Содержание
- Что делать, если забит катализатор?
- Забитый катализатор: симптомы, способы устранения проблемы и рекомендации
- Основные признаки неисправности элемента
- Потеря мощности
- Chek Engine
- Высокий расход топлива
- Почему элемент выходят из строя
- Некачественное горючее
- Катализатор низкого качества
- Проблемы с работой двигателя
- Плохие дороги
- Дизельные двигатели
- Как протестировать катализатор на автомобиле
- Визуальный способ
- Тест противодавления
- В заключение
- Как проверить катализатор на машине
- Устройство катализатора и его неисправности
- Признаки неисправностей
- Способы проверки
- Самостоятельная проверка на противодавление
- Способы решения проблемы
- Забит катализатор — симптомы
- Что такое катализатор
- Принцип работы каталитического нейтрализатора
- Ремонт катализатора
- Датчик на катализаторе
Забился катализатор что делать?
Что делать, если забит катализатор?
- Что делать, если забит катализатор?
- 1. Как узнать, что катализатор забит?
- 2. Как чистить катализатор?
- 3. Другие проблемы катализатора
На сегодняшний день практически любой современный автомобиль в штатном режиме оснащается катализатором – устройством, предназначенным для переработки выхлопных газов в другие соединения, которые наносят окружающей среде меньше вреда. Как только этот элемент выходит из строя, скорость транспортного средства уменьшается, а двигатель начинает сильнее нагреваться. Естественно, нет «вечных» деталей, и катализатор, так же, как и многие другие составляющие части машины, имеет свой срок службы. О том, как определить появившиеся проблемы и что с ними делать, мы расскажем в данной статье.
1. Как узнать, что катализатор забит?
Признаки неисправности того или иного элемента не смогут остаться незамеченными для опытного водителя. В случае с катализатором, подобными показателями служат следующие особенности:
1. До определенной скорости машина может ехать с трудом, а затем у мотора словно открывается второе дыхание и он начинает работать в обычном режиме.
2. Проблема прогрессирует по нарастающей. Например, сначала транспортное средство движется со скоростью 150 км/час, затем 120 км/час, а в конце с трудом достигает отметки в 100 км/час.
3. В отдельных случаях, мотор и вовсе отказывается запускаться.
В результате этого также снижается производительность мотора, так как силовой агрегат не может «втянуть» нужное количество воздуха. В цилиндрах двигателя остается часть выхлопа, которая не позволяет топливно-воздушной смеси полностью заполнить камеру сгорания. Соответственно, мощность тяги уменьшается, а динамика ухудшается. Проверить исправность катализатора можно несколькими способами:
Наиболее результативным методом диагностики элемента является способ, предусматривающий демонтаж детали. Если при проведении ее осмотра вы не заметили в ней никакого просвета, значит, проблема все же имеется. Иногда крепление катализатора настолько прикипает, что демонтировать элемент можно лишь при помощи болгарки или других аналогичных приспособлений. Кроме того, конструкции выхлопных систем некоторых производителей достаточно сложные, и для грамотного снятия может потребоваться не один день.
Второй способ диагностики катализатора – это проверка давления во впускной системе. Для реализации задуманного на место датчика кислорода вкручивают манометр (используется переходник) и снимают с него показания на разных рабочих режимах. Стандартным значением считается давление 0,3 кгс/см3 при оборотах 2500. Конечно, у этого способа имеются некоторые недостатки: иногда снимать датчик очень неудобно, так как он прикипает к выпуску, и снять его без применения грубой физической силы просто невозможно.
Третий способ по праву считается наиболее техничным, так как предусматривает использование специального мотор-тестера. На место свечи в цилиндр устанавливается датчик давления, после чего на повышенных оборотах делают анализ осциллограммы.
2. Как чистить катализатор?
Если после осмотра катализатора вы пришли к выводу, что он находится в нерабочем состоянии, то самым простым способом устранить данную проблему будет замена элемента. Также нередко встречаются ситуации, когда испорченную деталь просто демонтируют из системы, продолжая эксплуатацию транспортного средства в стандартном режиме. Помимо того, что таким способом сильно засоряется окружающая среда, передвижение без катализатора крайне неудобно, так как в процессе своей работы мотор начинает сильно шуметь, внутри салона ощущается вибрация, а старт автомобиля характеризуется резким началом.
Ответственный автовладелец, который заботится о чистоте воздуха и предпочитает комфортную езду, не жалеет денег на покупку нового катализатора. Однако если в данный момент заменить старую деталь новой не получается, тогда можно попробовать очистить катализатор.
Перед выполнением процедуры необходимо тщательно осмотреть деталь, ведь часто так случается, что гайки просто прикипают, и снять их очень непросто. Также следует осмотреть и «соты», а если никаких повреждений нет (просадка, прогар и т.д.), тогда можно промыть деталь. При появлении малейших признаков разрушения сот катализатор лучше заменить новым элементом.
Продувку засоренной детали выполняют при помощи корбспрея, а если наблюдается слишком много твердых отложений, катализатор следует оставить на ночь в емкости, наполненной керосином или соляркой, после чего снова повторить продувку корбспреем. Зачастую подобные мероприятия помогают вернуть детали прежний вид и увеличить срок ее службы. В некоторых случаях, чтобы облегчить работу мотора, автолюбители просверливают в корпусе катализатора отверстия, для чего используется победитовое сверло. Конечно, после такой процедуры работа транспортного средства улучшится, но и вред, наносимый окружающей среде, также возрастает.
3. Другие проблемы катализатора
Засорение (или забитость) катализатора – не единственная его проблема. Нередко эти детали просто разрушаются (рассыпается сердцевина), причиной чего становятся механические повреждения (к примеру, удар). В этом случае, водитель будет постоянно слышать непривычное дребезжание рассыпавшихся керамических сот. Устранить неисправность можно несколькими способами, а их выбор зависит от объема силового агрегата и финансовых возможностей автовладельца. Так, для моторов объемом до 2 л чаще всего используют универсальный пламегаситель, изготовленный из нержавеющей стали. Этот материал более устойчив к коррозии, нежели штатный алюминий, но и стоит он несколько дороже.
Если объем двигателя составляет больше двух литров, тогда используется более дорогой и качественный вариант устранения появившейся проблемы. В этом случае по периметру вскрывают внешнюю оболочку катализатора, заменяя керамические поврежденные соты перфорированной системой (желательно, чтобы эти элементы также были изготовлены из нержавеющей стали).
Помните: основной причиной сокращения ресурса катализатора является использование низкокачественного топлива. Кроме того, если бензин будет содержать слишком большое количество железосодержащих присадок, то частицы металла покроют активную поверхность, и реакции прекратятся. Также катализатор не любит отклонений в составе рабочей смеси. Плохо отрегулированный мотор с повышенным содержанием углеводородов в выхлопных газах просто уничтожает силовой агрегат. Чересчур обедненная смесь будет вызывать перегрев монолита, от чего он также страдает.
В тех случаях, когда во впускной тракт проникает масло (например, из-за изношенной поршневой группы), оно будет оседать на активной поверхности и «запекаться» подобно лаку. При попытках запустить мотор «с толкача», используя для этого буксир, в катализатор может попасть большая часть несгоревшего бензина, что может вызвать химическую реакцию, вплоть до образования взрыва. Кроме того, раскалённый корпус не терпит контакта с холодной водой, который может произойти в процессе форсирования водных преград. По мнению специалистов, проблемы с катализатором (особенно в последнее время) также возникают и из-за перенасыщения бензина присадками, повышающими температуру отработанных газов. Естественно, это приводит к оплавлению сот и выходу детали из строя.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
Забитый катализатор: симптомы, способы устранения проблемы и рекомендации
Катализатор в современном автомобиле – это важная деталь выхлопной системы. Данный элемент решает две задачи. Это очистка отработанных газов, прежде чем они попадут в атмосферу, а также снижение сопротивления для их выхода. От катализатора зависит мощность, которую будет выдавать двигатель. Если вдруг автомобиль уже не может ехать так быстро, как раньше, или повысился расход топлива, тогда на лицо такая проблема, как забитый катализатор. Симптомы эти могут быть и при других неисправностях, но чаще всего они связаны именно с катализатором. Рассмотрим и другие признака загрязнения элемента, а также способы решения проблем.
