Содержание

Как влияет забитый катализатор на работу двигателя?

Катализатор в автомобиле: зачем он нужен и что будет, если его убрать

Автомобиль в системе выхлопа имеет каталитический нейтрализатор, который часто выходит из строя из-за некачественного топлива. Давайте разберемся, что это такое, для чего нужен и что делать в случае засора.

Что такое катализатор

Катализатор предназначен для очистки вредных выхлопов. Он расположен в системе выпуска, в процессе его работы происходят химические реакции: опасные вещества переходят в безопасные формы, после чего выбрасываются вместе с выхлопом. Пройдя этот путь выхлопные газы становятся чище. И как результат, автомобиль наносит меньший вред окружающей среде.

Нейтрализатор работает только после нагрева до 300°C, сразу после запуска двигателя очистка не происходит.

Устройство каталитического нейтрализатора

Основой катализатора являются керамические или металлические соты. В зависимости от модели на стенки сот наносится микрослой из палладия и родия или иридия. Эти металлы обладают высокой химической активностью. Касаясь напыления, часть выхлопа входит с ним в химическую реакцию. Часть элементов, образовавшихся при сгорании топлива, связывается.

Современные катализаторы трехкомпонентные.

  • Первый элемент связывает оксиды азота.
  • Второй — удаляет часть несгоревших элементов топлива. В большей части удаляется окись углерода.
  • Третий элемент — это датчик. Он анализирует газы на выходе из катализатора, данные передаются в бортовой компьютер.

Неисправности катализатора и их причины

Производители пишут, что срок службы нейтрализатора 100–150 тысяч километров. Но на практике проблемы могут возникнуть и при меньшем пробеге, особенно в больших городах, где часто приходится стоять в пробках.

В зависимости от особенностей эксплуатации, замена каталитического нейтрализатора может производиться раз в 3–7 лет.

Основной причиной неисправности становится выгорание слоя металлов, покрывающих соты. Это естественный процесс, в результате которого качество выхлопа ухудшается. Бортовой компьютер показывает горящий «чек», а в некоторых случаях и вообще не позволяет мотору работать, выключая зажигание.

Ускоряет процесс выгорания и некачественное топливо. Зачастую у бензина увеличивают октановое число путем добавки свинца, это усиливает нагрузку на катализатор, уменьшая срок эксплуатации. В ситуации с дизельным топливом выход из строя может ускорить сам владелец, используя в зимнее время добавки-«антигель».

В некоторых случаях причиной поломки может стать неисправный двигатель. При неправильно выставленном зажигании и проблемах в системе питания (последнее особенно актуально для дизельных двигателей) выгорание каталитического слоя ускоряется.

Соты каталитического нейтрализатора

Диагностика автомобильного катализатора

Определить неисправность можно по нескольким признакам:

  • На панели приборов загорелась лампочка “Check Engine”. Она включается при любых ошибках мотора. В нашем случае, как результат нехарактерных показателей датчика, лямбда-зонд. Точно определить, что причина в катализаторе может диагностика сканером.
  • Снижение мощности двигателя. При неисправном катализаторе машина начинает троить, дергаться, хуже разгоняется. Причина в снижении пропускной способности каталитического нейтрализатора, связанной с частичным разрушением сот: они запекаются, забивают проход для выхлопных газов. В итоге мотор «задыхается».
  • Грохот под днищем. Обычно проявляется на высоких оборотах, изредка сразу после запуска. Причина в частичном разрушении керамической конструкции сот. Отпавшие частицы начинают биться о стенки катализатора под воздействием потока газов и центробежных сил.
  • Недостаточно сильный или ровный напор газов из глушителя. При исправном нейтрализаторе, поднеся руку к выхлопной трубе, можно ощутить слабую пульсацию, она возникает вследствие поочередной работы выпускных клапанов. Если поток ровный или ослабленный, вероятно проблема в разрушенных сотах катализатора.

Каталитический нейтрализатор не выходит из строя резко и неожиданно. Обычно перед отказом начинаются мелкие проблемы из списка выше.

Катализатор в разборе

Оригинал или аналог

Оригинальный катализатор — довольно дорогая вещь. Он не производится в нашей стране, все детали в автомагазинах импортные, поэтому на увеличение цены влияют пошлины.

