На какую ось поставить шипованную резину?

Экономить по-белорусски. Разбираемся, на какую ось лучше ставить хорошие шины, а на какую — «лысые»

22 февраля 2017 в 9:20
Иван Петренко / Фото Михаил Осипенко / AUTO.TUT.BY

Белорусские автомобилисты в попытке сэкономить покупают вместо четырех шин две. А потом задаются вопросом: хорошие шины лучше и безопаснее ставить на заднюю ось, а «лысые покрышки» вперед или все-таки наоборот? На тестовом полигоне в Финляндии мы поставили на два одинаковых VW Golf разные шины, чтобы ответить на этот вечный вопрос. Полученные результаты справедливы для автомобилей как с задним, так и с передним приводом.

Что советуют эксперты?

Белорусская реальность такова, что в попытках сэкономить водители покупают лишь пару новых колес. Вторая пара — чаще всего лысая резина — ее поставим на заднюю ось. Объяснить финским пилотам-испытателям, для чего нам на один автомобиль нужно поставить разные шины, задача нереальная.

Видеоверсия эксперимента от наших партнеров, канала Test-drive TV

На черном Golf спереди установлены шипованные шины именитого скандинавского производителя с отличными сцепными свойствами. На задней оси — тоже шипованные, но не самые выдающиеся по характеристикам шины. Заметьте: мы даже не досконально имитируем вполне типичную белорусскую ситуацию, когда спереди шипы, а сзади вполне может быть «всесезонка» или даже летняя резина — от этого финны точно упали бы в обморок. На синем Golf все наоборот: хорошая резина установлена на задней оси, а на передней — посредственная.

Эксперты во мнении относительно того, где нужно устанавливать хорошие и так себе шины, разделились. В Беларуси принято считать, что хорошую резину лучше ставить на переднюю ось — тормозной путь меньше, разгон увереннее. Логично!

Европейские эксперты утверждают, что шины с хорошим сцеплением (если уж жизнь заставила) лучше ставить на заднюю ось. Аргументируют тем, что такой вариант минимизирует риск заноса — с ним справиться сложнее. А в случае аварии боковой удар с большей вероятностью может привести к тяжелым последствиям. Передняя же часть кузова имеет специальные энергопоглощающие зоны, и в целом фронтальный удар менее опасен. Тоже не поспоришь.

Что говорят реальные испытания?

Чтобы проверить, как и на что влияет «разношинница», мы выбрали стандартный набор испытаний: оба автомобиля будут разгоняться и тормозить сначала на льду, а затем на снегу. Время разгона до 30 км/ч будет замеряться в секундах, тормозной путь с 30 км/ч — в метрах. За точность результатов отвечает профессиональный измерительный комплекс V-BOX. А чтобы исключить «помощь» электроники, все системы — ABS, трекшн-контроль и ESP — отключаем.

Итак, разгон и торможение на льду. Когда спереди установлена шипованная, но не самая хорошая резина, Golf много буксует и долго тормозит. До скорости 30 км/ч на чистом льду он разгоняется за 9,9 секунды, а для полной остановки с такой скоростью ему требуется 14,9 метра.

Берем черный Golf — здесь на передней оси стоят шины с хорошими сцепными свойствами. И это очень сильно влияет на показатели: время разгона до 30 км/ч сокращается до 6,3 секунды, а для полной остановки нужно гораздо меньше места — 11,6 метра. То есть разница почти 30%!

Повторяем замеры, но уже на снегу. Беспристрастный V-BOX регистрирует данные: синий Golf разгоняется до 30 км/ч за 6 секунд, а для полной остановки ему нужно 8,9 метра. Даже хорошие шипованные шины на снегу особого преимущества не имеют. Так оно и вышло: черный автомобиль до 30 км/ч разогнался за 5,4 секунды, а остановился за 8,4 метра.

Итог такой: если уж жизнь заставляет выбирать, на какую ось ставить покрышки получше, ставьте их на переднюю ось. На скользком покрытии ваш автомобиль будет иметь лучшую разгонную динамику и гораздо меньший тормозной путь. Как показала профессиональная измерительная аппаратура, разница может составлять 30% и более.

