Какие клеммы для аккумулятора лучше?

Клемма АКБ: надежный контакт с аккумулятором

Для нормальной работы электросистемы автомобиля нужно обеспечить надежное ее соединение с аккумуляторной батареей — это обеспечивается специальными клеммами. Все об аккумуляторных клеммах, их типах, конструкции, особенностях и применяемости, а также об их правильном выборе и монтаже читайте в статье.

Что такое клемма АКБ?

Клемма АКБ (аккумуляторной батареи, стартерной батареи) — электротехническое изделие автотракторного назначения; клемма большого сечения для подключения бортовой сети транспортного средства (ТС) к клеммам аккумуляторной (стартерной) батареи.

Аккумуляторные клеммы выполняют несколько функций:

  • Электрическое соединение АКБ со стартером, генератором и иными потребителями тока, а также с «массой» транспортного средства;
  • Возможность быстрого монтажа и демонтажа стандартных и подходящих для данного автомобиля аккумуляторных батарей;
  • Обеспечение надежного электрического контакта при активной эксплуатации ТС в различных условиях;
  • Защита от неправильного подключения АКБ и (иногда) от короткого замыкания.

Именно с клемм АКБ начинается бортовая электросистема автомобиля, трактора и прочей техники, поэтому важную роль играет их качество, надежность и электрические характеристики. При неисправности клеммы должны быть заменены, а, чтобы сделать верный выбор этих деталей, следует подробно разобраться в их видах, конструкции, особенностях и применяемости.

Типы и конструкция аккумуляторных клемм

Клеммы АКБ отличаются применяемостью, конструкцией, материалом изготовления и некоторыми особенностями.

В первую очередь, изделия можно разделить на четыре класса по способу монтажа и, соответственно, применяемости:

  • Ножевые типа «мама» — для соединения с АКБ, оснащенными ножевыми клеммами;
  • Винтовые — для соединения с АКБ, имеющими различные типы плоских клемм с отверстием под винт/болт;
  • Накидные — для соединения с аккумуляторами, имеющими цилиндрические или конические клеммы;
  • Универсальные винтовые и накидные — для соединения с батареями, оборудованными цилиндрическими или коническими клеммами с поперечным отверстием.

Наиболее широкое применение в автотракторной технике находят накидные клеммы — в дальнейшем речь пойдет именно о них. Хотя многое сказанное о накидных клеммах справедливо для винтовых и универсальных (это касается материала изготовления, способа соединения с проводом и т.д.). Здесь же укажем, что ножевые клеммы используются для подключения маломощных аккумуляторов (в том числе на мототехнике), а винтовые — на некоторых автомобилях зарубежного производства, маломерных судах и т.д.

Накидные клеммы, независимо от типа и применяемости, имеют принципиально одинаковое устройство. Это цельная или составная деталь, на одной стороне которой находится петля или зажим для монтажа на клемме, а на обратной стороне — наконечник для соединения с проводом.

Клеммы могут иметь накидную часть различных типов:

  • Ω-образная скоба — выполнена в виде хомута, на задней стороне которого предусмотрены отверстия под винт для фиксации клеммы и монтаж провода;
  • Скоба с поперечным винтовым зажимом — скоба с расположенным в передней части болтом/винтом с гайкой, которым осуществляется фиксация на аккумуляторной клемме;
  • Скоба с продольным винтовым зажимом — скоба с расположенным сбоку винтом.

По конструкции наконечника клеммы делятся на две группы:

  • С зажимным (винтовым) наконечником;
  • С компрессионным (обжимным) наконечником.

Наконечники первого типа представляют собой различные варианты винтов с гайками, винтов с прижимными планками и винтов, расположенных в каналах. Конец провода фиксируется в наконечнике прижимом одного или двух винтов/болтов — это наиболее простое по конструкции решение, которое позволяет снять и заменить провод без применения специального инструмента.

Наконечники второго типа выполнены в виде глухой короткой трубки, в которую вставляется конец провода и обжимается. Такой наконечник имеет свои сложности и особенности монтажа (довольно трудно равномерно и качественно обжать провод, не имея навыка), однако он обеспечивает наиболее полный контакт с проводом.

При этом наконечники бывают двух типов по количеству подключаемых проводов:

  • Один или два провода — один стартерный и один генераторный, один на «массу»;
  • Три и более проводов — дополнительные провода для подключения отдельных потребителей тока.

