Содержание
- Чем отличается вариатор от автоматической коробки передач и что надежнее?
- Устройство автомата и вариатора
- Чем отличается вариатор от автомата и что лучше
- Коробка автомат и вариатор – в чем разница, что надежнее, как определить?
- Вариатор или автомат: что лучше?
- Устройство вариаторной коробки передач и принцип её работы
- Виды вариаторов
- Чем отличается вариатор от коробки автомат?
- Какие основные отличия вариатора от автомата?
- Традиционная автоматическая коробка передач
- Конструкция вариатора и основные преимущества его использования
- Подводим итоги
Отличие вариатора от автомата что лучше?
Чем отличается вариатор от автоматической коробки передач и что надежнее?
Как стремительно летит время, буквально 8-10 лет назад автомобилей с автоматической коробкой переключения передач можно было пересчитать по пальцам, а сейчас АКПП стоит на подавляющем числе легковых машин. Сегодня интерес автолюбителей вызывает вариатор, которым оснащаются все дорогостоящие авто.
Многие ещё слабо представляют себе строение и принцип работы этого механизма, и задают вполне справедливый вопрос, чем отличается вариатор от автомата и что из них лучше выбрать, при покупке автомобиля?
Чтобы снять все восклицательные знаки, была написана эта статья. В которой мы всё разложим по полочкам и сделаем правильный вывод по поводу: вариатор или автомат — что надежнее и эффективнее, какая трансмиссия предпочтительней!
Устройство автомата и вариатора
В составе автомата находятся два основных узла — это гидротрансформатор и редуктор.
- Гидротрансформатор призван для плавного переключения передач, если проще, то он заменил сцепление.
- Редуктор автоматической коробки передач представляет собой, законченный механизм с несколькими ступенями, в нём все парные шестерни находятся в постоянном зацеплении.
Бесступенчатый вариатор. Механизм работает без привычного всем переключения передач.
Как устроен: он имеет 2 конусных шкива (ведомый и ведущий), которые находятся один против другого и связаны между собой металлическим трапециевидным ремнём или на некоторых моделях могут стоять цепи.
Вот так шкивы связаны с помощью ремня
Как работает вариатор?
Конусные шкивы не цельные, а состоят из сдвижных частей.
- Когда ведущий шкив максимально раздвинут, то металлический ремень ходит по маленькому диаметру (низкая передача), что равносильно первой передачи.
- При сдвинутом шкиве, ремень проходит уже по большему диаметру (высокая передача), что равносильно пятой или более высокой передаче.
Так работает вариатор, сдвигая и раздвигая шкивы, что приводит к изменению передаточного числа и соответственно, меняется скорость автомобиля.
Посмотрите интересное видео, устройство и принцип работы вариатора:
Плюсы, минусы автомата и вариатора
Чтобы лучше понять отличие вариатора от автомата, нужно рассмотреть их эксплуатационные характеристики.
Автоматическая коробка передач повышает комфорт вождения автомобиля за счёт отсутствия надобности в переключении передач. Водитель, например, в пределах города, получает большую раскрепощенность и лёгкость в управлении машиной. Ввиду самостоятельного переключения передач автоматом, мотор не испытывает перегрузок и снижается его износ.
Недостатки: автомату присущ низкий КПД, ввиду потерь в гидротрансформаторе, что ведёт к увеличению расхода топлива. Ещё минус АКПП заключается в худшей динамике разгона по сравнению с вариатором.
Вариатор находится под управлением компьютера, который от условий движения машины очень точно выбирает передаточное число и поэтому мотор работает в экономичном режиме, без излишних нагрузок. Автомобиль оснащённый вариатором, разгоняется с места очень плавно (комфорт езды сказочный!) и отсутствие (как такового) переключения скоростей, также улучшает качество езды.
Ещё коробка вариатор имеет отличие от автомата в том, что у ней есть большое число передач и это дозволяет мотору работать только в щадящем режиме.
- Автоматическую коробку и вариатор очень сложно ремонтировать. Но, здесь автомат лидер, потому что его обслуживать и ремонтировать берутся почти все автосервисы, АКПП изучена и применяется на автомобилях уже приличное время.
- Вариатор — пока ещё новый механизм, его массовая установка на транспортные средства началась не так давно, он мало изучен и не наработал своей статистики. Найти специалиста по его ремонту проблематично и само обслуживание выльется в круглую сумму. Также, вариаторные коробки требуют только своего масла, которые для каждого механизма разные.
Вот вам и ответ на вопрос: вариатор или автомат что надежнее? Выводы можете сделать сами!
Моё мнение: если приобретаете новый автомобиль с гарантией, то берите с вариатором, в случае чего, гарантийное обслуживание выручит. А если предстоит покупка без гарантии, то стоит выбор сделать в пользу автомата, меньше потратите нервов в случае поломки.
Подведём итог, чем отличается вариатор от автомата:
- вариатор наделяет автомобиль динамичным разгоном (быстрее АКПП);
- автомобиль с вариатором имеет меньший расход топлива (автомат кушает больше);
- вариатор требователен к маслу, но, объём масла у него меньше и сроки замены масла больше, чем у автомата;
- вариатор не имеет гидротрансформатора и поэтому он плавно меняет передаточное число, нет переключения передач;
- вариатор очень сложно и дорого ремонтировать, также требуется после пробега 120-150 тысяч километров замена металлического ремня.
Видео: что такое вариатор? Плюсы коробки передач!
Видео: устройство и работа автоматической коробки передач.
Друзья, прочитав статью и посмотрев видео, поделитесь пожалуйста в комментариях, какой из представленных механизмов вам нравится больше всего!
Чем отличается вариатор от автомата и что лучше
Коробка автомат и вариатор – в чем разница, что надежнее, как определить?
Благодаря развитию автопромышленности, вопрос что лучше – «механика» или «автомат» постепенно уходит в прошлое.
Конечно, механическая коробка передач всегда будет иметь своих сторонников, и в принципе существовать, но большинство современных автомобилей уже оснащены автоматической трансмиссией.
Установка на автомобиль автоматической системы изменения передаточных чисел не только освобождает водителя от необходимости выбора нужного режима (что особенно актуально для новичков).
Она делает движение автомобиля более плавным, защищает двигатель и другие агрегаты от резких рывков и критичных режимов, в которые его время от времени загоняют даже опытные и умелые водители.
В то же время, очень актуальным стал другой вопрос: какую трансмиссию выбрать, АКПП или вариатор.
Автоматическая коробка переключения передач (АКПП) представляет собой механизм, который переключает передачи без участия в этом процессе водителя. Большинство АКПП традиционно использовали для этого специальную гидромеханическую систему, где вместо педали сцепления и шестеренок используются соответственно гидротрансформатор и редуктор.
В отличие от АКПП, вариатор вообще (если говорить научным языком) не является коробкой передач – это устройство называется бесступенчатой трансмиссией, поскольку если при движении автомобиля с АКПП система сама выбирает, включает и выключает определенные передачи, то в вариаторе их вообще нет.
По своему строению, вариатор представляет собой два металлических конуса (их называют конусными шкивами), которые соединены металлическим ремнем. В зависимости от того, насколько эти два конуса удалены друг от друга, ремень движется по меньшему или большему радиусу, что влияет на скорость движения и тягу автомобиля. Выбор расстояния между шкивами осуществляет электронный (компьютерный) блок управления, который сам подбирает наиболее оптимальный вариант.
Таким образом, оба этих механизма являются автоматическими, но «коробкой передач» является только традиционная (гидромеханическая) или современная (роботизированная) АКПП. Вариатор же считается еще более современным, но уже достаточно распространенным устройством бесступенчатой трансмиссии.
По поводу того, что лучше – вариатор или АКПП ведется немало споров.
Главными аргументами сторонников автоматической коробки передач являются:
- «Изученность» коробки автомата. В практически неизменном виде она используется в автомобилях уже не один десяток лет, и любой автомеханик хотя бы примерно понимает как ее чинить.
- Недорогой ремонт АКПП. Хотя сам по себе механизм весьма дорогостоящий, возможность использования дешевых деталей, а так же возможность починки самостоятельно или на обычной СТО, существенно снижает расходы на ремонт.
- Долговечность. При хорошем уходе (главной составляющей которого является замена масла) коробка автомат может «прожить» 200, а то и 300 тысяч километров, после чего скорее всего весь автомобиль придет в негодность или по крайней мере полностью устареет.
- Неприхотливость АКПП. Та же замена масла может проводится путем частичного слива и долива масел, да и сами масла в АКПП не обязательно должны быть оригинальными, вполне по силам найти дешевый, но совместимый с данной коробкой вариант.
В то же время, свои преимущества имеют и автомобили с вариатором:
- Плавность движения. Если АКПП имеют 4, 5 или 6 передач, то у вариатора таких режимов – тысячи. Соответственно, вариатор подстраивает передаточное число под оптимальное как при разгоне, так и при движении по городу и по трассе. Соответственно, никаких рывков при езде владельцы вариаторов даже не почувствуют;
- Экономия топлива. Благодаря оптимальному подбору режима, вариатор имеет очень высокий КПД, разница в расходе топлива между АКПП и вариатором может достигать 10% в пользу последнего.
- Больший пробег двигателя до ремонта. Оптимальный режим работы, опять же, помогает сохранить двигатель в порядке, без таких негативных явлений, как перегрев или езда «в натяг».
- В то же время, вариатор отличается намного более дорогим ремонтом (чаще всего за эту работу берутся только официальные сервисные центры), необходимость замены ремня через каждые 100-150 тысяч километров. Кроме того, вариатор полностью управляется компьютерной системой, и в случае ее сбоя так же придется обращаться к «официалам» за дорогостоящим ремонтом.
В связи с этим, б/у автомобили рекомендуется брать именно с АКПП, поскольку это снизит риск потерять деньги в случае поломке в трансмиссии, а вот новые автомобили все таки предпочтительные выбирать с вариаторной трансмиссией, поскольку она намного экономичнее и комфортнее для водителя.
Вариатор или автомат: что лучше?
Для повышения удобства управления автомобилем автопроизводители начали ставить автоматические коробки передач взамен классической механики. Такая КПП позволяет водителю не отвлекаться от дорожной обстановки на переключение передач.
Гидромеханические и бесступенчатые КПП наиболее популярные из автоматических трансмиссий. Между ними идет конкурентная борьба, и вопрос, вариатор или автомат – что лучше, до их пор актуален. И автоматическая, и вариаторная коробка имеют свои преимущества и недостатки, поэтому ни один из видов трансмиссии не может полностью вытеснить конкурента.
Устройство вариаторной коробки передач и принцип её работы
Принцип работы коробки передач вариатора основан на плавном изменении передаточного числа в зависимости от внешних условий. Устройство вариатора клиноременной конструкции предполагает изменение диаметра шкивов. Конструктивно это реализуется путем схождения и расхождения двух конусов, насаженных на вал. Основными факторами, определяющими диаметр шкива в точке соприкосновения, являются нагрузка и скорость.
Вариатор с клиноременной конструкцией включает в себя несколько основных частей:
- Система сцепления. В первых бесступенчатых трансмиссиях для подсоединения к силовому агрегату применялся гидротрансформатор, аналогичный применяемому в АКПП. В последующем автопроизводители стали экспериментировать с центробежными и электромагнитными муфтами, позволяющими повысить КПД передачи.
- Валы с насаженными конусами переменного диаметра. Работают под высокой нагрузкой, поэтому изготавливаются из высокопрочной стали.
Рис. — «Клиноременная передача»
- Ремень или цепь. Служит для передачи усилия между шкивами. Изготавливается из металлических лент, соединенных специальными фасонными частями.
- Трансмиссионная жидкость. Обычное масло для автоматических КПП автопроизводители применять не рекомендуют. Для авто с вариатором выпускаются специальные смазки (например, DiaQueen CVT, применяемая для Митсубиси).
Рис. — «Оригинальное масло в CVT»
- Гидроблок. Служит для направления подачи масла в требуемый канал. Нагнетание смазки происходит при помощи масляного насоса.
- Фильтры. Как правило их несколько: грубой и тонкой очистки масла, а также пара магнитов, улавливающих мелкую металлическую крошку. Фильтры могут устанавливаться как внутри вариатора, так и за пределами его корпуса.
Рис. — «Фильтры тонкой очистки масла»
- Радиатор. Вариаторная коробка работает с большим нагревом, чем автомат. Поэтому для предотвращения термического разрушения масла и его присадок требуется охлаждение с помощью радиатора.
- Электронный блок управления. Алгоритмы выбора оптимального передаточного числа и подача команд для управления вариатором возложены на электронику бесступенчатой трансмиссии. Она поддерживает постоянную связь с главным модулем ЭБУ, обрабатывает информацию, поступающую от датчиков. Располагаться блок управления вариатором может как в корпусе самого вариатора, так и за его пределами.
Виды вариаторов
По своему конструктивному исполнению различают следующие виды вариаторов:
- клиноременной, получивший наибольшее распространение;
- цепной, являющийся аналогом вышеуказанного типа, но с цепью вместо ремня;
Рис. — «Цепной вариатор»
- тороидальный, который из-за сложного устройства занимает не более 5-7% рынка бесступенчатых трансмиссий.
Главным отличием тороидальной бесступенчатой трансмиссии является отсутствие клиноременной или цепной передачи. Крутящий момент в таком вариаторе передается при помощи специальных роликов и конусообразных дисков. Изменение положения роликов ведет к смене передаточного числа.
Преимущество, которым обладает вариаторная коробка с тороидальной передачей — больший крутящий момент, чем способна выдержать клиноременная конструкция. Это возможно только при применении стали наивысшей прочности и износостойкости, что сказывается на цене агрегата, увеличивая её.
Чем отличается вариатор от коробки автомат?
Главным, чем отличается вариатор от классической АКПП, является отсутствие рывков при наборе скорости. Связано это с тем, что CVT передает крутящий момент во время разгона без ступеней, которые характерны для автомата.
Отличия вариатора от АКПП связаны с тем, что гидромеханическая коробка требует времени для переключения пары работающих шестерен. Из-за этого динамические показатели набора скорости оказываются хуже. Отсутствие разрыва кинематической связи во время ускорения машины с CVT позволяет бесступенчатой трансмиссии осуществлять более быстрый разгон.
Двигатель в случае, если машина с вариатором, работает в более щадящем режиме. Обусловлено это ровным поддержанием оборотов коленчатого вала, так как разгон авто происходит преимущественно благодаря смене передаточного числа трансмиссии. В результате водители, пересевшие с автоматов и механики, первое время плохо чувствуют скорость автомобиля.
Плюсы и минусы коробки вариатора
К достоинствам, которыми обладают автомобили с вариаторами, относятся следующие:
- низкий расход топлива — бесступенчатая трансмиссия имеет более высокий КПД;
- плавная езда, не сопровождающаяся рывками, которые возникают в АКПП при смене передаточного числа;
- щадящий режим работы двигателя.
Несмотря на все преимущества вариатора, его конструкция не лишена недостатков. Из-за этого бесступенчатая трансмиссия так и не заняла лидирующую позицию в автоиндустрии. Недостатки вариатора таковы:
- сложный ремонт, за который не берутся во многих автосервисах;
- ограниченность ресурса ремня, стоимость которого достаточно высока;
- сложная электроника и высокая чувствительность к ошибкам блока управления;
- высокая стоимость масла.
Плюсы и минусы вариаторной коробки позволяют им оставаться востребованными в узком кругу автолюбителей. Как правило, езда с бесступенчатой трансмиссией редко бывает динамичной. Вариатор не любит резких стартов со светофора и пробуксовок.
Плюсы и минусы автоматической коробки передач
Автоматическая КПП обладает следующими преимуществами на фоне бесступенчатой трансмиссии:
- высокая надежность;
- меньшая стоимость ремонта по сравнению с вариатором;
- простота ремонта.
Недостатки АКПП таковы:
- переключение скоростей ведет к рывкам;
- скорость набирается медленнее;
- КПД ниже, что ведет к повышенному расходу топлива.
Однозначно сказать, какая из трансмиссий лучше, невозможно. Все зависит от предпочтений конкретного автомобилиста. Если для водителя более важными моментами являются плавность хода и оптимальный расход топлива, то выбор стоит делать в пользу вариатора. Если же ключевыми критериями являются долговечность и более высокая ремонтопригодность трансмиссии, то необходимо выбирать АКПП.
Какие основные отличия вариатора от автомата?
Автоматическая коробка передач делает передвижение в любом режиме значительно более комфортным, ведь не нужно отвлекаться на переключения передач и заставлять себя выполнить лишние действия за рулем автомобиля. С помощью таких коробок многие водители могут уделить больше внимания происходящему за рулем и значительно обезопасить свою поездку.
Тем не менее, есть много противников автоматических коробок, которые приводят различные доводы несостоятельности данной технологии. Повышенный расход топлива, износ двигателя и прочие факты часто являются простой выдумкой. Производители сегодня предлагают огромный выбор технологий, и многих водителей интересуют отличия вариатора от автомата.
Традиционная автоматическая коробка передач
Прежде чем обсуждать преимущества и недостатки коробки передач, следует разобраться с особенностями ее конструкции. Состоит такой агрегат из гидротрансформатора, и редуктора. Первый механизм выполняет задачи сцепления, а второй непосредственно отвечает за процесс переключения передач. Также составной частью коробки является блок шестерен, которые и определяют количество и функции каждой передачи.
Конструкция АКПП достаточно проста и надежна, что и формирует один из основных плюсов использования автомобиля. Тем не менее, в применении автоматической коробки передач стандартного образца можно выделить и негативные моменты:
- повышенный расход топлива из-за необходимости интенсивной раскрутки двигателя на старте;
- задержанная динамика — ускорение начинается только спустя несколько секунд после нажатия педали;
- дорогостоящий ремонт самой конструкции АКПП и всех узлов, связанных с этим агрегатом;
- при поломке системы зажигания невозможно запустить автомобиль «с толкача» или другим альтернативным способом.
У автомата действительно есть несколько серьезных изъянов, что мотивирует мировых производителей разрабатывать новые технологии. Одной из таких технологий стала роботизированная коробка передач (МКПП с автоматизированным процессом переключения). Этот вариант автомата позволяет делать поездку намного более динамичной, а также уменьшает расход топлива. Но самой интересной и перспективной технологией переключения передач сегодня смело можно назвать вариатор.
Конструкция вариатора и основные преимущества его использования
Многие задают следующий вопрос: сколько передач у вариатора? Можно ответить на него по-разному. С одной стороны, у вариатора бесчисленное множество передач, с другой стороны, их вообще нет. Недаром вариаторы называют бесступенчатыми коробками.
Сегодня развитие получила технология CVT, которая все чаще применяется взамен стандартным автоматам на японских автомобилях.
Такая коробка представляет собой механизм, который управляет передаточной силой от двигателя к колесам. Конструкция вариатора достаточно сложная, описывать ее технические особенности не имеет смысла. Важно лишь знать основные повадки автомобиля с вариатором:
- разгон получается очень динамичный и происходит без переключения передач;
- техника не тратит время на осуществление переключения, улучшая динамику;
- вариаторы достаточно надежны, они не имеют определенных слабых мест;
- с помощью вариатора можно значительно экономить топливо;
- авто с такими коробками всегда плавно и спокойно разгоняются, подходят для обучения вождению.
Вариатор всегда считался оптимальной коробкой передач для любителей комфортной поездки. Как бы вы ни нажимали на педаль акселератора, разгон будет достаточно плавным и наберет уверенной тяги только через несколько секунд. Такая особенности не слишком приятна при обгоне на загруженной трассе, но в остальном — это дело привычки.
Вариаторы имеют и негативные стороны использования. К примеру, вы не можете прочувствовать весь потенциал двигателя вашего автомобиля, если в качестве коробки использован CVT.
Подводим итоги
Мы постарались максимально просто объяснить, чем отличается вариатор от автомата. Разница в этих двух технологиях колоссальная, ведь за основу взяты совершенно разные принципы функционирования автомобильной техники. В мире существуют приверженцы стандартных АКПП, а также водители, которые могут ездить только на вариаторах.
Решить для себя, какую автоматическую коробку передач вы предпочли бы больше, можно на тест-драйве автомобилей с разными технологиями. Если вы уже определились с вашим фаворитом в типах коробки передач, будет интересно услышать ваши доводы в пользу той или иной технологии в комментариях.