Вспомните ситуации, когда на МКАД собирается «паровозик», — тормозной путь в этих случаях имеет решающее значение. Значит, хорошие шины определенно должны стоять спереди? На снегу это не будет иметь значения, потому что разбежка небольшая, а вот на утренней ледяной корочке хорошая шипованная шина спереди примерно на 30% увеличивает вероятность благополучного исхода.

В чем секрет безопасности?

Но так ли часто автомобилистам приходится экстренно тормозить или разгоняться с газом в пол?

Ежеминутно мы «испытываем» другие характеристики своих шин, а именно — запас поперечного сцепления. Заходя в поворот даже на 30−40 км/ч, рассчитываем на то, что шина справится с боковыми перегрузками и обеспечит нормальное сцепление. Хорошие шины позволяют проходить повороты на большей скорости. Поэтому важно знать, как поведет себя автомобиль в повороте, если на переднюю и заднюю ось обуты шины с разными сцепными свойствами.

Отправляемся на извилистую ледяную трассу. Конечно, по чистому льду мы ездим не каждый день, на таком покрытии достаточно небольшой скорости, чтобы почувствовать разницу.

Протяженность ледяной трассы — около километра. На трассе есть несколько прямых участков и крутых поворотов.

Первым запускаем синий Golf с посредственными шинами на передней оси, и хорошими — на задней. Точку замера мы специально выбираем в повороте после длинной прямой, чтобы пилот не мог сильно разогнаться, получить результат, а потом уже просто выскочить на обочину. Круг засчитывается, только если он пройден идеально чисто, без малейшего касания снежного покрова на обочине.

С «лысыми» покрышками на передней оси машина еле разгоняется, отвратительно тормозит, поэтому приходится ехать очень-очень аккуратно. Нужно тщательно выбирать траекторию, плавно рулить, аккуратно тормозить, потому что без ABS колеса мгновенно блокируются. Получается медленно, но безопасно. За пять зачетных кругов не было даже намека на «аварии» — автомобиль просто плавно катился по траектории, пусть и на не самой высокой скорости. Время круга — 1,38−1,39 минуты.

Читать еще:  Как правильно выбрать зимние шины?

Запускаем черный Golf. В первом же повороте на скорости буквально 20−30 км/ч автомобиль становится поперек дороги. Задняя ось мгновенно и резко срывается в занос, машина проходит повороты исключительно «боком», как в дрифте.

Если скорость в повороте около 40−50 км/ч, то черный Golf чаще проходит его задней осью вперед. Неважно, насколько плавно пилот старался повернуть руль — центробежная сила срывает задние шины с траектории. Требуются отточенные рефлексы — мгновенная коррекция рулем и филигранная работа газом.

Первые кругов 5 «аварии» происходили едва ли не в каждом втором повороте. Машина либо касалась снежной обочины, либо вылетала на нее (чаще всего — задом), либо ее разворачивало на льду. Буквально наматываясь на руль и во всех виражах глядя в боковые окна, пилот все же смог показать стабильные результаты — 1,34 -1,35 минуты.

Быстрее? Да. Но какой ценой! Несколько десятков «аварий», безостановочное руление, подбор безопасной скорости. Нет, это не езда, а тренажер для дрифтеров!

Мы специально пустили за руль другого пилота, не предупредив об «особенностях» установки шин, — и он не смог проехать ни один поворот без вылета или разворота на черном автомобиле! А на синем Golf он сходу проехал буквально на секунду медленнее опытного пилота.

Судя по замерам скорости, черный Golf смог выиграть только за счет более уверенного разгона и торможения. На прямых участках он разгонялся на 10−20 км/ч больше и позволял начинать торможение на 3−5 метров позднее — это повлияло на результат. Но зато в поворотах — почти наверняка вылет или разворот!

«Так у меня ж ESP, ничего страшного не произойдет» — скажет читатель. И будет неправ. По завершении испытаний мы включили все электронные системы, и снова запустили оба автомобиля на ледяную трассу. Все повторилось! Синий Golf ехал плавно и безопасно, причем ESP даже ни разу не сработала, потому что не было и намека на занос. Черный Golf умудрялся «дрифтить» и с включенной ESP. Его точно также периодически выносило на обочину, пару раз разворачивало…

Разные шины на передней и задней оси — это априори опасно. Вопрос только в степени опасности. Когда спереди «так себе» шины, на скользком покрытии увеличивается тормозной путь, но при этом автомобиль стабилен и более предсказуем. А водитель, зная о посредственных характеристиках, едет более плавно, тише и безопаснее.