Обычно дополнительные провода имеют малое сечение, поэтому они подключаются к наконечникам уменьшенного размера.

Клеммы АКБ изготавливаются из различных материалов: свинца, латуни и бронзы, латуни с оловянно-висмутовым покрытием, меди, алюминия, цинка с омеднением и других.

Свинцовые клеммы. Изготавливаются из свинца, имеют стальные зажимные винты/болты и другие детали. Наиболее совместимы со свинцовыми клеммами на аккумуляторной батарее, но обладают повышенным электрическим сопротивлением и при разряде АКБ могут ухудшать работу электросистемы. Кроме того, свинцовые клеммы обладают низкой механической прочностью и интенсивно разрушаются под воздействием негативных факторов окружающей среды.

Читать еще:  Как убрать помутнение фар своими руками?

Латунные и бронзовые клеммы. Изготавливаются из латуни и бронзы определенных марок, обладают высокой механической прочностью и низким электрическим сопротивлением. Однако имеют существенный недостаток — при контакте со свинцовой клеммой образуют гальваническую пару, между разнородными металлами протекают химические реакции, приводящие к образованию окислов на поверхности клемм. В результате со временем контакт между клеммами ухудшается, а сами они разрушаются.

Латунные клеммы с оловянно-висмутовой полудой. Изготавливаются из латуни и имеют сплошное покрытие оловянно-висмутовым или иным припоем, который снижает интенсивность химических реакций при установке на аккумуляторную батарею и продлевает срок службы изделия.

Медные клеммы. Наилучшее решение сточки зрения электротехнических характеристик, так как медь обладает высокой электропроводностью и практически не влияет на сопротивление цепи при любых токах. Однако для них характерны все описанные выше недостатки, поэтому чаще используются медные клеммы с покрытиями, в том числе и золотым. Данные клеммы сегодня широко применяются для тюнинга автомобилей — при установке мощных аудиосистем высокого класса и другого оборудования.

Алюминиевые, цинковые и иные клеммы с защитным покрытием. Это не слишком распространенная группа клемм, они имеют малый вес, но вследствие наличия покрытия обладают довольно высокой стоимостью и их установка не всегда оправдана.

Для всех аккумуляторных клемм серьезную опасность представляют различные факторы окружающей среды, поэтому для дополнительной защиты могут применяться пластиковые или резиновые чехлы, защитные короба и иные приспособления.

Клеммы АКБ делятся на два типа по назначению: положительные (плюсовые) и отрицательные (минусовые). Также они разделяются на группы для транспортных средств с напряжением в бортовой сети 6, 12 и 24 вольта.

В заключении укажем, что сегодня существует большое разнообразие клемм с дополнительным функционалом: со встроенным индикатором напряжения, специальной защитой от коррозии, винтами для быстрого монтажа/демонтажа и другие. Однако в целом их конструкция не отличается от описанной выше, поэтому рассматривать их отдельно мы не будем.

Размеры и применяемость клемм АКБ

На рынке представлены клеммы для различных типов АКБ, наиболее распространены два стандарта:

  • Euro (Type 1) — клемма «+» диаметром 19,5 мм, клемма «-» диаметром 17,9 мм;
  • Asia (Type 3) — клемма «+» диаметром 12,7 мм, клемма «-» диаметром 11,1 мм.

Размеры присоединительных наконечников клемм рассчитаны для проводов сечением 8-12 кв. мм, но бывают варианты для проводов увеличенного сечения.

Как правильно выбрать и заменить клемму АКБ

Выбор клемм следует делать, исходя из типа установленного аккумулятора, условий эксплуатации автомобиля и особенностей его электросистемы.

Сначала нужно определить тип АКБ — «Евро» или «Азия», и выбрать клеммы соответствующего размера. Затем можно выбрать клемму по количеству подсоединяемых к наконечнику проводов — в большинстве случаев достаточно стандартных клемм с одним и двумя проводами. Если же на машине есть дополнительное оборудование, то могут потребоваться детали с возможностью подключения трех проводов и более.

Что касается металла изготовления клемм, то вариантов здесь масса. Стандартное решение — недорогие свинцовые детали. Однако для продления их срока службы рекомендуется периодически контролировать прочность монтажа и очищать от загрязнений. При несколько большем бюджете можно выбрать латунные или бронзовые клеммы простые или с оловянно-висмутовой полудой. А когда важно обеспечить высококачественное подключение, имеет смысл покупать медные клеммы, в том числе и с защитным покрытием. Изделия этой группы имеют высокую стоимость, однако их покупка будет оправдана.

Монтаж клемм следует выполнять в соответствии с рекомендациями производителя. Прежде всего нужно зачистить контактные клеммы на аккумуляторе и зашкурить внутренние поверхности клемм (особенно, если они окрашены), при монтаже необходимо прочно затягивать винты и обеспечивать надежное крепление проводов. Выполнив все условия, вы получите надежный электрический контакт и нормальную работу электросистемы автомобиля.

Автомобильные аккумуляторные клеммы

Свинцовые клеммы

Самыми распространенными и надежными аккумуляторными клеммами по праву считаются свинцовые – не только по цене, прочности и т.д. И хотя у свинца меньшая электропроводность, чем у меди, латуни и алюминия – предпочтение все же производители аккумуляторов отдают свинцу.

Он намного мягче других металлов и к тому же очень тяжелый.

В силу того, что при производстве начинки и токоотводов свинцово-кислотных аккумуляторов применяют свинец (о чём мы писали в статье «Способы изготовления токоотводов свинцовых аккумуляторов»), то и автомобильные аккумуляторные клеммы тоже, в основном, изготавливают из свинца.

В последнее время появились свинцовые клеммы с латунными барашками и оксидированными болтами, что значительно снижает степень окисления.

Стоимость свинца намного меньше меди, а его мягкость позволяет без особого труда обрабатывать отлитые из него детали. Температура плавления свинца составляет 327°С, олова – 232°С, меди — 1084 C, латуни – 1050 C, а бронзы – 1140 C.

Читать еще:  Для чего нужно обкатывать шипованную резину?

Низкая температура плавления свинца может, на первый взгляд, считаться недостатком. Но иногда, в случае короткого замыкания, этот недостаток перерастает в достоинство. Свинцовые клеммы расплавятся и сыграют роль плавкого предохранителя.

Если короткое замыкание будет длиться какое-то время, то электролит в аккумуляторе может выкипеть, что может спровоцировать его взрыв.

Латунные клеммы

Клеммы латунные для аккумуляторных батарей стойкие к окислению с гайкой «барашек» и болтом затяжки. Клеммы могут использоваться при повышенной влажности. Конструктивно устроены так, что затяжку клеммы можно выполнять одной рукой – головка болта упирается в специальный выступ и не дает возможности болту проворачиваться вокруг своей оси.

Медные клеммы

Вообще-то массово медные аккумуляторные клеммы не выпускают, по крайней мере, упоминаний в Интернете не нашел. В отличие от процесса изготовления свинцовых клемм, медную клемму очень сложно сделать методом отливки.

По физическим свойствам медь является самым лучшим проводником электричества. Если вы установите такие клеммы на ваш аккумулятор, то этим вы значительно улучшите пуск двигателя зимой, снизите окисление и улучшите зарядку батареи.

В интернет-магазинах предлагают обмедненные клеммы по цене 260 рублей за штуку.

Автомобильная клемма с выключателем массы

Обычно для подключения аккумулятора к бортовой сети используется переключатель масс. Но всё можно сделать гораздо проще. Есть устройство, где выключатель массы находится прямо на аккумуляторной клемме.

Эту клемму можно устанавливать как на минусовый токоотвод аккумулятора, так и на плюсовой. Данное устройство пригодится тем, у кого слабый аккумулятор или автомобиль имеет какую-то утечку тока (и трудно её найти).

Конструктивно клемма состоит из двух латунных частей, которые разделены между собой изолятором. Также есть пластиковый барашек с латунным сердечником. Он и является выключателем массы.

Если закрутить его до конца, то его шляпка упрётся в клемму и замкнёт цепь. Диаметр клеммы – 17 мм.

Вполне возможно, что это устройство избавит вас от покупки, монтажа и подключения отдельного выключателя масс.

Такую клемму можно заказать на Алиэкспресс, стоимость 1 шт. 315 руб. с бесплатной доставкой. Если заказываете 2 штуки – стоимость 500 рублей.

Окисление автомобильных клемм

Некоторые водители, открыв капот автомобиля, с удивлением обнаруживают шапку окислов на выводном штыре стартерной батареи.