Основные признаки неисправности элемента
Водители даже с небольшим опытом без каких-либо проблем смогут определить, что в выпускной системе есть неисправности. Если выхлопные газы плохо проходят через систему, это неизбежно отразится на поведении автомобиля и звуках работы двигателя.
Потеря мощности
Автомобиль будет с большим трудом набирать скорость.
Chek Engine
Это также один из симптомов, который может указывать на катализатор.
Высокий расход топлива
Из-за чрезмерного загрязнения катализатора может значительно повысится расход горючего. Стоит обратить внимание на тот факт, что расход будет сообщать о проблемах в выхлопной системе только в том случае, если наблюдаются и другие симптомы забитого катализатора – потеря мощности и медленный набор скорости.
Почему элемент выходят из строя
Автомобильный нейтрализатор не может выйти из строя просто сам по себе. Если с этой деталью наблюдаются проблемы или двигатель не хочет набирать обороты и потерял свою мощность, то это говорит о том, что в системе деформированный, либо забитый катализатор.
Некачественное горючее
Если смесь бензина и воздуха не полностью сгорает в цилиндрах двигателя, то горение завершается в катализаторе или в выпускном коллекторе. Затем происходит оплавление основных деталей выхлопной системы. Продукты сгорания оседают в нейтрализаторе и мешают газам проходить с необходимой скоростью. В результате система просто забивается.
Катализатор низкого качества
Автопроизводители комплектуют автомобили качественными деталями и расходными материалами. Но если что-то в машине менялось, то не факт, что владельцу продали качественные запчасти. Если в автомобиле установлен некачественный или неоригинальный нейтрализатор, то существует большой риск, что ячейки катализатора слишком маленького размера. Вследствие недостаточного размера они легко забиваются продуктами сгорания топлива.
Проблемы с работой двигателя
Это еще одна причина. В результате владелец получает забитый катализатор. Симптомы каких-то проблем в работе двигателя незаметны, а максимально точно сказать, что именно приводит к росту продуктов горения топлива в выхлопной системе без серьезной компьютерной диагностики, очень сложно. Проверяются «мозги» автомобиля и считываются все коды ошибок.
Плохие дороги
Если автомобиль регулярно эксплуатируется на дорогах плохого качества, тогда есть большой риск, что он может деформироваться. Достаточно даже незначительного удара, чтобы соты начали разрушаться или деформироваться. Чтобы не заменять дорогостоящую деталь, лучше аккуратнее пересекать препятствия, к примеру, лежачих полицейских.
Дизельные двигатели
На таких силовых агрегатах никакого катализатора нет. Там вместо него есть сажевый фильтр, он выполняет ту же задачу, что и каталитический нейтрализатор в бензиновом двигателе. Еще одно отличие – это цена. Сажевый фильтр обойдется в три раза дороже бензинового элемента.
Как протестировать катализатор на автомобиле
Провести диагностику этой детали можно и самостоятельно при условии, что имеются необходимые знания, умения и оборудование. Также проверяют нейтрализатор в любом сервисе. Существует три метода диагностики.
Визуальный способ
Здесь предполагается простой осмотр. Проблемы в работе этой системы можно определить, просто взглянув на него. Если на корпусе имеются различные деформации, есть большая вероятность того, что соты повреждены. Выяснить, что катализатор забит снаружи – нельзя. Его придется демонтировать.
Тест противодавления
Этот метод не требует демонтажа. Принцип проверки заключается в измерении давления выхлопных газов. Затем данные сравнивают с идеальными параметрами. Для проведения операции нужен манометр и переходник для его включения в систему. Автомобиль следует установить на эстакаду или яму. Далее снимают первый лямбда-зонд, а вместо него подсоединяют манометр. Важно соединить его в систему так, чтобы все было максимально герметично.
Далее заводят мотор и поднимают обороты до 2500-3000, а также фиксируют показатели манометра. Если давление примерно 0,3 кгс/см 2 , то с нейтрализатором все нормально. Если 0,35 кгс/см 2 , тогда (если мотор не модифицировался) стоит на него обратить внимание. Когда уровень составляет 0,5 кгс/см 2 и выше – нейтрализатор неисправен.
В заключение
Обычно в современных автомобилях компьютер сам сообщает водителю, если забит катализатор. Какие симптомы будут на автомобилях без диагностической системы – описано выше. Лучшее решение проблемы – замена. Но это очень дорого, поэтому на многих СТО предлагают установить пламегаситель.
Как проверить катализатор на машине
В борьбе за экологичность все больше повышаются стандарты по вредным выбросам автомобилей. Из-за этого автопроизводителям приходится оснащать машины системами, которые эти самые выбросы снижают.
Одним из самых распространенных способов по снижению вредных веществ в выхлопных газах является оснащение автомобилей каталитическим нейтрализатором.
С одной стороны, наличие катализатора оправдано, он действительно способен уменьшить вредные выбросы за счет химических реакций, которые вредные вещества расщепляют на безопасные.
Но, с другой стороны, нейтрализатор вещь капризная, и выход его из строя может здорово попортить жизнь автовладельцу.
Устройство катализатора и его неисправности
Вначале немного теории по устройству катализатора. Устройство состоит из корпуса, внутрь которой помещены специальные бобины.
Бобина состоит из большого количества сот и зачастую изготовлена из керамики. Вся поверхность сот покрыта благородными металлами или их сплавами.
Именно эти металлы и вступают в реакцию с вредными элементами, содержащимися в выхлопных газах, нейтрализуя их.
Катализатор является элементом системы отвода выхлопных газов и размещен он сразу за коллектором.
Работа устройства контролируется двумя лямбда-зондами, один из которых установлен перед нейтрализатором, а второй – за ним.
Сверяя показания этих датчиков электронный блок контролирует работу устройства.
Именно конструкция катализатора и является его слабым местом. Соты бобины имеют достаточно мелкие размеры, поэтому забиться они могут достаточно быстро.
Рассмотрим самые распространенные неисправности каталитического нейтрализатора.
Данная проблема возникает зачастую из-за использования некачественного топлива, или же из-за неисправности двигателя, в результате которой в цилиндры попадает масло.
Большое количество сажи в выхлопных газах, образованной в результате неполного сгорания «плохого» бензина или наличия масла в топливе, начинает оседать на стенках сотов, приводя к их забитию.
Разрушение бобины в результате сильного удара по корпусу.
Встречается эта неисправность хоть и редко, но она является очень опасной.
В результате удара по катализатору, к примеру, во время поездок по пересеченной местности, бобина разрушается. При этом мелкие части ее могут попасть в ЦПГ, приводя к еще большим проблемам, можно полностью «убить» двигатель.
Внутренние составляющие катализатора хоть и рассчитаны на работу в среде высоких температур, но превышение их выше критической точки приводит к оплавлению керамической основы.
Исчерпан ресурс катализатора.
Даже если на авто ездили бережно, заправляли его только качественным топливом, со временем устройство все равно выйдет из строя.
Дело в том, что химические реакции постепенно уменьшают слой металла, нанесенного на керамическую основу. Поэтому после длительной эксплуатации слой металла полностью растворяется, и катализатор перестает выполнять свои функции.
Признаки неисправностей
Если с катализатором автомобиля возникли проблемы, то появятся определенные признаки, указывающие на это, причем их не так уж и мало.
Самый первый признак.
Он же самый явный – это загорание контрольной лампочки «Check engine» на приборной доске, а сканер при диагностике выводит код ошибки, указывающий на проблемы с системой отвода выхлопных газов.
Но этот признак не может указать, действительно ли катализатор забит или оплавлен. Просто электронный блок основывается на показаниях лямбда-зондов, и выход из строя одного из этих датчиков тоже может стать причиной загорания лампочки.
