Содержание
- Что такое вязкость моторного масла и как правильно её подобрать?
- Что называют вязкостью?
- Динамическая и кинематическая вязкость масла
- Как правильно выбрать вязкость?
- Что хуже — заниженная или завышенная вязкость?
- Синтетика, полусинтетика, минералка — какое масло лучше?
- Классификация масла по другим параметрам
- Заключение
- Таблица вязкости моторных масел. Как определить вязкость моторного масла
- Вязкость как один из ключевых параметров моторного масла
- Основные параметры вязкости
- Международный стандарт, который регламентирует вязкость масел
- Виды масел в зависимости от температурного режима
- Диапазоны рабочих температур для разных масел по SAE
- Зимние масла
- Летние виды смазочных материалов
- Всесезонные масла
- Выбор моторного масла по его вязкости
- Заключение
- Как правильно выбрать масло для двигателя?
- Вязкость масла: что нужно лить, чтобы не было сбоев?
- Сегодня поговорим о вязкости.
- На что влияет вязкость
- Единая классификация SAE
Как выбрать вязкость масла для двигателя?
Что такое вязкость моторного масла и как правильно её подобрать?
Вязкость моторного масла — один из главных параметров, по которому определяют, подходит ли эта смазка конкретному автомобилю в условиях определённого диапазона температур. Но отнюдь не всегда точки зрения разных людей на этот счёт являются одинаковыми. Так что гораздо проще разобраться во всём самому и решить, какую жидкость заливать и почему.
Моторное масло смазывает все трущиеся детали механизма
Что называют вязкостью?
Вязкость моторного масла — это его способность сохранять свою текучесть, находясь между внутренними деталями движка автомобиля. Автомобильная моторная смазка выполняет очень важную функцию — она смазывает внутренние детали мотора, не давая им тереться друг об друга «на сухую», а также обеспечивает минимальную силу трения между ними. Невозможно создать такую смазку, которая бы не изменяла свои характеристики при повышении или понижении температуры двигателя. Показатели вязкости будут существенно варьироваться при езде, так как разброс температур между внутренними деталями двигателя очень высок и может достигать 140–150 градусов Цельсия.
Автопроизводители подбирают и определяют для каждой модели двигателей оптимальную текучесть масла, при которой коэффициент полезного действия будет максимальным, а износ движка, наоборот, минимальным. Именно поэтому лучше выбрать ту смазку, которая рекомендована фирмой-производителем автомобиля для конкретной модели, а не ту, что советуют друзья или даже специалисты из автосервиса.
Динамическая и кинематическая вязкость масла
Кинематическая вязкость масла определяет характеристики моторной жидкости при нормальной и повышенной температурах. Как правило, нормальной температурой считается 40 градусов Цельсия, высокой — 100 градусов. Измеряется кинематическая вязкость в сантистоксах. Кроме этого, эту величину можно измерить в капилляр-вискозиметрах — в этом случае определяют вытекание некоторого количества смазки через отверстие на дне резервуара с жидкостью за определённый промежуток времени.
Динамическая (абсолютная) вязкость никак не зависит от плотности самого вещества и определяет сопротивление, возникающее при перемещении с определённой скоростью слоёв масла, находящихся на небольшом расстоянии. Измеряется динамическая вязкость с помощью аппаратуры, имитирующей работу моторной жидкости в реальных условиях — ротационных вискозиметров.
Как правильно выбрать вязкость?
Для того чтобы как-то классифицировать смазки, а также облегчить поиск моторной жидкости с нужными характеристиками, был введён международный стандарт SAE.
SAE является индексом вязкости масла, он должен указываться на этикетке канистры. Но важно знать, что вязкость масла по SAE никаким образом не определяет качество смазки или её совместимость с конкретно вашим двигателем. За это отвечают другие индексы, также указанные на этикетке канистры.
SAE может иметь цифровое или цифробуквенное обозначение, это зависит от того, для какого типа климата подходит смазка. Всего существуют три вида сезонности:
- летние (обозначаются как SAE 20, SAE 30);
- зимние (SAE 20W, SAE 10W);
- всесезонные (тут маркировка уже «гибридная» — SAE 10W-40, SAE 20W-50).