При этом, в случае использования оригинальной детали, автомобиль сохраняет все режимы работы двигателя. Это положительно сказывается на экологии, а также на ресурсе мотора.

Все описанные ниже способы замены катализатора, носят только ознакомительный характер. Не рекомендуется пользоваться данными методами самостоятельно!

Из-за высокой цены автолюбители ищут альтернативу. Вариантов несколько:

  • универсальный катализатор;
  • пламегаситель.

Под универсальным катализатором подразумевается сразу две группы деталей. Первая — катализатор, подходящий под любой автомобиль. Довольно дорогая вещь, но работает безотказно. Второй вариант — блок с сотами. В этом случае в старый катализатор устанавливают новые соты. Недостатком данного варианта считается сложность с выбором сервиса для ремонта, не везде возьмутся за такую работу. Срок службы универсального нейтрализатора 60–90 тысяч километров.

Более дешевый и распространенный способ — пламегаситель. Он может быть готовым, просто предназначенным для установки вместо катализатора. Другой вариант — установка пламегасителя непосредственно в корпус нейтрализатора. Такой способ несколько сложнее, но позволяет скрыть факт замены детали при продаже автомобиля.

Иногда водители просто выбивают соты из корпуса. Способ дешевый, но может привести к увеличению уровня шума и урону экологии.

Особенности удаления катализатора из выхлопной системы

Ниже рассмотрим, какие нюансы удаления катализатора стоит учитывать. В первую очередь, нужно решить, как будет обходиться лямбда-зонд. После удаления нейтрализатора, датчик будет постоянно выдавать ошибку.

Чтобы обойти датчик, обычно делают обманку. Это проставка, которая отдаляет датчик от выхлопных газов, в результате он фиксирует больше кислорода. Обманку вкручивают на место датчика, и уже в нее устанавливают прибор. Такая система работает стабильно, хоть и имеет большое количество минусов.

  • Любое вмешательство в конструкцию автомобиля приводит к снятию его с гарантии. Подумайте, что будет, если возникнет неисправность двигателя, которая попадает под гарантийный случай.
  • Невозможность пройти государственный техосмотр. Бортовой компьютер вы обманули, но вот при проверке на стенде, обман вскроется. В итоге, вы получите запрет на эксплуатацию транспортного средства. Со станции СТО, вы поедете уже на эвакуаторе.
Читать еще:  Как правильно накачивать зимние шины?

Еще можно сделать перепрошивку ЭБУ. В результате система будет считать, имеющиеся показатели за норму. Для такой работы требуются дополнительные знания, а также программное обеспечение.

Предупреждения на приборной панели

При перепрошивке нарушаются нормальные циклы работы мотора. Он начинает работать в неправильном режиме. Это снижает ресурс силового агрегата примерно в два раза. В результате перепрошивка вместо экономии принесет вам только больше расходов.

Заключение

В случае возникновения проблем с катализатором, необходимо его заменить. Оптимальным решением будет установка оригинального нейтрализатора. Все аналоги и обманки могут привести к ускоренному выходу двигателя из строя, сделают невозможным получение диагностической карты, а также создадут дополнительную нагрузку на экологию.

Симптомы забитого катализатора

Вопреки разнообразным слухам, вечных катализаторов не бывает. Это точно такая же деталь, как и многие другие, поэтому она имеет свой эксплуатационный срок. Каким образом произвести проверку катализатора, а также, что делать при поломках, Вы узнаете из этой статьи.

Не секрет, что автомобили наносят большой вред нашей природе и экологии. Из-за этого компании, которые их производят, стараются всеми возможными способами уменьшить потребление топлива, а также количество вредных выхлопов. И вот как раз катализатор играет во всем этом большую роль, ведь он нейтрализует опасные газы с помощью химических реакций. В итоге таких изменений отравляющие вещества распадаются на другие менее вредные.

Казалось бы, конструкция катализатора очень простая. Но по факту она имеет свои особенности, о которых необходимо знать. Так, в его корпусе есть бобины, которые чаще всего являются керамическими и реже – металлическими. Через соты бобин и проходят опасные вещества. Но это не материал катализатора отвечает за их распад, а благородные металлы, которые наносятся на поверхность бобин. Речь идет о платине и иридии.

В процессе работы катализатор может нагреваться до такой степени, что возможно возгорание. Чтобы этого не произошло, внутри детали есть особый теплоизоляционный слой.

Лучше всего нейтрализуются выхлопы при температуре от трехсот градусов. И из-за разнообразных процессов катализатор теряет свою работоспособность спустя 100 000 км пути авто.

Признаки забитого катализатора

У многих болезней есть свои признаки. Так и у катализатора бывают определенные симптомы, которые говорят о том, что с ним что-то не в порядке. Когда срок службы детали подойдет к концу, на шкале приборов можно будет увидеть надпись «Check Engine», а машина станет работать в аварийном режиме. Важно обратить внимание на то, что сигнал загорится мгновенно лишь в том случае, если деталь была повреждена физически или оборвалась электропроводка. И поэтому катализатор может перестать корректно выполнять свои задачи, но лампа по-прежнему гореть не будет.

Как только начнет отказывать катализатор, Вы заметите, что мощность автомобиля резко упала, а также, что стартовать стало значительно сложнее. Почти всегда виновата в этом закупорка сот катализатора частицами сажи. В итоге выхлопы просто не проходят через фильтрующие вещества. И газы, которые никуда не делись, начинают оказывать давление на двигатель. А он не может долго терпеть такое давление, поэтому и начинает отказывать. Дополнительно деформируются соты.

Надпись «Check Engine» может возникать и тогда, когда стерлось фильтрующее покрытие из платины и иридия. Вы можете увидеть, что поток газов с катализатора стал слабым. И это как раз будет значить, что срок действия подошел к концу, ведь при нормальных условиях выхлопы большие.

Еще один симптом – весьма специфичный запах, который ранее Вы не чувствовали.

Как самостоятельно проверить забитость катализатора

Если Вы не планируете отвозить машину на станцию техобслуживания по разным соображениям, то можете сами проверить работоспособность катализатора. И первое, что нужно сделать – это взять фонарик и посветить внутрь этой детали. Если нужно и возможно, то Вы можете снять устройство. Но часто бывает так, что он в прямом смысле слова прикипает к основанию машины. Лучше используйте кронштейн для поднятия машины.

Второй способ проверить катализатор заключается в том, чтобы прочувствовать запах. Как мы упоминали выше, он может быть совсем нетипичным и неприятным, если деталь вышла из строя.

И, наконец, третий метод – поставьте руку к выхлопной трубе. Если катализатор функционирует адекватно, то Вы сможете ощутить большое количество выхлопов. Но если он забит, Вы не заметите какого-то сопротивления.

Какие могут быть последствия забитого катализатора

Увы, не существует единого последствия. Ведь все зависит от силы поломки детали. Так, если катализатор забит сажей, его достаточно прочистить, чтобы он начал снова корректно работать. Но если произошло нечто серьезнее, последствия могут быть значительно хуже. Например, при оплавлении внутренней части детали, Вы не сможете пользоваться автомобилем. И катализатор придется менять полностью. Ну, или потребуется установка пламегасителя.

Стоит знать и о других еще более худших последствиях. Если газы не будут проходить через устройство, они вернутся обратно в цилиндр, но не одни, а с частицами сажи, керамики и пр. А цилиндр – это очень хрупкий элемент авто, и самый незначительный мусор может привести в негодность всю цилиндропоршневую систему. И если это произойдет с Вашей машиной, то поможет только замена конкретных деталей, которую сделают на станции технического обслуживания. А это, как известно, совсем не дешево.

Как быть, если катализатор забит?

Помните, что эта деталь почти не подлежит ремонту, поэтому нужно просто от нее избавиться, когда от работоспособности не останется и следа. Если Вас волнует экология нашей Земли, можете провести монтаж пламегасителя. В противном случае просто купите новый катализатор и установите его сами или же с помощью специалистов.

Читать еще:  Как удалить краску с автомобиля своими руками?