Когда на передней оси хорошие шины, картина кардинально меняется — короче тормозной путь на льду, но зато любой вираж с ледяной корочкой может стать последним. Резкий и почти неисправимый занос, вплоть до разворота — вспомните, о скольких ДТП с формулировкой «не справился с управлением» мы читаем за неделю?

Безусловно, каждый автомобилист решает сам: как и что ставить. Но мы рекомендуем ставить шины с хорошим сцеплением на заднюю ось, ведь соблюдать безопасную дистанцию легче, чем управлять автомобилем в заносе, не имея отточенных навыков экстремального вождения.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Новая зимняя резина на одной оси: Выйдет боком

Для того, чтобы результаты были нагляднее, мы решили максимизировать разницу. В качестве новых шин использовали только что обкатанные «шиповки», причем одни из самых лучших. На роль плохих назначили тех, что показывают слабые результаты в наших тестах, к тому же сильно потерты. Тем не менее, они на снегу и льду чувствуют себя лучше летних, с которыми разница будет еще больше. Примерку проводим на разных машинах – заднеприводной «классике» и переднеприводной «Приоре» с АБС.

Задний привод – с него и начинаем эксперимент.

Все четыре… Для начала денег у нас хватает, потому «покупаем» полный комплект хороших шин. При трогании и разгоне допустимо легкое буксование, не влияющее на интенсивность набора скорости. На снегу «семерка» разгоняется ровно, а вот на льду ее задняя ось рыскает из стороны в сторону. По заснеженной дороге машина идет без замечаний на высокой скорости, четко реагируя на подруливания. Если проходить повороты с «нейтральным» (фиксированным – без добавки и без сброса) газом, скорость ограничена легким заносом, который корректируется поворотом руля.

При торможении хорошо понятен момент блокировки колес, которые быстро раскручиваются при ослаблении давления на педаль.

Сугробы преодолевает уверенно в любых режимах, назад выезжает легко. Итак, базовое состояние определено, начинаем экономить.

Теперь пробуем…

Новые только на передней, неведущей оси.

Тронуться и набрать скорость – большая проблема! При малейшей пробуксовке колес машина буквально зависает в разгоне, потому газ нажимаем очень нежно, чтобы колеса не проворачивались. По снегу передок идет ровно, зато задок, как кошка, которая гуляет сама по себе, шарахается из стороны в сторону при малейших изменениях толщины снежного покрова и даже плотности снега. В поворотах «пятачок» демонстрирует ярко выраженную избыточную поворачиваемость – стремится уйти на меньший радиус, чем планирует водитель, часто норовя развернуться задом наперед.

Тормозить приходится очень аккуратно: чуть пережал педаль (по прикладываемому к ней усилию контролировать предел практически невозможно), и задние колеса уже заблокировались, машину начинает разворачивать поперек дороги.

В глубокий снег лучше не соваться – даже ходом почти ничего не получается.

Только на ведущей – лучше?

Старт весьма уверенный. Можно даже слегка побуксовать, но темп разгона сохраняется такой, будто все четыре колеса новые.

На заснеженной прямой приходится сожалеть об экономии – здесь передняя ось рыскает из стороны в сторону, точно так же, как задняя в предыдущем случае. Но в этот раз рысканья более опасны, поскольку передние колеса дергают руль.

В поворотах возникает снос передка – необычное явление для заднего привода. На первый взгляд, поведение схоже с переднеприводным автомобилем. Но только до того момента, как автомобиль пойдет по дуге – здесь он может неожиданно сорваться в занос и «потерять» траекторию. В общем, этот расклад приводит к самому опасному, даже для опытного водителя, поведению автомобиля отличающемуся нестабильными реакциями.

Читать еще:  Сколько служат шипованные шины?

При торможении очень сложно контролировать блокировку передних колес, после отпускания педали они очень долго раскручиваются, обретая сцепление с дорогой. В глубоком снегу ехать можно, но менее уверено, чем в первом случае – автомобиль упирается в снег передними колесами, неохотно поворачивает. Констатируем — экономия не радует ни в каком варианте. И не обеспечивает должной безопасности.