Все зимние моторные жидкости имеют в индексе SAE букву W, которая означает winter (зима). Чтобы узнать, на какой минимальной температуре ваше авто заведётся с определённой моторной жидкостью, нужно отнять 40 от цифры, идущей перед буквой W. То есть если ваша смазка имеет индекс SAE 10W, то вы спокойно заведётесь при температуре в минус тридцать по Цельсию.
Цифры в индексе SAE, которые указывают «летнюю» составляющую вязкости смазки, то есть цифры после W, довольно-таки сложно перевести на понятный обывателю язык. Можно лишь сказать, что чем больше эти цифры, тем более вязкой будет жидкость в двигателе при высоких значениях температуры. Чтобы узнать, подходит ли летнее или всесезонное масло для вашего мотора по вязкости, необходимо воспользоваться таблицей вязкости моторных масел. Однако не забудьте, что самый верный источник информации о том, какая вязкость масла лучше — это ваша автомобильная документация или на крайний случай консультация в официальном дилерском центре от производителя.
Что хуже — заниженная или завышенная вязкость?
Что будет происходить, если при прогреве двигателя на низкой температуре вязкость масла будет выше нормы? Увеличится сила трения. Температура двигателя вследствие этого станет увеличиваться и остановится только тогда, когда вязкость упадёт до необходимой нормы (и, следовательно, уменьшится сила трения). С одной стороны, ничего плохого не случится, но двигатель будет работать при более высокой температуре, не рассчитанной производителями. А это может плохо сказаться на его ресурсе — детали станут быстрее изнашиваться. То есть, увеличивается вероятность поломки двигателя. А кроме этого, моторную жидкость придётся менять чаще, так как из-за высокой температуры она быстрее израсходуется.
Гораздо хуже и опаснее, когда вязкость смазки ниже, чем требуется. Вследствие этого значительно возрастёт расход смазки, а также есть вероятность, что мотор просто заклинит на высоких оборотах. Именно поэтому настоятельно рекомендуется выбирать моторные жидкости, имеющие допуск автопроизводителя.
Синтетика, полусинтетика, минералка — какое масло лучше?
Минеральное масло — это моторная жидкость, созданная из нефтепродуктов. Вследствие этого этот тип масел подразделяется на нефтяные и парафиновые. Они имеют определённую текучесть, а также строгий температурный режим, так что изменять эти параметры можно только с помощью присадок (из-за которых, кстати, жидкость быстро приходит в негодность).
Синтетическое масло является более универсальным аналогом минерального, так как синтетика — продукт синтеза определённых химических элементов, и изменяя его параметры, можно добиться практически любой вязкости, которая востребована на рынке автомобильных жидкостей.
Полусинтетическое масло — гибрид синтетики и минералки. Оно обладает многими плюсами как синтетической, так и минеральной смазки, но подобрать оптимальное для конкретного двигателя порой бывает очень сложно.
Существенная разница между тремя типами масел возникает только зимой, когда сильно выигрывает именно синтетика. За счёт своей химической структуры синтетическое масло обладает хорошей текучестью при низкой температуре, а также стабилизирует работу движка. И кроме этого, оно почти не боится окисления и гораздо дольше «выдыхается».
Классификация масла по другим параметрам
Кроме индекса SAE существуют другие индексы, классифицирующие моторные жидкости по классам качества. Например, стандарт API предусматривает две буквы латинского алфавита, первая буква — либо S (для бензинового двигателя), либо С (для дизеля). Вторая буква — это непосредственно сам класс качества. Чем она дальше находится в алфавите, тем позднее разрабатывался этот стандарт, и как следствие, тем выше качество моторной жидкости. Для бензиновых движков высшим классом качества является SM. Для дизельных — Cl-4 plus.
В стандарте ACEA классы качества записываются по-другому: с А1 по А5 для бензиновых моторов и с B1 по B5 для дизельных. Кстати, A5 и B5 по классификации ACEA имеют очень низкую вязкость, поэтому подходят только для определённых типов двигателей, так что будьте аккуратны с их эксплуатацией.
Заключение
Лучшая моторная жидкость — это та, которая будет полностью соответствовать инструкциям автопроизводителя и требованиям вашего автомобиля. К подбору моторной жидкости нужно подойти грамотно и правильно. Обращайте внимание на производителя, срок годности, тип и классификацию — это убережёт двигатель, продлит срок его службы. Но лучше всего искать те масла, которые указаны в документации на конкретную модель автомобиля как рекомендованные, и неважно при этом, насколько стар автомобиль, сколько тысяч километров вы проездили и что советуют «авторитетные» мнения.