Именно здесь чаще всего нарушается контакт. Именно по этой причине чаще всего случаются отказы при пуске двигателя.

Почему у кого-то такая неисправность проявляется, а у кого-то – нет?

Можно ли избавиться от подобной мелкой, но коварной неприятности?

Лечить последствия можно бесконечно, каждую неделю очищать и драить клеммы. Лучше выявить причину окисления.

Причиной появления окислов на клеммах аккумуляторов является просачивание электролита через неплотность между выводным токоотводом и корпусом стартерной батареи.

Нарушение герметичности в этом месте обычно происходит по двум причинам:

  • — при производстве аккумуляторной батареи допущен заводской брак;
  • — водитель допустил небрежность при обращении с аккумулятором.

Многие автовладельцы, закручивая на клемме крепёж, ленятся взять в руки второй гаечный ключ. Казалось бы – чего проще. Головку болта удерживайте одним ключом, а вторым затягивайте гайку. Так нет же – крутят только гайку и тем самым изгибают, выламывают токоотвод.

Пластиковая крышка у основания токоотвода при таком варварстве, естественно, будет деформироваться. Появление микротрещин вокруг токоотводов происходит из-за небрежного снятия и установки клемм.

Будьте аккуратней, не прилагайте слишком большое усилие!

Появление микротрещин в районе токоотводов замечено, в основном, у аккумуляторов нижней ценовой категории.

При появлении первых признаков окисления можно использовать подручные материалы, для чего необходимо снять окислившуюся клемму и очистить ее и токоотвод наждачной шкуркой или металлическим ёршиком.

Из нетолстого войлока (подойдет армейское шинельное сукно) необходимо вырезать кольцо диаметром 4-5 мм. Посредине сделать отверстие такого диаметра, чтобы кольцо оделось на токоотвод.

Кольцо с обеих сторон необходимо смазать любой густой смазкой.

Проверено – такой способ гарантированно защищает место утечки электролита. Теперь кислота не будет разъедать клеммы.

Независимо от автомобиля и аккумулятора – аккумуляторные клеммы через время окисляются. Бывает активное окисление (наросты белого порошка), а иногда не заметное, но все равно нужно будет снимать клеммы и всё очищать.

Окисление любой интенсивности вызывает ухудшение контакта между токоотводами и клеммами со всеми вытекающими последствиями.

Если с автомобилем начинают возникать какие-либо проблемы – первым делом необходимо проверить состояние аккумулятора.

Плохой контакт на аккумуляторных клеммах – основная причина неисправностей и отказов.

Слабая затяжка и как следствие, неплотное прилегание клеммы к токоотводу аккумулятора, дает плохой контакт, вызывая реакцию окисления. Данная ситуация устраняется чисткой токоотвода и клеммы.

Почему окисляются клеммы аккумулятора?

От того, что нет герметичности либо сильно парит из газоотвода, или кипит аккумулятор о чём подробно описано в статье «Почему закипает аккумулятор».

Пары электролита попадают на токоотвод и конденсируются в виде белого налёта. Неприятное и некрасивое явление, которое легко отчищается, но это ухудшает контакт, нагревается клемма и происходит много всяких недоразумений.

Читать еще:  Для чего нужен кенгурятник на машину?

Разгерметизация между токоотводом и корпусом аккумулятора чаще всего встречается на дешевых аккумуляторах.

Если появились вокруг токоотвода микротрещины, то их нужно своевременно запаять клеевым пистолетом, предварительно очистив и обезжирив поверхность вокруг токоотвода.

Ответственные производители сделали газоотвод в сторону от токоотвода, чтобы как можно меньше паров в случае кипения электролита попадало на токоотвод и клемму.

Как избавиться от окисления клемм?

На некоторых аккумуляторах предусмотрены специальные кольца. Они, конечно, не спасают на 100% от окисления, но, тем не менее, какую-то защиту они приносят.

На многих качественных аккумуляторах также устанавливают подъёмные кольца и обруч-зажим.

Времена подручных средств постепенно проходят и все больше автолюбителей переходят на профессиональные средства ухода и профилактики.

В частности, хорошо зарекомендовали себя такие устройства как чистик.

С помощью чистика тщательно очищаем внутренний конусный диаметр клемм, срезаем небольшой слой свинца, чтобы получилась абсолютно гладкая ровная поверхность. Это нужно для плотного пятна контакта.