Автомобильный катализатор — что это такое и признаки его поломки

Катализатор – важная деталь автомобиля. Он уменьшает количество вредных выбросов. Это необходимо для защиты окружающей среды. При поломке катализатора автомобиль не заводится или работает очень нестабильно. Использовать его в таком состоянии не рекомендуется. О том, что это такое – автомобильный катализатор, и какие признаки его поломки можно узнать в этой статье.

Устройство автомобильного катализатора

Автомобильный катализатор в разрезе

Катализатор представляет собой отдельную камеру, в которой догорают остатки топлива. Место, где находится катализатор в машине – специальный блок после выпускного коллектора, но перед глушителем. То есть все, что не сгорело в камере сгорания, должно сгореть в катализаторе. В результате выхлоп автомобиля становится существенно безопаснее для окружающей среды, и практически полностью состоит из углекислого газа. Обычно, внутри катализатора располагаются керамические сетки в виде сот с мелкими ячейками, покрытые специальным сплавом драгоценных или редкоземельных металлов. Необходимость использовать такое дорогостоящее покрытие объясняется тем, что здесь смесь сгорает при высокой температуре, и обычный незащищенный металл быстро бы прогорел. Узнать из чего состоит катализатор в конкретном автомобиле можно по его модели, например, в автомобилях ВАЗ для напыления обычно используется палладий. Как правило, старые катализаторы не выбрасываются, а продаются на переработку. Если разбирать автомобильные катализаторы, в них мало ценного металла, и это выгодно делать в промышленных масштабах. При разборке одного катализатора больше будет потрачено на реактивы для выделения металла, чем получено денег от этого драгоценного металла.

Влияние катализатора на работу двигателя

Неисправность катализатора сразу же отражается на работе двигателя. Возле катализатора устанавливаются специальные датчики – лямбда-зонды. Такие датчики проверяют эффективность работы катализатора, то есть сгорают ли в нем остатки топлива. Если катализатор работает неправильно или не работает, то эти датчики сообщают центральному блоку об ошибке. Эта ошибка высвечивается на панели приборов. Кроме того, блок управления переходит на аварийный режим работы, то есть двигатель работает неправильно. В результате снижается мощность, блок управления не позволяет развивать максимальную мощность и подает обедненную топливную смесь. В данном случае неисправность может быть вызвана как катализатором, так и самим лямбда-зондом. Так как эти датчики устанавливаются после выпускного коллектора, здесь очень высокая температура. Поэтому датчики могут выходить из строя. Катализатор дизельного двигателя работает по такому же принципу, как и бензинового. Но на дизелях, как правило, еще устанавливается дополнительный сажевый фильтр. Если на дизеле есть катализатор, то выхлоп намного чище и нет черного оттенка.

Как влияет забитый катализатор на работу двигателя

Забитый катализатор препятствует прохождению выхлопных газов

Как правило, неисправность катализатора связана с его засорением. Не все сгоревшие продукты выходят в выхлопную трубу, некоторые все же остаются в катализаторе, на ячейках. Со временем эти ячейки забиваются и не пропускают необходимое количество отработанных газов. В результате ухудшается проходимость и повышается давление в выпускном коллекторе. Из-за этого сильно падает мощность двигателя. Кроме того, на панели приборов высвечивается ошибка.

Как влияет разрушенный катализатор на работу двигателя

Внутренняя часть катализатора со временем может разрушиться. В результате появляется металлический звон. Это связано с тем, что оставшийся пустой железный корпус катализатора резонирует с глушителем. Особенно этот звон слышен на высоких оборотах. В этом случае поможет только восстановление катализатора, или же его полная замена. Как правило, ремонтировать катализатор нет смысла, его меняют на аналогичный или универсальный. Есть разные виды автомобильных катализаторов, в зависимости от двигателя и его мощности. Универсальные автомобильные катализаторы подходят на большинство автомобилей и по цене намного дешевле аналогов.

Срок службы автомобильного катализатора

Как правило, катализатора хватает на 100-150 тысяч пробега. Но он может выходить из строя и раньше. Основные негативные факторы, из-за которых быстро ломается катализатор:

  1. Топливо. Если использовать некачественное топливо, то в катализатор будет попадать большое количество несгоревших примесей и элементов. Вследствие этого катализатор быстро забивается.
  2. Масло. Также катализатор быстро выходит из строя, если двигатель берет масло. При этом масло попадает в камеру сгорания. Так как масло сгорает не полностью, оно также загрязняет и изнашивает катализатор.
  3. Провода и свечи. Если в двигателе не работает один из цилиндров из-за проводки или свечей, то топливо в нем не сгорает. В результате несгоревшее топливо попадает в катализатор и догорает здесь, снижая его срок службы.