Таблица вязкости моторных масел. Как определить вязкость моторного масла
Автомобильное масло – незаменимый помощник любого автомобилиста. Оно обеспечивает смазывание трущихся между собой механизмов, сглаживание поверхностей, а также удаление излишнего мусора, возникающего при взаимодейтсвии деталей друг с другом.
От правильного выбора смазочных материалов зависит многое. Во-первых, качество выбираемых масел в дальнейшем определяет износостойкость автомобильных частей. Помимо этого, характеристики приобретаемого масла определяют способность функционировать в условиях различных температурных режимов. В-третьих, использование слабокачественной продукции влечет за собой увеличение зазоров между взаимодейтсвующими механизмами, которые сопровождается увеличением расхода топлива, износом дорогостоящих деталей и механизмов и рядом других серьезных проблем.
Вязкость как один из ключевых параметров моторного масла
Выбор моторных масел определятся различными параметрами. Но для многих покупателей ключевым параметром является вязкость смазочного материала. Благодаря такому параметру автомобильное масло дольше задерживается на поверхности двигателя, правильно распределяется между трущимися деталями.
Основные параметры вязкости
Анализируя информацию, которую производители заявляют на этикетках продукции, каждому покупателю следует отличать такие понятия, как вязкость кинематическая и динамическая. Они отличаются по плотности, единицам и методам измерения и используются для показателей разных классов смазочных материалов.
Кинематическая вязкость указывает на такое свойство масла, как его текучесть. Она определяется при нормальной и максимальной рабочих температурах. Обычно для испытания выбирают такие режимы, как сорок и сто градусов по Цельсию. Измеряется данная величина в сантистоксах.
По показателям кинематической вязкости рассчитывается индекс вязкости моторного масла. Если вы хотите выбрать действительно лучший смазочный материал, индекс должен быть более 200, его имеют обычно всесезонные масла.
Динамическая вязкость характеризует силу сопротивления при перемещении жидкостей друг относительно друга вне зависимости от плотности. Единица измерения – сантипуаз.
Международный стандарт, который регламентирует вязкость масел
На сегодняшний день самой популярной классификацией смазочных материалов является SAE. Данная спецификация признана единственным международным стандартом, на основании которого рассчитывается вязкость масла исходя из температурного режима среды.
Society of Automotive Engineers – аббревиатура, которая принадлежит Обществу Автомобильных Инженеров Соединенных Штатов Америки.
Вязкость моторного масла по SAE должна отвечать таким условиям:
- прокачиваемость – благодаря этому свойству в условиях минимальных температур обеспечивается быстрый доступ масла к маслоприёмнику;
- проворачиваемость – способствует повышению пусковых свойств, обеспечивает необходимое сопротивление и достижение пусковых оборотов в мороз;
- наиболее эффективная вязкость в жарких условиях;
- кинематическая вязкость – определяет класс вязкости моторных масел.
Спецификацию SAE употребляют при определении уровня вязкости смазочного материала, учитываются требования к маслам при выпуске новой продукции, а также для исследования и детального изучения старых и новых составов.
Виды масел в зависимости от температурного режима
Вязкость смазочных материалов может меняться при различных условиях. Она находится в прямой зависимости от температуры окружающей среды, от скорости прогрева механизмов, режима работы двигателя. При низких температурах вязкость для обеспечения запуска автомобиля в холодную погоду не должна быть слишком высокой. В условиях высоких температур – наоборот, смазывающий материал помогает обеспечивать надлежащее давление и создает защитный слой между поверхностями, которые соприкасаются.
По показателю вязкости смазочные материалы делятся на зимние, летние и всесезонные. Всесезонная продукция более удобна. Она является более энергосберегающей, а также такие масла можно не менять так часто, как материалы для определенного сезона.
Диапазоны рабочих температур для разных масел по SAE
Таблица наглядно демонстрирует, в условиях каких температур можно применять разные виды смазочных материалов.
Таблица вязкости моторных масел по температуре представлена ниже.
Таблица вязкости моторных масел имеет цифровые и цифробуквенные обозначения, благодаря которым определяют сезонность масла и окружающая температура.
