя и его стабильный запуск зависят от качества свечей. Но через тысячи и сотни километров детали начинают работать менее эффективно, чем раньше. В результате увеличивается расход бензина из-за плохой работы двигателя.
В основе улучшения лежит задача приблизить их по параметрам к спортивным свечам. Такие изделия представлены многими известными производителями, но стоят они на порядок дороже. По этой причине многие водители не сразу меняют набор деталей, поскольку можно самостоятельно продлить срок службы существующих.
Сделать это можно тремя способами:
- Просверлить отверстие в боковом электроде детали.
- Укоротить боковой электрод.
- Отогнуть электрод.
Первый способ
Тюнинг свечей не отличается высоким уровнем сложности. С ним справятся даже начинающие:
- сделать укорачивание бокового электрода;
- правильно отрегулировать зазор на детали.
Разберемся подробнее. Боковой электрод необходимо укоротить так, чтобы центральный не был им перекрыт.
Весь процесс пошагово:
- Отвинтить от двигателя все свечи зажигания.
- Нанести специальную отметку насечкой или маркером на боковом электроде. Она должна указывать длину, на которую вы будете укорачивать его.
- Аккуратно зажать деталь в тисках так, чтобы не повредить. Желательно с резиновыми “губами”.
- Поставить отрезной диск в шлифовальню.
- Сделать ровный срез на боковом электроде с помощью инструмента. Важно обрезать по засечке, без скоса.
- Выровнять поверхности, удалить заусенцы и вмятины.
- Установить нужный зазор. Его величина зависит от типа и модели ДВС.
- Проделать описанные выше действия со всеми остальными деталями. Необходимо соблюдать максимальную точность выполнения действий.
- Установить доработанные изделия в двигатель.
- Провести пробный запуск после доработки деталей. Пуск должен быть легче, чем при обычных свечах.
- Можно оценить качество поездки и улучшение тяги на высоких оборотах.
Вы также можете проверить улучшения с помощью тестового стенда. Выполняется регулярный искровой тест, который отслеживает изменение цвета искры в ярко-сине-красном, увеличение искры и т. д. Эта проверка должна проводиться в форме сравнительного анализа, то есть для сравнения искры, ее мощности и цвета до начала работ (на стандартных свечах) и после (на модернизированных).Простые манипуляции, описанные выше, могут расширить и значительно увеличить производительность электрической искры.
Второй способ
Для следующего способа модернизации понадобится токарный станок или дрель и сверло по металлу размером 0.8 мм.
- Определить отверстие по центру напротив центрального электрода.
- Ровно просверлить боковой электрод детали.
Важно очень ровно сверлить. Только в этом случае доработка сработает. Но если она окажется безрезультатной, то навредить автомобилю всё равно сможет. Данный способ только помогает стать искре более яркой, а также улучшить воспламенение горючей смеси.
Третий способ
Следующий метод, как улучшить свечи зажигания своими руками, состоит в аккуратном отгибании электрода детали. Необходимо просто увиличить зазор между компонентами детали. Главное не повредить ее, ведь последствия неисправности предотвратить будет сложно.
Все перечисленные способы обновления свечей действительно работают. После настройки свечей зажигания мощность двигателя увеличивается на 5-6 л.с. Также сгорание заряда становится более полным, улучшается эффективность воспламенения топливно-воздушной смеси в цилиндрах двигателя. Помимо повышения силы искры, свечи предотвращают проливание масла на электроды, поскольку после очистки смесь горит лучше. Благодаря модернизации свечи продолжают хорошо работать еще как минимум 10 000 км.
Способ повышения эффективности работы свечи зажигания двигателя внутреннего сгорания
Сущность изобретения: процесс воспламенения горючей смеси на различных тепловых режимах работы двигателя производят при различных величинах искрового промежутка между электродами путем изменения его в пределах от 0,8 — 0,9 до 1,3 — 1,4 номинала за счет температурного удлинения прямолинейных участков бокового электрода, выполненного в виде скобы и свободно расположенного в направляющих пазах корпуса свечи. Таким образом достигается улучшение запуска двигателя в холодное время года, повышение мощности двигателя на рабочем режиме и снижение токсичности выхлопных газов. 1 з. п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к области автомобилестроению, в частности к способам воспламенения горючей смеси в двигателях внутреннего сгорания.
Известен способ повышения эффективности работы свечи зажигания двитателя внутреннего сгорания путем выполнения центрального электрода из магнитострикционного материала и установки на нем обмотки возбуждения [1] Наиболее близким к заявляемому является способ повышения эффективности работы свечи зажигания путем интенсификации процесса воспламенения за счет выполнения в центральном электроде скругленной выемки с остроконечными выступами, а в боковом электроде соосного с выемкой отверстия, плавно сужающегося в сторону центрального электрода [2] Недостатком этого способа является колебание стабильности работы свечи на различных тепловых режимах работы двигателя внутреннего сгорания как в режиме пуска холодного двигателя, так и в рабочем режиме, обусловленное заданной (в пределах 0,5-0,6 мм) номинальной величиной искрового промежутка между центральным и боковым электродами.
Известно, что запуск холодного двигателя, особенно в условиях пониженных температур, облегчается путем изменения искрового промежутка между электродами в сторону уменьшения от номинального. Однако при уменьшении искрового промежутка ниже 0,5 мм мощность двигателя значительно снижается.
Целью изобретения является повышение эффективности работы свечи зажигания двигателя внутреннего сгорания в условиях пониженных температур и в рабочем режиме после прогрева двигателя.
Цель достигается тем, что изменение величины искрового промежутка осуществляют за счет выполнения бокового электрода в виде скобы с прямолинейными участками, свободно перемещающимися в направляющих пазах корпуса свечи и жестко защемленными в конечных точках с корпусом свечи.
Изменение искрового промежутка между электродами обеспечивается за счет температурного удлинения прямолинейного участка бокового электрода. При этом величина предварительно выставленного минимального искрового промежутка между электродами составляет 0,8-0,9 от номинальной величины. Эффективность работы свечи зажигания в этом случае остается величиной постоянной и не зависит от теплового режима работы двигателя.
Осуществление способа поясняется чертежом, на котором свеча зажигания включает корпус 1 с резьбовым концом, снабженный направляющими пазами 2, в которых размещен боковой электрод 3, выполненный в виде скобы, оканчивающейся прямолинейными участками 4, жестко защемленными в конечных точках корпуса, изолятор 5 и центральный электрод 6. Боковой электрод 3 снабжен регулирующим контактом 7.
Для запуска двигателя внутреннего сгорания между электродами свечи зажигания устанавливают искровой промежуток величиной 0,8-0,9 от номинального между регулируемым контактом 7 бокового электрода 3 и торцовой поверхностью электрода 6.
Проскакивающая между электродами искра воспламеняет горючую смесь в камере сгорания. По мере прогрева корпуса 1 свечи и прямолинейных участков 4 бокового электрода 3 происходит температурное удлинение бокового электрода, в результате чего искровой промежуток между регулируемым контактом 7 и центральным электродом 6 увеличивается до величины 1,3-1,4 номинала, что повышает силу электрического разряда и, таким образом, улучшает процесс воспламенения горючей смеси и обеспечивает повышение мощности двигателя на 10-15% Заявляемый способ был апробирован на автомобиле ВАЗ-2101. Мощность двигателя повышалась, улучшился запуск двигателя при пониженных температурах.
Улучшение процесса воспламенения горючей смеси кроме повышения мощности двигателя внутреннего сгорания упрощает процесс запуска холодного двигателя, обеспечивает более полное сгорание горючей смеси и тем самым снижает токсичность выхлопных газов.
1. СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СВЕЧИ ЗАЖИГАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ путем изменения величины искрового промежутка между центральным и боковым электродами, отличающийся тем, что изменение величины искрового промежутка между электродами осуществляют посредством температурного удлинения прямолинейного участка электрода, выполненного в виде скобы, прямолинейный участок которой свободно перемещается в направляющих пазах корпуса свечи и жестко прикреплен в конечной точке к корпусу.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что величину искрового промежутка между электродами устанавливают в пределах 0,8 — 0,9 от номинальной величины.