Очистка катализатора автомобиля

Промывка катализатора специальным раствором

Если катализатор забился и в нем не разрушены соты, то его можно просто почистить. Однако, почистить катализатор не снимая, никак не получится, его обязательно придется демонтировать с машины. Нужно делать это после того как он остынет, так как при работе двигателя катализатор нагревается. Обычно промывка катализатора своими руками занимает всего несколько часов. Для этих целей можно использовать жидкость для чистки карбюратора, но лучше все-таки приобрести очиститель катализатора Hi gear. Жидкость заливается и оставляется в закрытом корпусе на полчаса, а затем сливается. После слива чистящей жидкости, нужно промыть катализатор теплой водой, чем больше раз, тем лучше. Во время чистки катализатор лучше ставить в старую ненужную емкость. Не стоит ставить его в ванную, так как жидкость для чистки может повредить покрытие.

Использование автомобиля без катализатора

Несмотря на то, что использование автомобиля без катализатора не рекомендуется, многие ездят на автомобиле без катализатора, когда он ломается. В этом случае может устанавливаться механическая или электронная обманка катализатора, а также пламегаситель. Без этой обманки будет постоянно высвечиваться ошибка двигателя. Можно как приобрести, так и сделать обманку на катализатор самому. Для этого используется обычный конденсатор, который подключается на провода от лямбда-зонда. Также можно сделать механический эмулятор катализатора своими руками. Под размеры лямбда-зонда вытачивается трубка, которая удлиняет его, в результате датчик находится не под прямой струей газа, а немного дальше.

Читать еще:  Как правильно наносить жидкое стекло на машину?

Катализатор является дорогостоящим элементом, даже для отечественных автомобилей он обойдется около 10 тысяч рублей. Поэтому необходимо следить за состоянием двигателя, чтобы он не вышел из строя раньше времени. Если же он забился, то лучше, как можно раньше провести чистку. Это продлит срок службы катализатора и улучшит динамику автомобиля.

Признаки неисправности катализатора

Сегодня мы поговорим про признаки неисправности катализаторов. Многие автовладельцы считают, что это устройство вечное, но, к сожалению это далеко не так.

Каталитический нейтрализатор – зачем он?

Конструкторы автомобилей все больше внимания обращают на снижение вредных выбросов.

Для этого модернизируются системы питания силовых установок, чтобы добиться как можно меньшего потребления топлива, при этом не оказывая влияния на мощностные показатели.

Также все больше автомобилей укомплектовываются каталитическими нейтрализаторами, установленными в систему отвода выхлопных газов.

Суть работы катализатора сводится к расщеплению вредных элементов на безвредные за счет химических реакций.

Состоит каталитический нейтрализатор из корпуса, внутри которого помещен активные катализаторы, так называемые бобины.

Сейчас эти бобины зачастую изготавливаются из керамики, но есть и сделанные из металла.

В бобине сделано большое количество сот, через которые и проходят выхлопные газы.

Но керамика в химическую реакцию не вступает, для этого поверхность сотов покрыта слоем благородных металлов – платиной, иридия. Благодаря этим металлам и происходит реакция, в результате которой снижается вредность выбросов авто.

Эффективность работы данного устройства зависит от температуры – оптимальной считается от 300 град., поэтому внутри корпуса имеется также теплоизоляционный слой, а сам элемент размещается как можно ближе к выхлопному коллектору.

Более подробно о конструктивных особенностях каталитического нейтрализатора, а также о принципе его работы можно почитать здесь.

Одним из основных недостатков каталитического нейтрализатора является его сравнительно недолгий срок службы. В среднем он рассчитан на 100-120 тыс. км, после чего он становится не рабочим.

Признаки неисправности катализатора

Однако выйти из строя катализатор может и значительно раньше. Основным признаком нерабочего каталитического нейтрализатора является загоревшаяся лампочка «Check Engine» и переход работы мотора в аварийный режим.