Зимние масла
В качестве примера можно рассмотреть вязкость моторного масла 5w30. Расшифровка вязкости моторного масла для зимних масел следующая.
Для зимних масел создано международное обозначение буквой «w». При расчетах от цифры перед ней необходимо отнять 40, в результате получаем температурный режим, при котором можно использовать смазочный материал. Чтобы узнать температуру проворачиваемости двигателя, необходимо отнять 35.
Выше приведена таблица вязкости моторных масел по температуре. Зимние масла находятся в её верхней части.
Зимние смазочные материалы пригодны к использованию при таких температурных режимах:
- 0W — рекомендуемо к использованию при морозах до -35-30 о С;
- 5W — рекомендуемо к использованию при морозах до -30-25 о С;
- 10W — рекомендуемо к использованию при морозах до -25-20 о С;
- 15W — масло рекомендуемо к использованию при морозах до -20-15 о С;
- 20W — масло рекомендуемо к использованию при морозах до -15-10 о С.
Как было уже сказано, вязкость зимних масел также должна отвечать требованиям проворачиваемости, прокачиваемости (не должна быть выше шестидесяти тысяч сантипуаз) и обладать необходимой кинетической вязкостью.
Таблица вязкости моторных масел для холодных условий представлена ниже.
Летние виды смазочных материалов
Летняя продукция обозначена, согласно со стандартом, только цифрами (к примеру, SAE 30) и означает усредненный параметр, указывающий на вязкость материала в условиях работы при повышенных температурах.
Таблица вязкости моторных масел для летнего сезона имеет следующий вид.
Всесезонные масла
Всесезонные смазочные материалы применимы при различных тепловых режимах. В зависимости от сезона, вязкость способна меняться и обеспечивать надлежащую смазку механизмов автомобиля. Таким образом, масла для всех сезонов соответствуют критериям наивысшей вязкости проворачиваемости при холодах, и наименьшей – при жаре.
Они представлены в нижней части таблицы вязкости по температуре и состоят из комбинации летних и зимних масел.
Расшифровка следующая: допустим, вязкость моторного масла 5W-30: класс вязкости «5W» разрешает использование масла в холодный сезон, показывает, насколько легко запускается мотор в условиях низких температур; «30» — обозначает летний класс, с помощью этого показателя можно рассчитать возможность работоспособности при высоких температурах.
Выбор моторного масла по его вязкости
Как определить вязкость моторного масла? Это могут подсказать рекомендации производителя. Учитываются особенности строения двигателя, его нагрузки на смазочные материалы, уровень сопротивления, степень износа масленого насоса, степень возможного нагрева масла при разных режимах работы во всех местах мотора.
При выборе вязкости материала для зимнего сезона нужно учитывать средние температуры региона проживания. Правильный выбор масла поможет справиться автомобилю с холодным пуском, при котором возникает дополнительное трение и износ деталей. Таблица вязкости моторных масел поможет сориентироваться в большом выборе. Производители рекомендуют среди зимних масел использовать SAE 0W.
При выборе летнего масла нужно учитывать то, что детали в жаркое время года особенно могут перегреваться, обдув может быть недостаточным, поэтому масло должно быть вязким.
Заключение
Производители предлагают достаточно большой выбор смазочных материалов. Основной характеристикой которых является их вязкость. А она, в свою очередь, напрямую зависит от температурного режима.
Даже в очень умеренных климатических условиях разница в температурах между двигателя и его деталей может достигать двухсот градусов. Международный стандарт SAE предлагает на выбор масла для разных сезонов. Универсальное масло – всесезонное. Но как показывает опыт автолюбителей, при слишком большой разнице в температурных режимах, больших морозах и слишком жарком лете всесезонные смазочные материалы – далеко не самые лучшие.
Выбирая класс вязкости смазочного материала для личного автомобиля, необходимо руководствоваться такими критериями:
- особенности строения автомобиля и мотора;
- степень коррозии деталей, уровень изношенности двигателя;
- основные режимы работы мотора;
- температуру в различные сезоны по региону.
Благодаря такому параметру, как вязкость, автомобильное масло может дольше задерживаться на поверхности двигателя, правильно распределяться между трущимися деталями, не допуская пересыхания.
Как правильно выбрать масло для двигателя?
Какое лучше использовать?