Потеря динамики авто при достижении определенной скорости. К примеру, при разгоне до 140 км/ч авто начинает «тупить». Причем со временем скоростная планка будет снижаться, динамика будет резко ухудшаться при достижении 140 км/ч, затем – при 120 км/ч, после – при 90 км/ч.
Объясняется это просто – из-за забития катализатора выхлопные газы не могут полностью выйти из камер сгорания, часть из них остается, в результате чего они «задавливают» силовой агрегат.
И чем больше соты будут забиваться, тем на меньшей скорости газы будут «задавливать» мотор.
Если вовремя не обратить внимание на такой признак, то это приведет к тому, что в один не очень хороший момент двигатель не сможет завестись. Оплавление катализатора имеет те же признаки, что и забитие.
Один из самых явных признаков, это разрушение бобины катализатора. При заведенном двигателе из-под авто будет явно прослушиваться шум и дребезжание.
Появление сильного запаха сероводорода (еще он называется запахом «тухлых яиц») в выхлопных газах.
Другие признаки неисправностей катализатора читайте здесь.
Способы проверки
Но перед тем как грешить на устройство, следует точно убедиться, что проблема скрыта в нем.
Проверка катализатора выполняется двумя способами – не снимая с авто, и после его демонтажа.
Проверка без снятия.
Без снятия с авто проверка устройства выполняется двумя способами – диагностикой выхлопной системы на газоанализаторе и тестирование на противодавление в системе отвода газов.
Проверка на газоанализаторе хоть и является отличным вариантом, но вот только далеко не все СТО оснащены таким оборудованием. А в небольших городах такой прибор и вовсе не найдешь.
Суть такого способа – к выхлопной трубе автомобиля подсоединяется газоанализатор, и проводятся замеры.
На основе химического анализа выхлопных газов определяется, забит ли катализатор или нет.
Второй способ проверки – на противодавление более распространен и не требует наличия сложного оборудования.
Суть такой проверки – определение давления на входе в нейтрализатор. Если он забит, давление перед ним на определенных оборотах мотора возрастет.
Официально этот метод проверки делается так – в трубе, подходящей к нейтрализатору проделывается отверстие, к котором нарезается резьба. Далее в это отверстие вкручивается штуцер, к которому подсоединяется медная трубка.
Нужна она для рассеивания тепла, получаемого от выхлопной системы. На конец медной трубки надевается резиновый шланг, подсоединенный к манометру.
Сделав такое приспособление, приступают к замерам. Выхлопная система тестируется на всех режимах работы мотора, а по показаниям манометра определяют, забит ли катализатор.
Кстати, продаются специальные наборы для проверки методом противодействия.
На такой способ несколько сложен в исполнении – необходимо сверлить трубу, нарезать резьбу, после замеров искать подходящую заглушку, чтобы закрыть отверстие.
Самостоятельная проверка на противодавление
Но можно проверить катализатор на противодавление несколько проще, причем протестировать описанным ниже способом даже самостоятельно, не прибегая к услугам СТО.
Итак, нам понадобится наличие манометра, причем нужен точный прибор, измеряющий давление до 1 кгс/см. куб. Также потребуется штуцер и длинная резиновая трубка.
Имея все это, можно приступать к замерам:
- Автомобиль ставим на смотровую яму и обездвиживаем.
- Находясь под авто выкручиваем лямбда-зонд, установленный перед катализатором.
- Вкручиваем на его место датчика штуцер. Важно заранее подобрать штуцер, по размерам соответствующий отверстию.
- На штуцер надеваем подготовленную резиновую трубку. Сразу необходимо закрепить соединение хомутом.
- К другому концу трубки подсоединяем штуцер и тоже закрепляем хомутом.
- Просим помощника завести двигатель и установить обороты холостого хода. При запуске на приборной панели загорится «Check engine», но внимание на него не обращаем.
- После помощник должен довести обороты до 3000 и удерживать их на протяжении 5-7 секунд, затем снова повышаются обороты – уже до 5000 и тоже удерживаются.
- В это время манометром заменяется давление на входе в катализатор при всех режимах работы мотора.
Если катализатор не забит или не оплавлен, то показания манометра даже на 5000 об/мин не должны превышать 0,35 кгс/см. куб. И то — это значение больше подходит для авто, в которых силовая установка подвергалась доработка в ходе тюнинга. Для «стоковых» моторов нормальными будут и показания манометра до 0,5 кгс/см. куб.
Проверка со снятием.
Если не хочется заморачиваться с подсоединение трубок и т. д., то можно нейтрализатор попросту снять с авто и провести визуальный осмотр на свету.
Делается это просто – устройство демонтируется с авто, с одной его стороны ставиться источник света (лампа, фонарь), а с другой смотрится, как соты пропускают свет.
Этот способ проверки точно даст понять, забит ли катализатор, вот только при снятии его можно столкнуться с сильными проблемами. За время эксплуатации гайки крепления часто прикипают к болтам и сорвать их бывает сложно.
Неотъемлемой частью катализатора является лямбда зонд, который тоже требует проверки, как это делать читайте на этой странице https://autotopik.ru/diagnostika-neispravnostei/609-kak-proverit-lyambda-zond.html.
Способы решения проблемы
Одной проверки катализатора недостаточно, ведь если он забит – проблему нужно решать.
Вариантов устранить неисправность несколько:
- Попытаться прочистить или промыть устройство. Это действительно может помочь, но только в случае несильного забития. При оплавлении, разрушении и полной закупорки сотов таким способом проблему не решить.
- Замена нейтрализатора на оригинальный. Выполнить проще всего – сняли, установили новый и все. Вот только стоит оригинальный аналог очень дорого, поэтому не всегда целесообразно его покупать.
- Замена на универсальный нейтрализатор. Некоторые фирмы, занимающиеся производством автозапчастей и аксессуаров, выпускают каталитические нейтрализаторы, которые можно устанавливать на разные авто. Стоит такой элемент дешевле оригинального, но придется «помучиться» с подбором и подгонкой;
- Замена нейтрализатора на пламегаситель. Самый простой способ, позволяющий навсегда забыть о проблеме катализатора.
Пламегаситель врезается в систему вместо нейтрализатора и все. Но для корректной работы ЭБУ придется его либо перепрошивать, либо использовать обманки. Стоит отметить, что на авто, в котором вместо нейтрализатора стоит пламегаситель, в некоторые из стран Европы уже не въедешь.
Как решать проблему с каталитическим нейтрализатором – решать автовладельцу. Мы же рассказали, как проверить данный элемент разными способами, и что можно предпринять в случае его неисправности.
Забит катализатор — симптомы
С применением катализаторов массово, процент загрязнения окружающей среды снизился на 2,4%. Эту статистику придумали не мы, об этом говорит союз экологов Германии, но мы знаем точно, что с применением каталитических нейтрализаторов цены на систему выхлопа поднялись на 30%, обслуживание автомобиля с ДВС стало дороже, а проблем с лампочкой Check Engine стало больше. Химзаводы как дымили, так и дымят, но катализаторы им не светят. Раз без нейтрализаторов совсем уж никуда, то посмотрим, чем может светить нам, как владельцам автотраспорта, применение систем очистки отработанных газов.
Содержание:
Что такое катализатор
Катализатор, или каталитический нейтрализатор, разработан специально для того, чтобы снижать уровень свинца и СО в отработанных газах. В принципе, при обеспечении идеальных условий работы двигателя, можно запросто обойтись и без него. Если система питания отрегулирована идеально, бензин соответствует стандартам, а система выхлопа исправна, то довести уровень вредных веществ в газах совсем несложно. Но их уровень сильно зависит не только от мастерства механика, который регулирует впрыск или карбюратор, топливный насос высокого давления в дизелях. Большое значение имеет качество бензина, на которое повлиять мы не можем при всем своем желании.
А катализатор просто дополнительная труба с диффузором, в котором установлена сетка с платиновым или другим не менее дорогим покрытием. Все вредные вещества в выхлопе, точнее, большая часть из них — это несгоревшие остатки топлива и продукты сгорания. Чтобы их нейтрализовать, процесс горения нужно катализировать, то есть ускорить. В двух словах это и есть основной принцип работы и цель катализатора. Цель, конечно благородная. Только не всегда она оправдывает сильную потерю мощности и увеличенные расходы топлива. При том, что стоит система нейтрализации газов очень недешево.
Принцип работы каталитического нейтрализатора
Катализатор работает просто. Понять его сложно, а в принципе, он оценивает уровень загрязнения выхлопа, дает сигнал в мозги двигателя, в электронный блок управления, который уже корректирует условия работы таким образом, чтобы уровень вредных веществ в выхлопной трубе был минимальным. Катализаторы устанавливают в приемной трубе выхлопной системы автомобиля, сразу после выпускного коллектора. Сделано это потому, что в этом месте температура выхлопных газов еще достаточна для того, чтобы вредные примеси могли сгореть синим пламенем, а уже на выходе из глушителя их было как можно меньше.
Роль контрольного органа в этой системе играет датчик кислорода, лямбда-зонд. От него и вся головная боль водителей. Это он доносит всю информацию о состоянии газов и самого катализатора на ЭБУ. В старых версиях систем, Евро2, зонд стоял только один, на входе в катализатор и с ним еще можно было договориться. На автомобилях, подготовленных по стандарту Евро3 и выше, зондов 2 и больше, а контролируют ситуацию они как на входе, так и на выходе из катализатора. Если зонд считает, что кислорода в выхлопных газах недостаточно для сгорания вредных веществ, он зажигает лампочку Check Engine, а дальше водитель думает о том, как ремонтировать катализатор.
Ремонт катализатора
По большому счету, катализатор представляет собой обычный резонатор глушителя с датчиком и сеткой, при помощи которой он контролирует процент кислорода в газах. Основными поломками могут быть прогары и ситуация, когда забит катализатор Симптомы могут быть самые разные. Вот только некоторые из них:
- Двигатель просто не запускается. Это происходит в том случае, если катализатор забит полностью. Как это выглядит, можно глянуть на фото. В этом случае двигатель попросту не может работать, поскольку смесь не может поступать в камеру сгорания. Установить точно, насколько виноват в этом катализатор, просто. Выкручиваем первый по ходу выхлопа датчик. Если мотор ожил, значит катализатор приказал долго жить.
- Ухудшилась динамика автомобиля. Как в ходу, так и стоя на месте, явно ощущается, что мотор тупит и неадекватно реагирует на педаль газа. Это свидетельствует о том, что катализатор только начал забиваться, основные сюрпризы впереди.
- Может возрасти расход топлива, но на катализатор это указывает только в том случае, если увеличение расхода связано с потерей динамики.
- Самый явный признак — Джеки Чан. Лампочка Чек Энжин всегда направляет к катализатору при малейшей проблеме. Чтобы подтвердить эту версию, можно заехать на диагностику, где компьютер покажет ошибку с кодом Р0420. Эта цифра говорит о непродуктивности работы двигателя, но если рассматривать симптомы комплексно, то все дороги ведут к катализатору. Точнее, к его замене.
Датчик на катализаторе
В этом случае можно поступить несколькими путями. Извиниться перед Гринписом и выбросить катализатор на помойку. Но в этом случае придется совершать некоторые доработки. Или поступить, как настоящий борец за экологически чистую атмосферу — купить новый катализатор, который обойдется от $150 до $300, в зависимости от модели автомобиля. К примеру, на Рено Сандеро Степвей новый катализатор обойдется в 32 000 рублей. Понятно, что Степвей не самая дорогая машина, а, пожалуй, самая дешевая из импортных.
Поэтому чаще всего вместо катализатора устанавливают пламегаситель с датчиками кислорода, которые несут декоративную функцию. Чтобы они не вмешивались в работу двигателя, ЭБУ просто перепрограммируют. Это возможно не во всех автомобилях, но большинство поступает именно так. Следовательно, если загорелась лампочка, паниковать не стоит, всегда можно найти оптимальный выход. Не бойтесь лампочек, и свежего вам выхлопа!