Передний привод – следующий этап. Будем пробовать экономить здесь.

Спереди и сзади.

Хорошие шины обеспечивают лихой старт и такой же разгон. По прямой машина идет ровнехонько, как большой корабль, а на корректировку направления отвечает четкими реакциями. В поворотах «Приора» демонстрирует академическое переднеприводное поведение, будто выступает в роли наглядного пособия из учебника по теории автомобиля. При добавлении газа распрямляет траекторию, при сбросе – вкручивается в поворот.

При торможении хорошо чувствуется момент включения АБС, эффективность торможения стабильная, независимо от того, вступила в действие электроника или нет. В глубоком снегу лазает как полноприводник, легко меняет направление движения.

Новые только на неведущей оси.

Старт и набор скорости – только внатяг, напряженно сдерживая ногу на акселераторе. На заснеженной дороге передок шарахается из стороны в сторону, реагируя на изменение глубины снега – почти как в заднеприводном варианте. В поворотах ярко выражена недостаточная поворачиваемость. При входе в вираж реакции автомобиля буквально размазаны, на дуге он на довороты руля не реагирует. Стремится распрямить траекторию, которую просто невозможно задать точно.

Торможение малоэффективно, момент включения АБС не чувствуется.

Сугробы можно проскочить только ходом, и то с 50-процентной вероятностью успеха.

Новые спереди, старые сзади.

Старт очень похож на тот, что был со всеми новыми колесами. На заснеженной дороге курс тоже неплох, замечаний нет. Засада ждет в скользких поворотах – первые реакции на руль очень четкие, но на дуге даже небольшое действие рулем может привести к очень резкому, пугающему большой глубиной заносу. Во время его корректировки рулем задок «отстреливает» в обратную сторону с удвоенной силой. Заканчиваются приключения полной потерей траектории и разворотом.

Торможение недостаточно эффективно, момент включения АБС размыт. В глубоком снегу идет, но неуверенно. При маневрировании задние колеса сползают в колею, проложенную передними. И в этом варианте не удалось создать «половинную» композицию без проблем.

Анализируем результаты возможной экономии

Попробуем подвести итоги, оглядываясь на описание поведения автомобилей в разных «комплектациях» и поглядывая в таблицы с результатами.

Заднеприводный вариант.

Оставленное сзади старье значительно ухудшает разгон, значительно увеличивает тормозной путь на льду, делает автомобиль беспомощным в глубоком снегу. А если старые шины оставить впереди? Именно так поступают некоторые «экономисты». Да, машина будет неплохо разгоняться и обретет способность двигаться в глубоком снегу. Но сильно потеряет в эффективности торможения на льду и снегу, поперечном сцеплении. К тому же получит проблемные курсовую устойчивость и управляемость на заснеженных и обледенелых дорогах.

Передний привод.

Изношенные шины спереди – нетрадиционно. Нет уверенного разгона, плохое торможение, приходится забыть про сугробы…

Старое оставим сзади – более популярное в народе решение. Можно разогнаться, затормозить, даже преодолеть сугроб. Но в этом случае заметно ухудшаются тормоза, особенно на льду. А главное, нельзя надежно пройти скользкий поворот, а это зачастую дорогого стоит!

Мы не смогли найти достойный «половинчатый» вариант ни для заднего, ни для переднего привода. В любом случае экономия на шинах выйдет боком. Применение летних покрышек вместо изношенных зимних приведет к еще большей разнице.

Если у вас ограничен бюджет – купите недорогие, возможно не самые лучшие, но четыре одинаковые зимние шины.

Результаты замеров и оценок приведены в таблице.

Равноценный результат (разница до 2 %) не отмечен цветом,

Незначительное ухудшение (2-5 % или 1 балл) выделено синим цветом.

Значительное ухудшение (5-20 % или 2 балла) выделено желтым цветом.

Опасное ухудшение (более 20 % или 3 и более баллов) выделено красным цветом.

На какую ось лучше поставить ПАРУ зимних шин?

17 лет на сайте
пользователь #6023

Есть, допустим, классика — Жигули 6-ой модели. Значит, задний привод. На дворе зима. Денюжков много нет и, соответственно, покупается только 2 хороших зимних колеса.

Вот сам вопрос: для эффективного ТОРМОЖЕНИЯ по прямой траектории куда ставить? На перед или зад?

В компании были товарищи физики, и они рисовали векторы и всем доказывали что назад, остальные были не согласны.

Жёлтая карточка была показана пользователю за этот пост модератором Андрей Владимирович (17 октября 2005 10:09)
Основание: читаем п286 и правим название

18 лет на сайте
пользователь #132

Если рассматривать только торможение на прямой с точки зрения длины тормозного пути без учета траектории, то очевидно, надо ставить зимнюю резину вперед. Если рассматривать реальные жизненные ситуации на дороге, то столь же очевидно, что ее надо ставить назад. А если голову включить, то, если денег на четыре зимних покрышки нет, лучше машину до весны в гараж поставить.

15 лет на сайте
пользователь #27638

сильное торможение на разных колёсах приведёт к неуправляемому заносу , поэтому ставить на ведущие и тормозить двигателем

16 лет на сайте
пользователь #7484

Если будет ездить под нагрузкой (2 чел сзади) — то назад. А еще лучше — взад мешок с песком добавить, если ездишь один. Бо на пустой я например просто боюсь ездить зимой.. + куда лучше выбиратся из сугробов.

17 лет на сайте
пользователь #5258

Господин WasserKocher абсолютно прав — нет денег на ОДИНАКОВЫЕ покрышки, машину надо ставить в гараж.

У меня рядом с гаражем шиномонтаж. Наблюдал сегодня придурка — он колеса приехал менять.

ВАЗ 2102. Передняя ось — Белшина. Разная! Задняя ось — НИИШП-РАЛЛИ-2000 правое колесо и что-то тоже зубатое, но не опознанное, с левой стороны.

Это же каким дебилом надо быть, чтобы так ездить.

В прочем, этот мужик на дебила и был похож.

Читать еще:  Чем чернят резину своими руками?

14 лет на сайте
пользователь #32271

Ситуация вроде очень простая, но из-за неё чуть не подралось 5 человек

Есть, допустим классика — Жигули 6-ой модели. Значит, задний привод. На дворе зима. Денюжков много нет и, соответственно, покупается только 2 хороших зимних колеса.

Вот сам вопрос: для эффективного ТОРМОЖЕНИЯ куда ставить? На перед или зад?

В компании были товарищи физики, и они рисовали векторы и всем доказывали что назад, остальные были не согласны.

Лучше бы подрались и всю зиму на пять отморозков-физиков )которые ездяь на ЖИГУЛЯХ меньше бы было.

Иначе же, однозначно, нормальную резину на ведущие, т.е. на задние.

17 лет на сайте
пользователь #5258

ZHAN, на заснеженной поверхности, в повороте, такая машина ведет себя неадекватно.

Причем, никто не знает, как ее занесет и куда.

Если рассматривать вариант классики, то хорошая резина на ведущих колесах позволит ездить по снегу и не буксовать.

Т.к. тормозят, в основном, передние колеса, то такая машина будет напоминать снаряд.

А водитель — камикадзе.

Насколько я понял, горе будет тому водителю, который решит затормозить перед AikonW,

17 лет на сайте
пользователь #6023

Мда. Узнаю родной онлайнер.

Извините, ну не предугадал я эту ситуацию.

Уважаемые Fisher!, ZHAN, шоколадить все могут. Специально для ВАС! Объясняю!

Ситуация у нас была вымышленная. Из нас 5-ых только у одного нет авто, остальные (если это уж так важно) ездят на машинах дороже 10000 у.е. Кроме меня. Для точности проведения эксперимента, Уважаемый Fisher!, скажу, что сам катаюсь на Subaru 2000 г.в. и уже обул Pirelli Winter Carving 195/65/15, нешипованую. Так что вам не стоит так больше бояться.

Как я вижу, в данной ветке уже также разделились мнения.

Уточняю: Интересует в первую очередь длинна тормозного пути по прямой траектории и при каком «варианте» наименее вероятен снос передней/задней оси.

17 лет на сайте
пользователь #6023

Классику можно заменить любой понравившейся иномаркой с ведущими задними, без АБС.

16 лет на сайте
пользователь #7484

Господин WasserKocher абсолютно прав — нет денег на ОДИНАКОВЫЕ покрышки, машину надо ставить в гараж.

Мнение конечно хорошее, однако тогда придется поставить на прикол 80% транспорта. Ибо посмотрите на чем ездит большинство на тачках за 2000-7000. С пробитыми глушаками, стучащими наконечниками, изношенными аморами и тд.. Конечно меняют это, когда подойдет надцатая очередь в семейном бюджете.. И вдруг они на зиму бросились покупать комплект одинаковой резины за 200-500$? Да резина круглый год там одна стоит, как правило разная на осях, и меняется только по мере износа протектора.. Все это неправильно, но так есть. А вы сразу на прикол..

15 лет на сайте
пользователь #27638

AikonW, это же ещё как тормозить зависит

Новые шины сначала будут тормозить больше , а потом могут резко первыми пойти на скольжение юзом ,

прямолинейное положение окажется неустойчивым и пойдёт машинка кругами

ЗЫ и машинка не любая , вольво и бмв две большие разницы в поведении

14 лет на сайте
пользователь #31862

Напишу из своего опыта. Правда машина переднеприводная.

Пассат. Зима. Передние шины очень хорошие, зимние.

Задние — абы што. Может даже лето, не помню.

Идем по трассе вечером. Скорость 80-90 км.

Местами небольшие переметы, гололед.

На ровном месте без какого либо маневра или перегазовки машину начинает крутить на асфальте как бешеную.

Хорошо дорога была пустая. После 3-4 оборотов машину бросило на разделительную полосу. Выбрались сами.

Вывод: зимой резина должна быть хорошая, зимняя. Протектор не менее 6 мм.

Если ваши шины не обладают такими качествами: ходите пешком

17 лет на сайте
пользователь #5261

Директор высшей школы водительского мастерства Академии физвоспитания Сергея ОВЧИННИКОВА.

— Первое, что необходимо сделать с приходом зимы, — это переобуть машину, — заметил Сергей Олегович. — Езда на летней, а тем более лысой резине — это не просто потенциальное самоубийство, а, по большому счету, преступление. Ведь в результате аварии по причине несоответствующих погодным условиям покрышек могут пострадать невиновные. Что же касается так называемой всесезонной резины — то она не настолько эластична и приспособлена для зимы, чтобы обеспечить максимальный контакт с дорогой.

Кстати, хотелось бы развеять довольно-таки распространенный миф о якобы хорошем варианте — установке на ведущие колеса машины зимней резины, когда на другой оси остается летняя. Этого делать ни в коем случае нельзя. Разный коэффициент зацепления с дорогой колес может привести к аварии.

Один из самых важных и сложных элементов в зимней езде — правильное торможение. Наиболее эффективное и простое в применении — ступенчатое торможение. Водитель при невыжатом сцеплении часто нажимает и отпускает педаль тормоза, снижая тем самым скорость. При определенных навыках одновременно можно переключаться на пониженные передачи. Такой способ позволяет сохранить управление над машиной и предотвратить занос. Кстати, в некоторых автомобилях система ступенчатого торможения предусмотрена конструктивно — это так называемая АБС.

Непростым иногда оказывается для водителей прохождение поворотов. Здесь можно посоветовать заранее снизить скорость, перейти на пониженную передачу и проходить поворот, не выключая сцепления.

Но как же быть, если автомобиль все же понесло? При заносе, когда задние колеса уходят по отношению к передним, руль необходимо повернуть в сторону заноса и на переднеприводной машине чуть-чуть добавить газа, а на заднеприводной наоборот — немного его сбросить. Если же автомобиль сносит — передние колеса, вместо того чтобы повернуть, продолжают двигаться хоть и боком, но прямо, — необходимо уменьшить газ и рулем пытаться поймать дорогу.

Что же до общих советов, то для зимней езды, в отличие от летней, все движения водителя должны быть более плавными и мягкими, никаких резких поворотов и торможений. Нелишним будет соблюдать безопасную дистанцию и скорость движения, желательно научиться оценивать окружающую обстановку на дороге и по возможности стараться предугадывать действия других участников движения.

По-моему разную резину (по сезону ессно) могут поставить те, кто физику в школе прогулял или идиоты.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector