Содержание
- Все о десульфатации автомобильного аккумулятора: технология и оборудование
- Как распознать критическую степень сульфатации АКБ?
- Способы десульфатации пластин свинцового аккумулятора
- Советы по технике восстановления аккумуляторной батареи
- Что такое десульфатация аккумулятора?
- Что такое десульфатация аккумулятора автомобиля?
- Какие аккумуляторы поддаются десульфатации?
- Способы десульфатации пластин
- Десульфатация автомобильного аккумулятора: что это такое?
- Десульфатация АКБ
- Необходимое оборудование для десульфатации АКБ
- Десульфатирующее ЗУ
- Десульфатор для кислотных АКБ
- Десульфатирующая присадка для АКБ
- Десульфатация необслуживаемых АКБ
- Десульфатация кальциевых АКБ
- Десульфатация АКБ своими руками
- Заключение
- Автономный Десульфатор для Кислотно-Свинцовых АКБ
Как десульфатировать аккумулятор автомобиля своими руками?
Все о десульфатации автомобильного аккумулятора: технология и оборудование
Как распознать критическую степень сульфатации АКБ?
На обслуживаемых батареях засульфатированность легко определить визуально. Достаточно отвернуть крышечки и осмотреть пластины: белый налет на электродах указывает на то, что необходима десульфатация. Разница становится отчетливо понятной, если сравнять внутренности разбалансированного источника питания с заряженным. В последнем плюсовые пластины – коричневые, а минусовые – серые.
Ещё один признак критической сульфатации пластин – быстрый заряд и быстрый разряд. Примером тому может служить обычная ситуация: зарядное устройство только подключили, как тут же начал кипеть электролит. Как ни странно, соблюдая все азы технологии зарядки АКБ , он действительно может зарядится буквально за 20-30 минут и напряжение нормально разомкнутой цепи, измеренное без нагрузки, будет эквивалентно 100% заряду. Только вот работать под нагрузкой такая батарея не в состоянии: обычная лампа ближнего света посадит ее буквально за 10-15 минут, в то время, как здоровый АКБ она разряжает за 8-10 часов.
На профессиональном уровне изделие с прогрессирующим образованием сернокислого свинца на пластинах отличают еще две характеристики:
- Внутреннее сопротивление. С ростом кристаллов сульфата свинца оно возрастает.
- Емкость. С прогрессом сульфатации она уменьшается.
По поводу измерений емкости автомобильного аккумулятора можно сказать так: с недавних времен это возможно сделать без особых усилий. Замер выполняется с помощью диагностических сканеров или, как принято их еще называть, тестерами аккумуляторов. В этом классе есть как профессиональные модели, как-то Bosch BAT 121 с функцией распечатки результатов проверки, так и версии для домашнего применения (Lancol MICRO-200 и пр.). Эти устройства, кроме всего прочего, в состоянии показать среднюю плотность электролита, уровень зарядки в процентном соотношении, внутреннее сопротивление и, разумеется, вольтаж.
Способы десульфатации пластин свинцового аккумулятора
Классический вариант идеи десульфатирующих мероприятий состоит в том, чтобы растворить крупные сульфаты свинца циклами заряд-разряд. Восстановить заводскую ёмкость не всегда возможно. Так, в зоне риска батареи, которые хранились в разряженном состоянии продолжительное время. На пластинах таких изделий имеются крупные наросты, имеющие высокое сопротивление и трудно поддающиеся растворению.
Исходя из определения десульфатации понятно, что не любое зарядное годится на роль восстанавливающего. Мы уже изучали вопрос выбора зарядного устройства для автомобильного аккумулятора . Повторимся, что в идеальном варианте это должна быть зарядка с режимом десульфатирования, как-то программируемый «комбайн» Кулон 912, «самоделка» от Сороки и пр. Электрооборудование такого класса отличает набор встроенных контрольно-тренировочных циклов «заряд-разряд».
На крайняк сойдут ЗУ с регулируемой силой тока и напряжением. Позже мы укажем, что этот вариант уместен на легких стадиях засульфатированности и далеко не для всех типов АКБ. Полностью автоматическому оборудованию типа Bosch C3-C7, Стек, и пр. доверять не стоит, поскольку корректность реализованной в них методики восстановления слишком унифицирована, отчего не дает ощутимого эффекта.
Метод №1. Зарядное устройство с режимом восстановления
Итак, на руках профессиональное ЗУ со встроенным алгоритмом контрольно-тренировочных циклов «заряд-разряд». Фактически это продвинутый автомат с ручными настройками. Вся суть этого метода сводится к настройке этого оборудования.
Ток и напряжение здесь, как правило, не задаются. Вместо стандартных единиц прописывается емкость. Согласно инструкции, это чаще всего цифра, отображенная на этикетке. Впрочем, иногда фигурирует и фактическое число А*ч, которое зарядка оценивает самостоятельно. Модели самодельного происхождения, как правило, требуют расчета нагрузки и имеют выходные контакты для ее подключения. В роли нагрузки служит лампа.
Отдельного внимания заслуживает контактная база зарядного устройства. Какого бы происхождения оно не было, желательно его доработать:
- Сечение провода между зарядкой и АКБ, батареей и нагрузкой должно быть не менее 4 мм2.
- Максимальная длина проводника на участке ЗУ-аккумулятор – 50 см, источник питания-нагрузка – 50-70 см.
- Крокодилы следует заменить на клеммы с болтами.
Внимание! Батарею типа Ca/Ca нельзя разряжать ниже 12 В.
Это один из вариантов лечения запущенной батареи. Более современные зарядные устройства позволяют вовсе обойтись без разрядки. Такие ЗУ обладают адаптивным алгоритмом настройки длительности импульсов тока и паузы между ними, а также самой силы тока. Регулируя эти три величины, удается расшатать крупные кристаллы и впоследствии растворить их без принудительной разрядки.
Метод №2. Обычная зарядная аппаратура с регулируемым напряжением и током
Сеть Интернет предлагает нам десятки вариантов самодельных схем десульфатирующего устройства. Это может быть как автономное изделие, собранное с нуля, так и дополнительный блок к уже существующему зарядному. По-своему привлекателен вариант ручной десульфатации, требующий минимум доработок. Эту версию мы и рассмотрим.
В центре внимания – обычное зарядное устройство с регулируемой силой тока и напряжением. В дополнение к нему потребуется обычная автомобильная лампа, мощность которой выбирается из расчета 10 часовой разрядки аккумулятора определенной емкости. Например, для 60 А*ч подойдет лампочка на 55 Вт. Для полноценного протекания процесса разрядки полезно включить между лампой и АКБ реле поворотов. Паузы стимулируют химические вещества реагировать полностью.
Идея десульфатации та же. Принцип реализации похож на работу автомата с контрольно-тренировочными циклами «заряд-разряд»: зарядка, за которой следует пауза и разрядка. Все подробности читайте в технологии восстановления аккумуляторов:
- Восстановить уровень электролита. Будьте готовы к тому, что в процессе зарядки кислота высвобождается из пластин и жидкости в банке станет больше.
- Поставить батарею на зарядку. Максимальный ток – 1А. Напряжение: 13,9-14,4 В. Время зарядки – около 8 часов. В зависимости от степени запущенности сульфатации через 8 часов будет наблюдаться различное напряжение. Если имел место глубокий разряд ниже 10,8 В, то потребуется дополнительная пауза в 24 часа и повтор цикла подзарядки. Например, если исходный вольтаж был около 9 В, то через 8 часов будет около 11 В. Выдерживаем паузу в 24 часа и продолжаем заряжать до 12,7 В с силой тока уже 2А.
- Сделать паузу на 24 часа.
- Разрядить АКБ лампой, подключенной через реле поворотов, до 10,8В.
- Поставить аккумулятор на зарядку. Максимальная сила тока – 2А. Вольтаж: 13,9…14,4В. По достижении 12,7 В отключить зарядное и дать отстоятся аккумулятору 24 часа.
- Вновь разрядить аккумуляторную батарею до 10,8В.
- Зарядить током 2А (напряжение 13,9-14,4В) до 12,7В.
- При необходимости повторить цикл разряд-заряд.
Советы по технике восстановления аккумуляторной батареи
Не стоит рассматривать десульфатацию как единственное средство излечения свинцового аккумулятора. Он выходит из строя не только по причине крупных наростов сульфата свинца, не поддающихся растворению. В копилку причин также следует включить постоянный перезаряд, ведущий к коррозии токоотводов и разрушению намазки пластин, неизбежную коррозию самих пластин и отслоение активных веществ с поверхности электродов под действием вибрации.
Опыт проведения десульфатирующих мероприятий позволяет выделить главные правила, которые стоит неукоснительно соблюдать:
- Процесс производить только в теплом хорошо проветриваемом помещении (+20…+25 °C).
- Не допускать кипения электролита.
- Не производить десульфатацию чаще 1 раза в год.
Разумеется, процесс стоит периодически контролировать. Например, для того, чтобы своевременно выявить ситуацию, когда одна банка аккумулятора при зарядке не кипит .
Что такое десульфатация аккумулятора?
Аккумуляторная батарея полностью заряжена, а автомобиль не заводится? Налицо признаки сульфатации. Некоторые просто покупают новый аккумулятор, но ведь можно и старому продлить жизнь.
Десульфатация — процесс возвращения к жизни «зараженной» АКБ.
Что такое десульфатация аккумулятора автомобиля?
Сульфатация — это когда пластины автомобильного аккумулятора покрываются свинцовым налетом. Сульфатация приводит к снижению емкости батареи и к невозможности извлечения достаточного для зажигания количества тока. Процесс восстановления включает в себя дезинтеграцию образовавшегося на решетках наслоения и возврат атомов свинца. Происходит чистка пластин от образовавшегося на них сульфата свинца.
Отложение солей — обычный процесс. Образование налета на пластинах возникает из-за химической реакции. Из одного электрода вырываются атомы, а на другом происходит концентрация солей. Десульфатирование разбивает атомы соли и возвращает состав электролита в начальное состояние. Утраченные атомы возвращаются обратно на электрод. Полностью вернуть все утраченные элементы не получится: со временем электроды начинают рыхлеть, на них образуются кристаллики соли, которые уже не могут быть разбиты в ходе восстановления. Но все же при качественном уходе такие батареи смогут прослужить еще несколько лет.
Солевые отложения препятствуют проникновению электролита к пластинам, что приводит к снижению качества заряда. Когда снижение емкости достигнет критического уровня, мотор перестанет заводиться.
- Аккумулятор заряжен на 100%, но двигатель не заводится.
- Наметилось снижение емкости.
- Плотность электролита стала ниже номинальной.
- Во время зарядки банки закипают почти сразу.
- Зарядка и разрядка происходят слишком быстро.
Но основной признак сульфатирования — появление налета. Серое наслоение покрывает всю площадь пластин. Его можно увидеть далеко не на всех АКБ, а только на тех, что оборудованы съемной крышкой. Полностью запаянные АКБ можно только распилить, но делать это не рекомендуется.
Какие аккумуляторы поддаются десульфатации?
Десульфатацию кальциевого аккумулятора можно проводить с аппаратами, соответствующими определенным критериям. Если аккумулятор перестал нормально работать, это не всегда говорит о том, что ее нужно десульфатировать. Поломка бывает связана с распадом пластин или замыканием банок.
Прежде чем десульфатировать АКБ, нужно убедиться, что на корпусе нет сколов или других механических повреждений, которые могли быть получены после удара или другого воздействия. Если стоит батарея с пробками, их нужно отвернуть, чтобы убедиться в наличии налета. У сульфатированных батарей емкость не превышает 30%. Они быстро заряжаются, но разряжаются еще быстрее.
Способы десульфатации пластин
Если при диагностике установлено, что причина поломки — в сульфатации, можно начинать восстановление. Способов несколько.
Механическая очистка
Это наименее эффективный способ, к плюсам которого относят безопасность. К этому методу прибегают, если не останется иного выхода. Способ непростой, требует определенных навыков. Аккумуляторную батарею разрезаем, извлекаем из неё пластины. Затем пакетники пластин разбираем, чтобы счистить образовавшийся на них налет.
После этого к батарее возвращается работоспособность. АКБ собираем вновь, заливаем в нее электролит и заряжаем. Эти работы лучше проводить в резиновых перчатках и защитных очках.
Для EFB АКБ этот способ применить не получится, так как электродные группы в них запаяны в сепаратор, предотвращающий осыпание пластин. Конструкция подразумевает наличие разницы плотности электролита в сепараторе и банке — это делает механическую десульфатацию аккумулятора невозможной. Кстати, неаккуратность может привести к полной поломке батареи.
Химические присадки
В электролит вводятся химические присадки. Они разрушают сульфат кальция. Присадки должны замедлять процесс образования налета на электродах. Есть много присадок, но самым большим спросом у водителей пользуется «Трилон-Б». Этот раствор по-разному действует на различные виды АКБ и не всегда даёт результат.
Производители некоторых АКБ наносят на пластины специальную пасту, которая должна увеличить срок службы агрегата. В такие батареи присадки лучше не добавлять, так как их химический состав постепенно разрушит защитный слой.
Электрохимический способ
Применяют устройство, проводящее через электролит ток с завышенными показателями. Это приводит к постепенной нейтрализации кальциевых солей. Растворяясь, они повышают плотность электролита, доводя показатели АКБ до нормы.
Зарядным устройством
Десульфатация АКБ может быть выполнена зарядником, который продается в любом специализированном магазине. Зарядное устройство очищает пластины от кальция. Это современный и самый эффективный способ. Десульфатор дорогой, поэтому использовать его не всегда целесообразно, однако процедура проверки пластин с ним серьезно упрощается. Все просто: берем АКБ, к ней подключаем зарядную станцию и запускаем процесс десульфатации, который продлится несколько дней.
Схема работы станции проста: батарея получает необходимое напряжение для заряда, потом разряжается. По завершении работ зарядная станция показывает, на сколько емкость АКБ была восстановлена.
Такой процесс десульфатации требует постоянного контроля. Важно обеспечить такие условия:
- Процедуру производить в проветриваемом помещении.
- При подключении батареи к заряднику сила выставляемого тока — 0,8-1 А, напряжение — 13,9-14,3 В.
- АКБ отключается от зарядника и выдерживается в течение 24 часов. Затем процедура повторяется.
- После повторения процедуры параметры батареи меняются. Электролит получает плотность 1,12 г/куб. см, напряжение доходит до 12,8 В. Это говорит о запуске процесса десульфатации.
- Батарея разряжается до 9 вольт. Процесс разрядки нужно контролировать, так как остаточное напряжение не должно упасть ниже отметки 9 В.
Потом эти действия повторяют вновь, что в результате приводит к повышению плотности электролита до 1,16 г/куб. см. Длиться работы могут до 14 дней. Аккумулятор при этом восстанавливает свою работоспособность на 80%.
Десульфатизация — обратный сульфатации процесс, при котором повышаются плотность электролита и напряжение на клеммах батареи. Эту процедуру можно проводить и самостоятельно, но все же привлечь специалиста рекомендуется. Автолюбителю важно помнить и о том, что необслуживаемый аккумулятор долго работать не будет.
Десульфатация автомобильного аккумулятора: что это такое?
Автомобилисты нередко могут столкнуться с такой проблемой, что аккумуляторная батарея показывает 100-процентную зарядку, а запуск двигателя даже в тёплое время года осуществить невозможно. Сразу появляются мысли, что что-то случилось с самим мотором…
Далее, не найдя там никаких видимых неисправностей, приходят к выводу, что скорее всего вышел срок службы батареи и она пришла в негодность. Но не стоит спешить с покупкой нового источника энергии для своего авто. Причина неисправности может скрываться в типичной для свинцово-кислотных АКБ сульфатации пластин.
Как убедиться, что причина неисправности источника энергии действительно кроется в сульфатации пластин? Проанализируйте процесс его зарядки:
- батарея заряжается за короткий промежуток времени полностью;
- электролит быстро начинает кипеть.
Кроме того, если аккумулятор обслуживаемого типа, то, заглянув внутрь его корпуса, можно визуально увидеть белёсый налёт на электродах.
Окончательно выяснив причину всех бед, не списывайте сразу же электрохимический источник тока со счетов. В некоторых случаях болезнь под названием «сульфатация» поддаётся лечению, получившему название «десульфатация».
Десульфатация АКБ
Существует несколько способов борьбы с кристаллообразным налётом солей свинца на поверхности пластин. Причём реанимировать батарею можно и самостоятельно, не обязательно в каждом случае прибегать к услугам автосервиса.
Что это такое?
Процесс, противоположный сульфатации, а именно удаление кристаллов свинца с поверхности электродов аккумулятора, принято называть десульфатацией. Другими словами, это возвращение пластинам первоначального облика.
Для чего её делают?
Десульфатация позволяет вернуть автомобильный аккумулятор к жизни. Очищенные от вредоносного налёта электроды вновь станут функционировать в нормальном режиме, следовательно, и АКБ вернёт свою работоспособность: сможет выдавать необходимую величину пускового тока, ёмкость опять станет близка к номинальной.
Таким образом, проводя комплекс мероприятий по освобождению электродов от сульфатного налёта, в большинстве случаев удаётся избежать покупки нового оборудования, сэкономив финансы для других целей.
Необходимое оборудование для десульфатации АКБ
Оборудование и приспособления для десульфатации аккумуляторной батареи подбираются в соответствии с выбранным способом очистки пластин:
- Электрохимический способ:
- использование спецоборудования: станция – десульфататор;
Стоимость такой станции весьма велика, но конструкция её несложная – имея желание, немного знаний и опыт выполнения похожих работ, подобное устройство можно собрать самостоятельно.
- применение обычного зарядного устройства.
Зарядно-десульфатирующий автомат для автомобильных аккумуляторов
Самым эффективным и безопасным способом избавления пластин от солей сульфата свинца для автомобильного аккумулятора считается использование специального зарядно-десульфатирующего автомата. Это многофункциональное устройство в процессе зарядки АКБ обеспечивает воздействие на образовавшийся налёт асимметричного тока, импульс которого регулярно меняется с заряда на разряд. Именно благодаря этой особенности автомата удаётся полностью разрушить солевые образования.
Оборудование способно обеспечить высокую эффективность десульфатационного процесса только в случае его правильного выбора.
На что следует обратить внимание:
- Назначение оборудования: для автомобильных аккумуляторов.
- Наличие ручной регулировки тока и напряжения.
- Диапазон регулирования по основным параметрам: ток, напряжение (выбирается в полном соответствии с аналогичными характеристиками АКБ).
- Число каналов – для домашнего использования вполне достаточного одного.
- Совместимость с батареей по ёмкости (выбор на основании ёмкости автомобильной АКБ).
- Желательно наличие предохранителей и дополнительных функций, таких как защита от короткого замыкания, от переполюсовки, перегрузок сети.
Десульфатирующее ЗУ
Большинство современных зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов имеют дополнительную функцию десульфатации, что очень удобно. Имея в наличии такое десульфатирующее зарядное устройство, вы без проблем избавитесь от кристаллообразного солевого образования на поверхности пластин, полностью восстановив функциональность батареи.
Принцип действия таких приборов основан на использовании реверсивных импульсных токов, обладающих различной амплитудой и полярностью, повторяющихся циклично.
Десульфатор для кислотных АКБ
Бюджетным вариантом эффективной борьбы с сульфатацией пластин автомобильных батарей является электрический десульфатор для аккумулятора, схема устройства которого настолько проста, что его можно собрать своими руками. Принцип действия прибора основан на использовании коротких высокоамплитудных импульсов.
Комплектация такого десульфатора включает:
- генератор для выдачи коротких импульсов с соблюдением определённой последовательности;
- резисторы, регулирующие частоту и длительность импульсов;
- полевой транзистор, функционирование которого обеспечивает инвертирующий триггер;
- диод – защита от воздействия высоковольтных импульсов;
- дроссели.
Десульфатирующая присадка для АКБ
Существует и так называемый химический способ, позволяющий решить проблему сульфатации аккумулятора. Этот вариант основан на применении различных присадок и добавок, способных осуществить десульфатацию путём растворения образовавшегося солевого нароста.
Присадку добавляют в электролит и ставят АКБ на зарядку, в процессе которой и осуществляется чистка пластин. У данного способа есть свои плюсы:
- восстановление ёмкости;
- увеличение значения пускового тока;
- осветление электролитной жидкости;
- уменьшение внутреннего сопротивления;
- избавление от сульфатного налёта.
Но присутствует и минус: низкая эффективность по сравнению с электрохимическими вариантами десульфатации автомобильных аккумуляторов.
Десульфатация необслуживаемых АКБ
Преимущественно на современных автомобилях устанавливаются аккумуляторы необслуживаемого типа. Значит, для данного типа устройств следует использовать электрохимические способы десульфатации с использованием:
- специального зарядно-десульфатирующего автомата;
- зарядного устройства с функцией десульфатации;
- обычного зарядного устройства.
Инструкция
Необходимо отметить, что в зависимости от выбранного оборудования алгоритм действий при проведении десульфатации будет различаться.
Самый эффективный и простой способ, с точки зрения выполнения, это очистка пластин от налёта при помощи специального зарядно-десульфатирующего автомата, принцип действия которого схож с обыкновенной зарядкой АКБ. Итак, основные этапы:
- Клеммы автомата подключаются к токовыводам батареи с соблюдением полярности.
- Устанавливаются необходимые параметры тока и напряжения.
- Оборудование включается в сеть.
- Процесс осуществляется до полной зарядки и может занять много времени в зависимости от степени сульфатации пластин.
Использование для очистки поверхности электродов автомобильного аккумулятора зарядного устройства с функцией десульфатации также достаточно эффективно. Конечно, процедура по времени будет длиться намного дольше, чем в случае применения десульфатирующего автомата, но зато и стоимость такого ЗУ окажется значительно ниже.
Последовательность действий такова:
- Переводим ЗУ в режим десульфатации.
- Соединяем «крокодильчики» зарядника с клеммами батареи, соблюдая полярность.
- Включаем прибор в сеть.
- Отключаем оборудование от сети после полной зарядки.
Как правило, такие зарядные устройства имеют встроенные индикаторы, выводящие на дисплей информацию о степени восстановления АКБ.
Конечно, можно не озадачиваться приобретением специального дорогостоящего оборудования для выполнения десульфатации аккумулятора авто, а попытаться осуществить её, используя типичное зарядное устройство. Естественно, эффективность процесса никто не гарантирует, да и времени он отнимет немало, но попробовать можно.
Действовать следует в соответствии с инструкцией:
- Убедиться, что АКБ практически полностью разряжена.
- Строго соблюдая полярность, подключить клеммы ЗУ к выводам батареи.
- Установить следующие значения параметров: тока – 1 А, напряжения – 14 В.
- Заряжать на протяжении 8 часов.
- По истечении этого времени отключить оборудование и дать аккумулятору отстояться на протяжении суток.
- Вновь подключить зарядное устройство, только на этот раз значение параметра тока необходимо увеличит в 2,5 раза, оставив напряжение прежним.
- Процедуру зарядки осуществлять в течение 10 часов.
- Теперь следует постепенно в интервале от 6 до 8 часов разряжать батарею.
- Всю процедуру необходимо повторить несколько раз, пока ёмкость источника энергии не восстановится практически полностью.
Процедура может затянуться на несколько недель, поэтому рекомендуем запастись терпением.
Десульфатация кальциевых АКБ
В современных аккумуляторах для снижения саморазряда и повышения эксплуатационных качеств свинцовые пластины легируют кальцием. Такие АКБ принято называть кальциевыми. Эти устройства также не лишены проявлений сульфатации, только здесь поверхность электродов прочно оккупируют кристаллы сульфата кальция.
Инструкция
Десульфатация кальциевого аккумулятора проводится обычно с использованием зарядного устройства по следующей схеме:
- Ставим разряженную аккумуляторную батарею на зарядку ровно на сутки, установив величину тока, равную 0,1 А.
- Снижаем параметр тока в два раза и оставляем АКБ на зарядке ещё на сутки.
- Увеличиваем величину тока до 0,5 А и заряжаем до тех пор, пока уровень заряда не достигнет 100 %.
Устранить таким способом возможно только мелкие кристаллы на начальной стадии сульфатации пластин. Более крупные в данном случае будут отваливаться вместе с намазкой – легирующим слоем кальция, следовательно, батарея после такой «реанимации» не только утратит некоторую функциональность, но и прослужит недолго.
Десульфатация АКБ своими руками
Естественный процесс десульфатации автомобильного аккумулятора запустить невозможно, но его можно постараться осуществить своими руками прежде, чем принять решение о непригодности устройства к дальнейшей эксплуатации.
Существует несколько вариантов очистки пластин собственными силами:
- с использованием электрического тока;
- с использованием химических средств;
- вручную механическим способом.
Как провести десульфатацию, используя электрическое оборудование (зарядное устройство, зарядно-десульфатирующий автомат и т. д.), в нашей статье уже рассказывалось. Но существует ещё один вариант использования электрического тока для очистки пластин от солевых отложений. Это метод обратной зарядки с помощью обычного сварочного трансформатора, который будет выполнять функцию десульфатора для автомобильного аккумулятора, он осуществим по следующей схеме:
- Батарею отсоединяем от бортовой сети, вынимаем из-под капота и ставим на ровную поверхность.
- Откручиваем пробки «банок».
- Клеммы сварочного трансформатора подключаем к токовыводам АКБ по обратной схеме, а именно: «+» соединяется с минусом, а «-», наоборот, с плюсом.
- На протяжении 30–40 минут осуществляем подачу тока, величина которого находится в диапазоне от 60 до 100 А.
- В результате раствор электролита, находящийся в корпусе, закипит, что обеспечит качественную очистку поверхности пластин от образовавшегося налёта сульфата свинца. Внимание: аккумулятор тоже при этом изменит полярность, то есть клемма «+» теперь станет «-» и наоборот.
- Остатки электролита удаляем из корпуса.
- Тщательно промываем внутреннее пространство батареи горячей водой с целью удаления осадка.
- Заливаем свежий электролитный раствор.
- Ставим батарею на зарядку, но при этом соблюдаем её вновь обретённую полярность.
Обратите внимание, такой метод подходит исключительно для АКБ обслуживаемого типа.
Из химических средств для очистки можно использовать специальные присадки, имеющиеся в торговой сети, или обычную пищевую соду.
Механический способ заключается в извлечении пластин из корпуса и удалении с них налёта путём очистки поверхности каждой из них с помощью металлической щётки.
Химический и механический методы очистки могут быть рекомендованы для свинцово-кислотных аккумуляторных батарей обслуживаемого типа.
Заключение
Явление сульфатации – это вполне естественный процесс, которому в той или иной степени подвержены все автомобильные аккумуляторы. Конечно, соблюдение условий эксплуатации батареи позволит свести к минимуму его негативное воздействие и продлить срок службы АКБ.
Но, если признаки отложений сульфата свинца на пластинах присутствуют, стоит незамедлительно провести комплекс мероприятий по десульфатации. Для этого совсем не обязательно приобретать специализированное дорогостоящее оборудование или прибегать к услугам специалистов автосервиса. Процесс вполне можно осуществить самостоятельно, выбрав один из описанных выше способов.
Автономный Десульфатор для Кислотно-Свинцовых АКБ
Основной причиной старения аккумуляторной батареи при её длительной эксплуатации, заключающийся в снижении ёмкости, является отложение на зарядных пластинах сульфата свинца. Эти отложения препятствуют нормальным химическим реакциям при заряде-разряде АКБ. Интенсивность образования сульфатных отложений возрастает при неправильной эксплуатации аккумулятора, например, при постоянных недозарядах и глубоких разрядах.
Процесс удаления пагубных отложений с пластин АКБ называется его десульфатацией. Десульфатацию проводят как в периодических профилактических целях, так и для восстановления уже почти не годных к эксплуатации аккумуляторов. Сама очистка пластин производится тремя способами — механическим, химическим и электрическим. Наиболее безопасный и доступный метод для домашнего использования — электрический, о нём и пойдёт речь в сегодняшней статье.
Стоит отметить, что процесс это длительный и первые заметные результаты можно получить, применяя электрический метод десульфатации, от суток до месяца. Всё зависит от степени « засульфачивания » АКБ . Схема этого устройства — прототип китайского DIY -набора с Али , с небольшими изменениями и возможностью повышения мощности устройства. Эту схему с различными вариантами электронных компонентов можно найти в сети на различных тематических ресурсах. Китайские наборы всем хороши — красивая плата, рабочая схема, но они (китайцы) сами наступают на свои « грабли », применяя в них « левые » электронные компоненты непонятного происхождения, и как итог, на выходе получается дешёвое устройство с реальными параметрами, которые не соответствуют заявленным 🙂
Суть электрического метода десульфатации заключается в подаче на АКБ импульсов высокой частоты. Эти импульсы ВЧ с амплитудой выше чем напряжение на клеммах АКБ и силой тока, зависящей от схемного решения, проходя через АКБ разрушают структуру сульфатных отложений, которые частично растворяются и выпадают в виде осадка. Однозначного ответа какой должна быть частота импульсов, амплитуда и сила тока нет. В различных конструкциях, как заводских, так и самодельных, разброс от десятков герц до единиц килогерц при нескольких миллиампер или ампер…
Принцип работы схемы основан на свойстве индуктивности отдавать накопленный заряд при прерывании цепи прохождения тока через неё. Устройство не требует внешнего питания, которое берётся непосредственно с клемм АКБ .
На таймере DD1 собран генератор прямоугольных импульсов с частотой ≈1кГц . Питается DD1 от подключаемого аккумулятора. Для более стабильной работы и снижения пульсаций напряжения питания таймера включена цепь R3C1VD1 . С выхода таймера ( 3 ) управляющие импульсы поступают на затвор p-mosfet транзистора VT1 . При открытии VT1 ток протекает через индуктивности L1L2 . Изменение тока через индуктивности (открытие-закрытие VT1 ) вызывает возникновение ЭДС индукции. При закрытии VT1 накопленная энергия с L1L2 через диод VD1 и конденсатор C5 гасится на аккумулятор в виде короткого импульса амплитудой примерно 30 В . Далее цикл повторяется.
Сила тока определятся параметрами L1L2 . При использовании слаботочных индуктивностей типа RLB1314 , под которые и рассчитана печатная плата, она составляет порядка 0,5 А . Но схема, так сказать с запасом, и если изготовить L1L2 самому на тороидальных сердечниках с внешним диаметром ≈30 мм и проводом 0,8-1 мм , ориентируясь на индуктивность по измерительному прибору, то можно значительно повысить мощность устройства.
Но давать конкретные рекомендации по значению конечной мощности устройства я не возьмусь. Вопрос, во многом противоречивый и требующий изучения. В инете параметры подобных устройств сильно разнятся. Лично я пользуюсь этим устройством с указанным типом L1L2 в профилактических целях, когда появляются большие окна в эксплуатации авто. Устройство просто подключается на полностью заряженный АКБ и отключается при его полном разряде, который контролируется вручную.
Вариант печатной платы показан на рисунке сверху. Индуктивности L1L2 — RLB1314 , конденсатор C5 с низким значением ESR . Светодиод VD2 — индикация работы устройства. При повышении мощности устройства, путём замены индуктивностей, диод VD3 заменяется более сильноточным, например, BYW29-100 и крепится вместе с транзистором VT1 на небольшой теплоотвод в виде алюминиевой пластины.