Далее очищаем токоотводы, чтобы не было малейших признаков окисления.

Если у вас еще нет чистика, то данные операции можно проделать с помощью наждачной бумаги. Хотя, конечно, качество обработки будет пониже.

После обработки токоотводов корпус аккумуляторной батареи необходимо промыть раствором соды.

Почему греются клеммы на аккумуляторе?

Основной причиной, по которой нагреваются аккумуляторные клеммы, является некачественный контакт с токоотводом.

Нагревание клемм может быть вызвано:

  • — загрязнением поверхности токоотвода и клеммы;
  • — ослаблением крепёжных элементов;
  • — физической деформацией.

Чем плотнее прилегают друг к другу клеммы и токоотводы, тем меньше электрическое сопротивление в месте контакта и тем меньше будут греться клеммы при протекании пускового тока.

При увеличении сопротивления на стартер подается меньше тока, что приводит к проблемам в запуске двигателя.

Зачастую просто достаточно разобрать клеммное соединение, при помощи чистика очистить поверхности и надёжно зафиксировать соединение. Если клемма подверглась деформации, то её желательно заменить на новую.

Нужно ли смазывать клеммы аккумулятора?

После очистки токоотводов и клемм их можно и нужно защитить с помощью различных средств. Именно защитить, а не смазывать внутри.

Цветные металлы (а свинец особенно) имеют нехорошее свойство – быстро окисляться и покрываться защитной плёнкой. Смазками нужно пользоваться после того, как аккумулятор надежно подсоединен к бортовой система автомобиля.

Пропускает ли смазка электрический ток? Нет, все современные защитные средства являются диэлектриками и могут только ухудшить проводимость. Их основная задача – защитить свинцовые детали от появления окисла.

Если клеммы подверглись окислению, то уже никакая защитная смазка не поможет. В такой ситуации необходимо только отсоединять аккумулятор, зачищать клеммы до блеска и уже потом, после обратной сборки, покрывать защитным средством.

Современные материалы более качественные, чем 20-30 лет назад. Под капотом автомобиля намного чище и суше, чем раньше, корпуса аккумуляторов герметичные. Да и защитные средства нередко стоят немалых денег.

Если у вас хороший, качественный аккумулятор, ничего не окисляется, то, естественно, ничего смазывать не нужно. Ну а если дешёвый, возможно неисправный или бракованный, с трещинами аккумулятор, который окисляет все подряд (крепления, место где стоит и клеммы), то тогда единственное спасение (не считая покупки нового) нанести смазку на клеммы. Но злоупотреблять этим не рекомендуется.

Применять ли защиту для аккумулятора – дело каждого, но лучше наверно, перестраховаться, чем недо……!

Какие средства использовать для защиты клемм автомобильных аккумуляторов?

Если вы уже определились в вопросе защиты и приняли положительное решение – необходимо разобраться – какие средства можно и нужно применять.

Лучшее соединение токоведущих деталей – металл к металлу.

Раньше для смазки применяли ЛИТОЛ 24, потому что ассортимент защитных смазок был скудный, можно сказать, вообще никакой. Автолюбители применяли любую густую смазку, мазали что было под рукой (солидол, ЦИАТИМ, 157-ю и т.д.).

Сейчас мы имеем достаточный выбор защитных смазок:

Molykote HSC Plus – расфасовка 100 г. – примерная стоимость 900 руб.

Смазка для электроконтактов LIQUI MOLY Batterie-Pol-Fett 7643 – в районе 230 руб.

Смазка Vmpauto MC1710 – 1 пакт. 10г. – около 50 рублей.

Список и дальше можно продолжать, но думается, и этого вполне хватит.

В магазинах выбор довольно велик. Тут тебе и спреи, и смазки, и гели.

По отзывам автомобилистов, предпочтение отдается смазке для электроконтактов LIQUI MOLY.

Какие полезные функции выполняют средства для защиты от окисления?

Необходимо изолировать место соприкосновения клеммы и токоотвода от воздействий внешней среды, т.е. попадания влаги, паров электролита, загрязняющих веществ и т.д.

Из отрицательных свойств необходимо отметить тот факт, что густая смазка собирает на себя всю грязь.

После каждого снятия аккумулятора необходимо повторно проводить очистку токоотводов и клемм.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector