Выбор
Выбор / The Choice
Премьера: 21.04.2016
Продолжительность: 01:51
Страны: США
Любовь? Серьезные отношения? Ответственность? Семья? Закоренелый холостяк Тревис Паркер считает, что все это не для него. У него есть отличная работа и верные друзья. Он увлекается охотой, рыбалкой, занимается экстремальными видами спорта — и избегает серьезных отношений. Но не родился еще на свет человек, которому удалось бы уйти от настоящей любви… Когда в доме по соседству поселяется тихая, замкнутая Габи, жизнь Тревиса меняется.
07 Дек. 2015 00:44
Фильмы похожие на Выбор
Файл: Выбор — The Choice (2016) BDRip 720p от KinoGadget | iPad | Лицензия.torrent
Продолжительность: 01:51:07
Формат: MP4
Видео кодек: AVC
Аудио кодек: AAC
Видео: 1280×528 (2.40:1) at 23.976 fps, AVC at 2 906 kbps avg, 0.179 bit/pixel
Аудио: Аудио №1 Rus: 48.0 KHz, AAC, 2 ch, 128.0 Kbps
Аудио №2 Eng: 48.0 KHz, AAC, 2 ch, 128.0 Kbps
Перевод:
Субтитры: английские (полные)
Навигация по главам: есть
Файл: Выбор — The Choice (2016) BDRip-AVC от HELLYWOOD | Лицензия.torrent
Продолжительность: 01:51:06
Формат: MKV
Видео кодек: AVC
Аудио кодек: AC3
Видео: AVC, 984×408 (2,40:1), 1434 kbps, 23,976 fps, 0.149 bpp
Аудио: AC3 / 5.1 / 48 kHz / 384 kbps / 16 bit
Перевод:
Перевод: Дубляж [Лицензия]
Субтитры: нет
Навигация по главам: есть
Файл: Выбор — The Choice (2016) BDRip-AVC от HELLYWOOD | Лицензия.torrent
Продолжительность: 01:51:06
Формат: MKV
Видео кодек: AVC
Аудио кодек: AC3
Видео: AVC, 1032×428 (2.40:1), 1913 kbps, 23,976 fps, 0,181 bpp
Аудио: Аудио №1: AC3 / 5.1 / 48 kHz / 384 kbps / 16 bit | RUS
Аудио №2: AC3 / 5.1 / 48 kHz / 448 kbps / 16 bit | ENG
Перевод:
Перевод: Дубляж [Лицензия]
Субтитры: английские (Full + SDH + SDH-Colored)
Навигация по главам: есть
Файл: Выбор — The Choice (2016) BDRip-AVC от ExKinoRay | Лицензия.torrent
Продолжительность: 01:51:06
Формат: MKV
Видео кодек: MPEG-4
Аудио кодек: AC3
Видео: MPEG-4 AVC, 1890 Кбит/с, 1024×426
Аудио: Аудио1: Русский (AC3, 6 ch, 384 Кбит/с),
Аудио2: английский (AC3, 6 ch, 448 Кбит/с)
Перевод:
1404 kbps avg, 0.27 bit/pixel
Аудио: 48 kHz, AC3 Dolby Digital, 3/2 (L,C,R,l,r) + LFE ch,
384.00 kbps avg
Перевод:
874 Kbit/s, 23.976 fps
Аудио: HE-AAC / LC, 2ch,
Файл: Выбор — The Choice (2016) HDRip-AVC | Лицензия.torrent
Продолжительность: 01:51:07
Формат: MKV
Видео кодек: H.26x
Аудио кодек: AC3
Видео: High@L4.1, 1020×424, 1485 Kbit/s, 23.976 fps
Аудио: 48 kHz, AC3, 5.1, 384 Kbps
Перевод:
Перевод: Дублированный | Лицензия
Файл: Выбор — The Choice (2016) BDRemux 1080p от ExKinoRay | Лицензия.torrent
Продолжительность: 01:51:07
Формат: MKV
Видео кодек: MPEG-4
Аудио кодек: AC3
Видео: MPEG-4 AVC, 1920×1080, 33.3 Mbit/s, 23.976 fps
Аудио: Аудио #01: 48 kHz, AC3, 5.1, 384 Kbps | Дублированный |
Аудио #02: 48 kHz, DTS-HD MA, 5.1, 3840 kbps | Оригинал |
Перевод:
Файл: Выбор — The Choice (2016) BDRip 1080p от ExKinoRay | Лицензия.torrent
Продолжительность: 01:51:07
Формат: MKV
Видео кодек: MPEG-4
Аудио кодек: AC3
Видео: MPEG-4 AVC, 1920×796, 16.3 Mbit/s, 23.976 fps
Аудио: Аудио #01: 48 kHz, AC3, 5.1, 384 Kbps | Дублированный |
Аудио #02: 48 kHz, DTS, 5.1, 1510 kbps | Оригинал |
Перевод:
Субтитры: Английские
Перевод: Дублированный | Лицензия
Файл: Выбор — The Choice (2016) BDRip 720p от ExKinoRay | Лицензия.torrent
Продолжительность: 01:51:07
Формат: MKV
Видео кодек: MPEG-4
Аудио кодек: AC3
Видео: MPEG-4 AVC, 1280×530, 5135 Кbit/s, 23.976 fps
Аудио: Аудио #01: 48 kHz, AC3, 5.1, 384 Kbps | Дублированный |
Аудио #02: 48 kHz, DTS, 5.1, 1510 kbps | Оригинал |
Перевод:
Субтитры: Английские
Перевод: Дублированный | Лицензия
Файл: Выбор — The Choice (2016) HDRip от MegaPeer | Лицензия.torrent
Продолжительность: 01:51:06
Формат: AVI
Видео кодек: XviD
Аудио кодек: MP3
Видео: XviD, 688×288, 23.976 fps, 803 kbps
Аудио: MP3, 2 ch, 128 kbps
Перевод:
Перевод: Дублированный | Лицензия DVD
Файл: Выбор — The Choice (2016) HDRip от MegaPeer | Лицензия.torrent
Продолжительность: 01:51:06
Формат: AVI
Видео кодек: XviD
Аудио кодек: AC3
Видео: XviD, 720×304, 23.976 fps, 1489 kbps
Аудио: AC3, 6 ch, 384 kbps
Перевод:
Перевод: Дублированный | Лицензия DVD
Выбор
(The Choice)
Любовь? Серьезные отношения? Ответственность? Семья? Закоренелый холостяк Тревис Паркер считает, что все это не для него. У него есть отличная работа и верные друзья. Он увлекается охотой, рыбалкой, занимается экстремальными видами спорта — и избегает серьезных отношений. Но не родился еще на свет человек, которому удалось бы уйти от настоящей любви… Когда в доме по соседству поселяется тихая, замкнутая Габи, жизнь Тревиса меняется.
Кто украл косметичку Терезы?!
Романтичные и интригующие отношения между героями. Принято)
Кстати, в качестве не столь существенной ремарки по ходу: Тереза Палмер вероятно смогла бы ограничиться минимумом грима в каком-нибудь фильме про зомби. Такая мысль, по крайней мере, мелькнула.
Фильм про зомби уже был — «Тепло наших тел»!
Кто украл косметичку Терезы?!
Романтичные и интригующие отношения между героями. Принято)
Кстати, в качестве не столь существенной ремарки по ходу: — Тереза Палмер вероятно смогла бы ограничиться минимумом грима в каком нибудь фильме про зомби. Такая мысль. по крайней мере мелькнула..
Сам по себе фильм неплох, вот только подбор актеров на главные роли совсем не порадовал, практически весь просмотр меня бесили ужимки Палмер, которая во многих сценах откровенно переигрывала.
А меня точно так же бесил актер!
Ну вообще фильм не плохой. Первая его половина оочень понравилась, думал уж что в коллекцию. Но дальше (по мне) что-то совсем все банальненько пошло, ох уж эти замыленные фразочки..
Фильм смотреть стоит, от меня 4+ )))
P.S. Всем бы деревенским парням иметь такой домище возле реки и маленькую яхту )
Хреновая неестественная игра актеров видна даже в трейлере. Что тогда говорить о всём фильме?
Ну я трейлеры никогда не смотрю, поэтому я это увидела только в самом фильме)))
Меня раздражали актеры, парень вроде честно отыграл, но его физиономия мне покоя не давала)))) по сюжету должен быть самоуверенным красавцем, но по мне так совсем не передал этот образ, да и девчонка не вписывалась, хотя ее игра в фильме «тепло наших тел» мне очень даже понравилась.
У меня тоже такое мнение, Тереза переигрывала по полной! Мне это мешало нормально смотреть фильм. И главный герой вообще не понравился, если сравнивать с предыдущими актерами-красавцами, этот на последнем месте.
Сочинения по темам ОГЭ по русскому 2018
Что такое выбор?
Сочинение на заданную тему ОГЭ по русскому языку в 2018 году в соответствии со всеми правилами ФГОС только для пользователей нашего дружного образовательного проекта!
Первый вариант сочинения (по тексту Е.В. Гришковца «Мама, когда я еще учился в школе…»)
Определение понятия
Что же такое выбор? Выбор – это основное правило человеческой жизни, то, что определяет поступки человека, его будущие занятия, его судьбу, наконец. Каждый из нас рано или поздно встает перед проблемой выбора, но самый важный из них – выбор специальности, дальнейшей профессии, который мы вынуждены делать в самом начале жизненного пути.
Аргумент из прочитанного текста
Так автор текста Евгений Валерьевич Гришковец повествует о том, как он пытался в юношестве выбрать учебное заведение, определиться с будущим занятием. Что-то ему казалось скучным, что-то невозможным, но он совершенно не знал, что ему придется по душе. Важным условием для него было, чтобы учеба была интересной, веселой, соответствующей настоящей жизни. По всей видимости, писательский труд стал именно тем занятием, о котором он мечтал в юношестве.
Аргумент из личного опыта
К тому же, очень скоро каждый из нас столкнется с подобным выбором – какую профессию предпочесть, какой вид деятельности ему интереснее – точные, естественные науки, или же больше привлекает физический труд. Все мы будем делать этот выбор, основываясь на собственных желаниях, советах родных, близких и друзей.
Заключение
Итак, выбор – это то, с чем человек сталкивается не один и не два раза в жизни. От того, насколько правильно мы его сделаем зависит наше благополучие и удовлетворенность собственным существованием.
Второй вариант сочинения (по тексту А.И. Деникина «В первый год моей жизни, в день какого-то праздника…»)
Определение понятия
Я думаю, выбор – задача каждого человека. С выбором мы сталкиваемся ежедневно, начиная с того, что выбрать на завтрак и заканчивая образом жизни. Порой на наш выбор влияют суеверия и некие знаки судьбы, которые словно помогают нам избрать правильный путь.
Аргумент из прочитанного текста
Эту точку зрения подтверждает случай, описанный А.И. Деникиным, где герой, будучи годовалым ребенком, из всего, что было в зоне его доступа, выбрал рюмку и саблю. Гадание сбылось частично – свою жизнь в дальнейшем он связал с военной деятельностью, но вот пьяницей не стал. Вполне возможно, что военная карьера стала следствием легенды, часто рассказываемой мальчику с самого детства о том случае из его младенчества.
Аргумент из личного опыта
Суеверия вообще оказывают большое влияние на жизнь многих людей. в древние времена гадания определяли выбор спутника жизни или вид занятости. До сих пор некоторые из нас переходят дорогу, если путь им пресекла черная кошка. Или отказываются от важного намеченного дела, если им встретился человек с пустым ведром.
Заключение
Я считаю, что выбор нужно делать, основываясь только на собственных желаниях или поставленных жизненных целях, но ни в коем случае не на суеверных гаданиях или приметах.
Третий вариант сочинения (на примере текста Алексина А.Г. «Еще в детском саду Олег выучил песенку…»)
Определение понятия
Один из самых главных выборов в нашей жизни – выбор профессии, сферы занятости. Выбор – это решение, которое мы вынуждены принимать в зависимости от окружающих условий и собственных возможностей. На что же следует обращать внимание, когда делаешь важнейший выбор?
Аргумент из прочитанного текста
А.Г. Алексин в своем тексте рассказывает историю о том, насколько влиятельными порой оказываются желания родственников и какова роль предопределения в жизни каждого человека. Иногда родители или другие близкие люди пытаются воплотить в подрастающем отпрыске свои не свершившиеся надежды. Однако то, к чему действительно у ребенка есть талант, все равно непременно проявится. Это всего лишь дело времени. Поэтому не стоит навязывать человеку свои желания, а лучше дать возможность самому выбрать то, что ему ближе всего.
Аргумент из личного опыта
Многие идут по стопам родителей, выбирая будущую профессию. Хорошо, если при этом интересы ребенка и родителей совпадают. Однако некоторые родители не одобряют выбор своего чада, высмеивают его, вынуждают ребенка сделать иной выбор. Но они должны помнить, что подобными действиями можно испортить потомку жизнь навсегда.
Заключение
Самое главное в жизни – заниматься тем, что тебе особенно нравится. Тогда и жизнь покажется проще, и пользы принесешь обществу больше. Чтобы выбрать именно то, к чему у тебя есть призвание, важно никого не слушать, а заниматься тем, что ближе и интереснее всего.
Найдено 5 определений термина ВЫБОР
см. Свобода, Свобода воли.
изменение, состоящее в удалении (придании статуса небытия) или оставлении (подтверждении статуса бытия) каких-либо элементов множества любой природы на основе интерпретации, проводимой субъектом. В. может осуществляться любой системой, способной перерабатывать информацию и совершенно не обязательно является осознанным даже у человека. — Сагатовский В.Н. Основы систематизациивсеобщих категорий. Томск. 1973. С. 356-357; его же. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч. 2:Онтология. СПб. 1999. С. 137-141; его же. Бытие идеального. СПб. 2003. С. 50.
духовно-практическая процедура, в ходе которой сознание личности осуществляет избирательное предпочтение одних ценностей и норм, отвергая другие. В сложных условиях цивилизованного существования с многообразием различных требований к человеку и с существованием альтернативных поведенческих моделей В. выступает как необходимый компонент социального поведения. Онтологическим основанием необходимости В. является многообразие форм действительности, многогранность бытия, объективная противоречивость любой из реалий и невозможность человека охватить все сразу, овладеть всем сущим. Вынужденный ограничиваться чем-то одним, сосредоточиться на одном из фрагментов или элементов, он самой логикой бытия регулярно ставится перед необходимостью В. Аксиологическим основанием В. выступает наличие свободы как социального пространства для интеллектуально-духовных маневров в ходе предположений, взвешиваний альтернативных возможностей, прогнозирования последствий, принятия гипотетических и окончательных решений. Способность достоверного прогнозирования хода событий является одним из критериев мудрости человека. Антропологическое основание В. – это неоднозначность человеческой природы, синтезирующей в себе телесные, социальные, духовные начала. Каждая из этих ипостасей ориентирована на свой реестр ценностей и нормативов, которые могут соотноситься между собой на началах противоречивости, а то и взаимоисключения. При осуществлении В. единое, интегральное человеческое «я» вынуждено прислушиваться к требованиям каждой из своих ипостасей. Когда ему не удается синтезировать, свести в фокус все интенции и найти универсальное решение, устраивающее каждое из его частных «я», В. чего-то одного становится неизбежен. В таких условиях очень важно определить меру всего, найти путь к гармонизации противоречивых сторон целостной ситуации для направленности выбора.
ВЫБОР — разрешение неопределенности в деятельности человека в условиях множественности альтернатив путем принятия на себя ответственности за реализацию одной из имеющихся возможностей. Исторически проблематика В. разрабатывалась первоначально в философской антропологии в контексте проблемы свободы воли. Основная дилемма заключалась в том, дано ли человеку совершать свободные, не детерминированные извне выборы, или же его выбор предрешен Божественным провидением, судьбой, либо совокупностью естественных законов и причинных факторов. Вплоть до начала 20 в. детерминистские воззрения безраздельно преобладали. Такие понимания свободы В., как, напр., божественного дара человеку, признавали свободный В. в относительных границах. В 20 в. получают большее развитие взгляды, допускающиеполноценнуюсвободуВ.,естественнонаучным обоснованием которых может служить учение И. Пригожина о разрывах в детерминации природных процессов (точках бифуркации). Проблема В. в этике рассматривалась в контексте проблемы разрешения нравственных конфликтов, борьбы мотивов, добра и зла, возвышенного и низменного в человеке. Предметом рассмотрения являлся преимущественно осознанный В. при ясном понимании альтернатив, причем, прежде всего, с содержательной стороны: какой выбор правилен или оправдан и почему, а какой нет. Этика нравственного В. внесла определенный вклад в понимание содержательной логики В. В общей психологии В. изучался как одна из фаз сложного когнитивного процесса, лежащего в основе нахождения и принятия оптимальных решений. Предметом рассмотрения в этом подходе обычно выступают условия, способствующие или препятствующие принятию оптимальной стратегии В. при минимальном риске. В социальной психологии изучение В. связано преимущественно с проблематикой потребительского и политического поведения. Проблема В. ставится как проблема факторов, обусловливающих В. того или иного товара или кандидата. Социально-психологические модели В. описывают, как правило, динамику отношений к различным объектам (социальных установок), трансформацию знаний и мнений в убеждения и готовность к практическим действиям по осуществлению сделанного выбора. В психологии личности В. рассматривается как личностная готовность принятия на себя ответственности за последствия своих решений. Предвидеть все последствия выбора каждой из альтернатив и выбрать лучший из возможных путей невозможно, поэтому В. всегда сопряжен с риском и тревогой, принятием на себя ответственности за последствия В. Бегство от В. является приметой личностной незрелости или невротических нарушений. Способность и готовность нести бремя В. присуща зрелой, развитой, автономной личности. Согласно теории личностного выбора Н.Ф. Наумовой, В. понимается как наиболее рациональная индивидуальная стратегия целеполагания в ситуации неопределенности. Субъект осуществляет свободный В., опираясь на построенные им альтернативы, в условиях невозможности полного рационального учета всех факторов, активно оперируя имеющимися в его распоряжении ресурсами, в частности объективным и субъективным временем. Можно выделить несколько видов или уровней В.: 1. Простой В. в ситуации заданности как альтернатив, так и критериев для их сравнения. 2. Смысловой В. в ситуации заданности альтернатив, но необходимости самостоятельного построения общей системы критериев для их сравнения и решения задачи на смысл каждой из них. 3. Экзистенциальный В. в ситуации, когда не только критерии предпочтения, но и сами альтернативы не заданы, а должны быть построены самим субъектом. Экспериментальные исследования и клинический опыт свидетельствуют о правомерности рассмотрения В., особенно в его высших, наиболее сложных формах, как особого рода внутренней деятельности, имеющей свою мотивацию, инструментальные средства и динамику формирования и развертывания. Большую роль в процессе В. играет сознание, от активности которого зависит возможность человека обнаружить альтернативные способы и варианты действия. Ключевым звеном В..однако, является не поиск, анализ и сравнение альтернатив, а внутреннее принятие ответственности за реализацию одной из них. Д.А. Леонтьев Лит.: Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. М.,1983; Василюк Ф.Е. Психология переживания.М.,1984; Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч. Т. 3. М., 1983; Козепецкий Ю. Психологическая теория решений. М., 1979; Леонтьев Д.А., Пилипко Н.В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопр. психол. 1995. № 1; Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988; Шварц Б. Парадокс выбора. М., 2005; Tuck M. How do we choose? London, 1976.
моральный)—самоопределение личности в отношении принципов, решений и действий.
В истории мысли высказывались два взгляда относительно предмета выбора. Согласно одному, человек может произвольно выбирать лишь поступки как средства достижения изначально заданной высшей цели (Аристотель, Августин, Локк). Идея выбора как выбора, средств к цели была сформулирована Аристотелем (EN. Ill, 4—6), который рассматривал проблему выбора как один из аспектов проблемы преднамеренности и особый вид произвольности действий. По Аристотелю, выбор: (а) сознателен, (б) противоположен влечению (влечение связано с удовольствием и страданием), (в) отличен от желания (желать можно и невозможного, желание направлено на цель), (г) направлен на то, что зависит от человека (предметом выбора не могут быть вечность, законы математики или правила грамматики, явления погоды, государственное устройство в чужой стране), (д) как сознательный выбор осуществляется относительно того, что известно человеку, (е) «добродетелью» является верность (должному). Выбор осуществляется относительно того, что зависит от человека, но не всегда бывает одинаково, «что происходит, как правило, определенным образом, но чей исход не ясен и в чем заключена неопределенность» (EN, 1112 Ы —10). Хотя предмет выбора тот же, что и предмет решения, выбор характеризуется тем, что его предмет «заранее строго определен» предшествующим поиском. Если Аристотель считал, что добродетель произвольна в той же самой степени, что и порок, и порочный так же самостоятелен, как и добродетельный—по крайней мере в поступках, если и не в целях,—то, по Августину, свобода выбора человека в отношении добра и зла различна: человек волен самостоятельно выбрать грех, выбор же блага зависит от Божьей благодати, поскольку добрая воля это дар, и, как всякий дар, она от Бога. Эта позиция утверждалась Августином в полемике с Полагаем (см. Пелагианство), учившем, что предметом выбора человека являются в равной мере добро и зло.
Согласно другому взгляду, собственно моральный смысл имеет лишь выбор высшей цели (Кант, Гегель, Сартр). Так, по Канту, нравственная задача человека состоит в конечном счете в выборе действия сообразного долгу—согласно категорическому императиву; выбор средств осуществления долга Кант относил к ведению моральной прагматики. По Гегелю, способность к выбору есть наиболее общая характеристика человека как субъекта воления (и наиболее простое выражение его свободы): осуществляя выбор, человек утверждает себя в качестве человека. Или когда Сартр говорит о выборе, то предметом его рассуждения является исключительно экзистенциальное самоопределение человека в отношении себя и человечества: каж» дым своим поступком человек утверждает образ совершенства; выбирая, человек выбирает благо, но он осуществляет свой выбор так, как если бы он выбирал благо для всего человечества, так что в выборе ответственность человека распространяется на все человечество.
Свобода выбора заключается в том, что человек не просто выбирает мораль, удостоверяя тем самым свою моральную вменяемость, но ориентируется и действует в конкретных обстоятельствах сообразно этому выбору; выбирая добро, человек определяется в отношении зла. Вместе с тем, будучи включенным в общественные, групповые или межличностные отношения, человек оказывается субъектом различных, порой противоречащих друг другу и конфликтующих обязанностей; преодоление конфликта предпола гает осознание последствий своих поступков и выбор наименьшего зла. Если выбор является моральным или внеморальным, то решение с точки зрения идеала может быть добродетельным или порочным, справедливым или несправедливым, а с точки зрения обстоятельств—правильным или неправильным.
В ситуациях конфликта человек видит свою задачу в том, чтобы сделать правильный и достойный выбор. Выбор морального образа мысли и действия и отказ от пути приспособленчества, карьеры, корысти или страсти важен в качестве первого шага и постоянных его повторений перед лицом искушений. Однако собственно выбор не исчерпывается этим: он заключается в выборе между добром и злом. Трудность первого, или исходного, выбора обусловлена тем, что далеко не всегда он предстает т. о., что нужно выбрать добродетель и устоять перед искушением: альтернативой добродетели не всегда оказывается порок, и реально человеку приходится выбирать между различными положительными ценностями: это решение в условиях выбора между большим и меньшим добром. Иными словами, указанием на то, что человек выбирает высшее, не разрешается собственно философская проблема выбора. На это указал Н. А. Бердяев, выявив действительную трагичность выбора не между добром и злом, божественным и дьявольским, а между двумя одинаково высокими и добрыми ценностями, т. е. внутри самого божественного. В случае с разными положительными ценностями из большего и меньшего добра выбирается в любом случае добро. В случае, когда выбор ограничен отрицательными ценностями, выбор меньшего зла реально направлен на практическое ограничение зла в условиях невозможности его радикального предотвращения, однако последствия такого выбора (не как меньшего зла, а как зла) всегда неоднозначны.
Лит.: Гусейнов А. А., ИррлитцГ. Краткая история этики. М., 1987, с. 532—557; Бердяев Н. А. О назначении человека (Опыт парадоксальной этики).—В кн.: Он же. О назначении человека. М., 1993; Сумерки богов. М., 1989, с. 323-325, 337-338. См. также лит. к ст. Свобода волн.
ВЫБОР (моральный) – самоопределение личности в отношении принципов, решений и действий. В истории мысли высказывались два взгляда относительно предмета выбора. Согласно одному, человек может произвольно выбирать лишь поступки как средства достижения изначально заданной высшей цели (Аристотель, Августин, Локк). Идея выбора как выбора, средств к цели была сформулирована Аристотелем (EN. III, 4–6), который рассматривал проблему выбора как один из аспектов проблемы преднамеренности и особый вид произвольности действий. По Аристотелю, выбор: (а) сознателен, (б) противоположен влечению (влечение связано с удовольствием и страданием), (в) отличен от желания (желать можно и невозможного, желание направлено на цель), (г) направлен на то, что зависит от человека (предметом выбора не могут быть вечность, законы математики или правила грамматики, явления погоды, государственное устройство в чужой стране), (д) как сознательный выбор осуществляется относительно того, что известно человеку, (е) «добродетелью» является верность (должному). Выбор осуществляется относительно того, что зависит от человека, но не всегда бывает одинаково, «что происходит, как правило, определенным образом, но чей исход не ясен и в чем заключена неопределенность» (EN, 1112 b 1–10). Хотя предмет выбора тот же, что и предмет решения, выбор характеризуется тем, что его предмет «заранее строго определен» предшествующим поиском. Если Аристотель считал, что добродетель произвольна в той же самой степени, что и порок, и порочный так же самостоятелен, как и добродетельный – по крайней мере в поступках, если и не в целях, – то, по Августину, свобода выбора человека в отношении добра и зла различна: человек волен самостоятельно выбрать грех, выбор же блага зависит от Божьей благодати, поскольку добрая воля это дар, и, как всякий дар, она от Бога. Эта позиция утверждалась Августином в полемике с Пелагием (см. Пелагианство), учившем, что предметом выбора человека являются в равной мере добро и зло. Согласно другому взгляду, собственно моральный смысл имеет лишь выбор высшей цели (Кант, Гегель, Сартр). Так, по Канту, нравственная задача человека состоит в конечном счете в выборе действия сообразного долгу – согласно категорическому императиву; выбор средств осуществления долга Кант относил к ведению моральной прагматики. По Гегелю, способность к выбору есть наиболее общая характеристика человека как субъекта воления (и наиболее простое выражение его свободы): осуществляя выбор, человек утверждает себя в качестве человека. Или когда Сартр говорит о выборе, то предметом его рассуждения является исключительно экзистенциальное самоопределение человека в отношении себя и человечества: каждым своим поступком человек утверждает образ совершенства; выбирая, человек выбирает благо, но он осуществляет свой выбор так, как если бы он выбирал благо для всего человечества, так что в выборе ответственность человека распространяется на все человечество. Свобода выбора заключается в том, что человек не просто выбирает мораль, удостоверяя тем самым свою моральную вменяемость, но ориентируется и действует в конкретных обстоятельствах сообразно этому выбору; выбирая добро, человек определяется в отношении зла. Вместе с тем, будучи включенным в общественные, групповые или межличностные отношения, человек оказывается субъектом различных, порой противоречащих друг другу и конфликтующих обязанностей; преодоление конфликта предполагает осознание последствий своих поступков и выбор наименьшего зла. Если выбор является моральным или внеморальным, то решение с точки зрения идеала может быть добродетельным или порочным, справедливым или несправедливым, а с точки зрения обстоятельств – правильным или неправильным.
В ситуациях конфликта человек видит свою задачу в том, чтобы сделать правильный и достойный выбор. Выбор морального образа мысли и действия и отказ от пути приспособленчества, карьеры, корысти или страсти важен в качестве первого шага и постоянных его повторений перед лицом искушений. Однако собственно выбор не исчерпывается этим: он заключается в выборе между добром и злом. Трудность первого, или исходного, выбора обусловлена тем, что далеко не всегда он предстает т.о., что нужно выбрать добродетель и устоять перед искушением: альтернативой добродетели не всегда оказывается порок, и реально человеку приходится выбирать между различными положительными ценностями: это решение в условиях выбора между большим и меньшим добром. Иными словами, указанием на то, что человек выбирает высшее, не разрешается собственно философская проблема выбора. На это указал Н.А.Бердяев, выявив действительную трагичность выбора не между добром и злом, божественным и дьявольским, а между двумя одинаково высокими и добрыми ценностями, т.е. внутри самого божественного. В случае с разными положительными ценностями из большего и меньшего добра выбирается в любом случае добро. В случае, когда выбор ограничен отрицательными ценностями, выбор меньшего зла реально направлен на практическое ограничение зла в условиях невозможности его радикального предотвращения, однако последствия такого выбора (не как меньшего зла, а как зла) всегда неоднозначны.
1. Гусейнов Α.Α., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987, с. 532–557;
2. Бердяев Н.А. О назначении человека (Опыт парадоксальной этики). – В кн.: Он же. О назначении человека. М, 1993;
3. Сумерки богов. М., 1989, с. 323–325, 337–338.