Производители моторов на стадии проектирования определяются с марками масел в зависимости от условий работы и конструктивных особенностей. После чего проводятся ресурсные испытания двигателей и выдаются рекомендации по использованию. Так, перед выбором нужно заглянуть в инструкцию по эксплуатации, что именно необходимо. Масло, указанное в инструкции, — правильный выбором.
Если не желаете заливать оригинальное фирменное масло, то можно обойтись неоригинальным. И чтобы не лишиться гарантии, следует выбирать его с допуском и одобрением авто концерна. Одобрение авто производителя — один из главных ориентиров при выборе. В обозначении одобрения указывается не только название марки машины, но и специальный индекс, который сопоставим с тем, что значится в автомобильной документации.
Классификация по SAE
Основное свойство моторного масла является вязкость и ее зависимость от температуры в широком диапазоне. Приведем стандартную классификацию по SAE: 10W-40. Первое обозначение «10W» обозначает температуру применения, а «40» — вязкость. О каждом параметре поговорим отдельно.
О вязкости масла говорят самые заметные цифры на канистре — это классификация по SAE. Два числа, разделенные буквой W, обозначают, что оно всесезонное. Первые цифры указывают на минимальную отрицательную температуру, при которой двигатель можно провернуть. Например, при обозначении 0W-40 нижний температурный порог равен -35 о С, а у 15W-40 он составляет -20 о С. Число после дефиса говорит о допустимом диапазоне изменения вязкости при 100 о С.
Рекомендации по подбору
- при пробеге автомобиля менее 50% от планового ресурса (новый двигатель) необходимо применять масла классов 5W30 или 0W20. Это обусловленно тем, что у новых двигателей нет износа, все зазоры минимальны, поэтому подшипники работу при меньшей вязкости.
- при пробеге автомобиля более 50% от планового ресурса (технически исправный двигатель) целесообразно применять масла класса 5W40. Это обусловленно тем, что при больших износах несущая способность компенсируется ростом вязкости.
Классификация по API
Классификация масел по условиям их применения и уровням эксплуатационных свойств неоднократно дополнялась, но принцип разделения на две категории — «S» и «С» сохранился. К категории «S» (Service) относятся масла для бензиновых двигателей, к категории «С» (Commercial) — предназначенные для дизелей.
Уровни эксплуатационных свойств по API в порядке возрастания требований к качеству подразделяются в категории «S» на классы (SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ, SL, SM и SN). Чем вторая буква дальше от начала алфавита — тем лучше. Для бензиновых двигателей самой современной является маркировка SN, а для дизелей — CF. Для обозначения универсальных масел, которые применяются для бензиновых двигателей и дизелей, принята двойная маркировка, например SN/CF.
Следует выбирать масло самого последнего класса по классификации API. На упаковке должно быть обозначение маркировки не ниже класса SM или SN. Именно данный класс дает лучшие характеристики работы двигателя и снижают расход на угар.
Статьи по теме
Комментарии
Несколько дополнений:
1. Есть европейская ACEA. В ней требования (легковые) А5/В5 гораздо жестче, чем у SM по американской. Соответственно, масло получившие сертификацию по ней, более качественное.
2. Начиная с SM и SN масло можно использовать в турбированных моторах по умолчанию. О чем присутствует примечание на упаковке. Использовать его в моторах с наддувом, где не указано, что оно подходит для турбированных моторов, крайне опасно.
3. От срока эксплуатации меняется и вязкость. Если на новый мотор рекомендовано 5W30, то на этот же мотор после половины ресурса, заявленного производителем, уже применяют 5W40. В зависимости от климата тоже могут возникнуть отклонение по SAE от рекомендованных производителем.
4. В плане экономии топлива за счет менее вязкого масло, это такой мизер, что кроме как рекламой не назовешь. А вот применение менее вязкого масла, чем рекомендовано производителем, вредно для мотора. Особенно в жаркий период. Давление в системе падает и смазка мотора ухудшается.
Много утверждений, которые чистой воды заблуждения… 5W-40 и 5W-30 имеют отношение к топливу исходя из классификации API, как пример SN (2010г.) или SM (2005г.) 5W-40 — имеет более высокую плотность, за счет чего улучшенные свойства защиты… 5W-30 — более текучее, легче прокачивается, экономичней в отношении топлива…
Тогда вопрос 5W-30 или 5W-40 — это выбор по большей части не водителя, а техническая особенность двигателя. У японцев и американцев большее предпочтение на 30, а европейцы разрабатывают в пользу 40. Подходим к главному вопросу, а зачем вам самое лучшее (читать — самое дорогое) масло, если по большей степени это маркетинг. Если определились с вязкостью и знает допуски, даже знаем объем масляной системы, то выбор следующий — это для себя определиться…
Вязкость масла: что нужно лить, чтобы не было сбоев?
Доброго дня.
Продолжаем нашу дискуссию на тему моторного масла. В прошлый раз я писал на тему «Главный критерий качества моторного масла» — обязательно почитайте, если пропустили эту статью.
Сегодня поговорим о вязкости.
На самом деле разобраться с вязкостью даже важнее. И вот почему: качество выбирается только один раз. Купили вы машину, заглянули в сервисную книжку, поняли, что значат надписи типа «API SM/CF» и всё. Теперь всю жизнь (не вашу жизнь, а автомобильную) покупайте такое масло и горя не знайте.
С вязкостью сложнее. Жили вы себе, например, в Сочи, а тут по работе пришлось переехать в Санкт-Петербург. А климат тут совершенно другой. Зимы холоднее. Летом жара только по праздникам. Да ещё и бесконечные дожди. И что, так и будете продолжать ездить на 15W40 или что у вас там залито?
Или вот ещё ситуация: заливаете вы своё любимое масло год, второй, пять лет. Десять. А потом как-то начинаете подмечать, что расход топлива-то увеличился. И двигатель что-то часто стал барахлить. Думаете, дело только в старой машине? Да, в ней тоже. Но дело также и в масле, которое, будучи идеальным для новой «ласточки», сейчас уже не справляется с работой.
Проблема выбора осложняется тем, что у всех, — официального сервисного центра, вашего постоянного автомеханика, коллеги с работы, троюродного брата, соседа по улице, — у всех у них свои представления о том, какой вязкости должно быть масло. Часто эти мнения противоречат друг другу и тут очень важно самому понимать «откуда растут ноги».
На что влияет вязкость
Вообще вязкость очень важный параметр, от которого напрямую зависит ресурс работы двигателя, расход топлива, угар масла, и в целом безопасность вашей езды.
Я уже писал, что двигатель без масла работать не может. Помните статью «О важности замены масла»? Если ещё не читали — рекомендую.
Так вот, правильный выбор вязкости обеспечивает первую из четырёх описанных мной функций: снижает трение и повышает долговечность мотора. Задача хорошего масла: создавать масляную плёнку достаточно толстую для того, чтобы не было сухого трения, но достаточно тонкую для того, чтобы сохранялась герметичность цилиндров и не терялась мощность двигателя.
Можно выделить три фактора, влияющих на выбор вязкости масла:
- Конструкция двигателя. В силу конструктивных особенностей, каждый мотор обладает своим диапазоном рабочих температур. Кроме того, каждый двигатель имеет свои допуски и посадки рабочих деталей, а, значит, отличные от других величины зазоров между трущимися поверхностями.
- Климат. Вязкость нужно выбирать в зависимости от климата, в котором планируется эксплуатация автомобиля. Я уже упоминал об этом в начале, с примером про Сочи, помните?
- Стиль вождения. Ездите ли вы бережно и аккуратно или же любите вдавливать педаль в пол при первой возможности? От вашей манеры езды зависят режим работы и рабочие температуры двигателя, а, значит, и выбор вязкости масла.
К слову о температуре двигателя. В процессе работы она может меняться очень сильно: от отрицательной, если вы заводите движок на морозе и до 140–150˚С в процессе работы.
Обратите внимание: температура двигателя и температура охлаждающей жидкости, которую показывают датчики на приборной панели — это не одно и то же. Если жидкость всегда имеет рабочую температуру около 90˚С, то реальная рабочая температура масла колеблется в широких пределах, достигая границы в 140–150˚С.
Ну а теперь, зная всё это, разберемся в классификации.
Единая классификация SAE
Вязкость определяется по единому международному стандарту SAE. Очень хорошо, что стандарт всего один — в нём сложно запутаться. Преимущество единого стандарта также в том, что в какую бы страну вас не занесло, все продаваемые там масла обязательно будут сертифицированы по SAE. Ну, кроме самопала, конечно.
Ещё раз напомню, что вязкость никоим образом не говорит о качестве масла. Поэтому нельзя основывать свой выбор глядя лишь на индекс SAE, нужно не забывать также и о API, ACEA и других стандартах качества, о которых мы говорили в статье «Главный критерий качества моторного масла».
Фактически SAE определяет, при каких максимальных и минимальных температурах масло будет продолжать выполнять свои функции. Масло должно оставаться достаточно жидким в морозы, чтобы двигатель можно было завести, но не слишком жидким при тяжелых режимах работы, чтобы двигатель не заклинило.
И это не такая простая задача, как кажется. Температура масла в процессе работы меняется ежесекундно, а вместе с ней меняется и вязкость. Достичь совершенно равномерной вязкости невозможно, поэтому задача производителя — сделать так, чтобы при всех возможных вариантах в рамках заданного стандарта, вязкость удовлетворяла требованиям двигателя (колебалась в заданных пределах).
Согласно стандарту SAE масло бывает трёх типов вязкости.
- Летнее. Обозначается двузначным числом. Например: SAE 20, SAE 30, SAE 40 и т.д. Предпочтительно использование в летние месяцы или круглогодично в жарких климатических зонах.
- Зимнее. Обозначается числом с буквой «W», сокращения от слова «winter» (зима). Например: SAE 0W, SAE 5W, SAE 10W и т.д. Рассчитано на применение зимой, в морозы, или круглогодично в условиях крайнего севера.
- Всесезонное. Самый распространённый тип масла. Имеет маркировку в виде комбинации обозначения летнего и зимнего видов. Например: SAE 5W40, SAE 10W40 и другие. Это универсальный и самый популярный сейчас тип масла.
Числа в маркировке отражают способность масла работать при низких и высоких температурах. С первым всё просто: отнимите от числа перед буквой «W» 35–40 градусов по Цельсию и вы получите ту минимальную температуру, при которой это масло сохраняет работоспособность.
Обратите внимание: на этикетках некоторых масел производитель указывает «температуру застывания». Предполагается, что это минимальная температура, при которой масло может эксплуатироваться, но на самом деле это не совсем так. Это число лишь показывает крайний порог, когда масло теряет свою текучесть и превращается в пластичную массу.
Фактически же работоспособность теряется при гораздо менее низких (расположенных выше по шкале Цельсия) температурах, когда масляный насос уже не может его прокачать. Производителю выгодно показать свой продукт в самом лучшем свете, поэтому при выборе ориентируйтесь не на сомнительные числа на упаковке, а на маркировку по международной классификации SAE.
Скажем, если вы живете в Сочи и не ездите дальше своего региона, то вам вряд ли понадобится масло SAE 5W, которое рассчитано на работу при –30˚С. Ну а в нашем с вами Санкт-Петербурге такое масло будет очень даже кстати.
Хочу отдельно отметить, что исключительно зимние или летние масла сегодня встречаются редко. Во всяком случае, на территории России
Важно: на работу прогретого двигателя низкотемпературная вязкость (число, стоящее перед «W»), никак не влияет. Соответственно, при переезде из одного климата в другой, вам нужно скорректировать только это число, а высокотемпературную вязкость (число после «W») оставить без изменений.
Со вторым числом сложнее: его нельзя так же просто преобразовать в температуру. Оно отражает целый комплекс показателей работы двигателя в различных режимах, а выбирать его нужно исключительно по рекомендациям производителя, указанным в сервисной книжке. Подробнее про выбор масла вы можете прочитать в статье «Как выбрать хорошее масло, которое не угробит ваш движок?».
На просторах Интернета.
На каком-нибудь сайте или форуме вы могли встретить информацию с выкладкой рабочих диапазонов масел в зависимости от их маркировки.
Например, масло SAE 0W20 рекомендуется к применению при температуре от –30˚С до +20˚С. Но действительно ли это важные рекомендации?
Нижний предел мы можем посчитать и сами, для этого масла он составит где-то –35˚С. –40˚С. Важно, что в лютый мороз (например при –50˚С) вы уже просто не заведетесь. А вот верхний предел — всего лишь рекомендация по эффективному использованию. На масле SAE 0W20 вы сможете ездить и в Африке, вопрос в том, будет ли это лучший выбор?
Впрочем, о выборе мы поговорим в следующий раз в статье «Как выбрать хорошее масло, которое не угробит ваш движок?».