Сканирование же ошибки в таком случае показывает на нарушение работы данного элемента. Но сразу это происходит только в случае повреждения корпуса катализатора или обрыва проводки одного из лямбда-зондов.

Но нарушение работы катализатора может идти постепенно, не доходя до появления сигнала «Check Engine».

В таком случае неисправность проявляется в виде падения мощности двигателя, снижения динамики набора скорости и затрудненного пуска.

Зачастую виной падения мощности является закупорка сотов бобины сажей, из-за чего пропускная способность катализатора падает.

В результате не успевшие пройти катализатор газы «задавливают» двигатель.

В целом это равносильно полной закупорке выхлопной трубы, из-за чего двигатель попросту не сможет работать.

Механическое разрушение сот, а также их оплавление тоже может стать причиной падения мощности.

Сигнал «Check Engine» дополнительно может вызвать и стирание слоев платины или иридия, из-за чего свою функцию катализатор не выполняет и это «замечает» лямбда-зонд, установленный за нейтрализатором.

Дополнительным признаком забитого катализатора может стать поток выхлопных газов из трубы.

При нормально работающем катализаторе поток газов настолько мощный, перекрыть трубу рукой затруднительно. А вот если катализатор забит, то поток будет очень слабым.

К тому же из-за нерабочего катализатора поменяется запах отработанных газов, поскольку количество СО на выходе из трубы значительно увеличится, поэтому в выхлопе добавится запах «тухлых» яиц.

Особенности забития катализатора на разных авто

Пройдемся по разным моделям авто, оснащенных данным устройством, чтобы более явно определить, что забит каталитический нейтрализатор.

Начнем с отечественных моделей – ВАЗ 2110, 2114, «Калина».

Итак, помимо того, что автомобиль на низких оборотах «тупит», разгон происходит медленно, неисправность катализатора на этих моделях может выдать появившийся звук под авто, как будто в корпус катализатора насыпали мелкого щебня.

Такой звук является четким сигналом того, что произошло механическое разрушение бобины, из-за чего она рассыпалась на мелкие части.

В целом выявить забитие или оплавление катализатора на ВАЗ иногда бывает достаточно сложно, ведь такие признаки могут быть и из-за проблем с другими элементами авто – датчиками, системой питания, системой зажигания.

Здесь следует отметить, что проблемы с системами питания и зажигания могут как раз и стать причиной выхода катализатора из строя.

Некачественное топливо, неправильное смесеобразование, пропуски зажигания приведут к тому, что топливо не полностью будет сгорать, из-за чего в выхлопных газах будет значительное количество сажи.

И как итог – быстрое забивание бобин с возможным последующим оплавлением.

Что касается иномарок, к примеру, форд Фокус, то признаки забитого элемента полностью идентичны автомобилям ВАЗ.

Вся та же потеря мощности, нестабильная работа силовой установки, возможет шум внутри корпуса.

К чему может привести поврежденный катализатор

Если каталитический нейтрализатор только забит сажей, то его еще можно прочистить. Но если не обращать внимания на возникшую проблему, то в лучшем случае автомобиль попросту однажды не сможет завестись, или же мотор запустится, но быстро заглохнет.

Хуже, если из-за сажи произошло оплавление бобины. Восстановить поврежденный элемент не получится, тогда вернуть работоспособность двигателю поможет либо замена каталитического нейтрализатора, либо удаление его и установка пламегасителя.

Самым худшим вариантов является механическое разрушение. Частицы сотов могут значительно осложнить прохождение выхлопных газов по катализатору.

Из-за этого часть газов может вернуться обратно в цилиндры, да еще и с примесями керамики.

А сторонние предметы в цилиндрах, пусть и мелкие могут привести уже к повреждению цилиндропоршневой группы и надобности в капитальном ремонте.

Но не стоит всегда «грешить» на катализатор, он может быть лишь последствием того, что какая-то из систем авто работает неправильно, или в машину заливается некачественное топливо с большим количеством присадок.

Поэтому даже при малейшем падении мощности следует сразу же провести диагностику состояния систем питания и зажигания, а также оценить работоспособность всех датчиков, а уже после проверять катализатор.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector