Как подключить 2 аккумулятора в машину?

Блог про Уаз

Электропитание потребителей в современном автомобиле производится по давно устоявшейся схеме.. Есть накопитель и хранитель электричества — аккумулятор на автомобиле, и есть генератор, всегда готовый восполнить его потери на запуск мотора и поддержку потребителей — от штатных фар, щеток и музыкального центра до лебедок, дополнительного освещения и бытовых приборов экспедиционного внедорожника.

Но очень часто большое количество дополнительного оборудования требует еще один аккумулятор на автомобиле, кроме всего прочего обеспечивающего гарантированный пуск двигателя даже при севшей основной батарее, И это, пожалуй, самое простое и понятное решение — второй аккумулятор на автомобиле, изолированный по потреблению от основного. Это не вчерашнее и даже не позавчерашнее изобретение.

Удвоить ток, выдаваемый на электрическую лебедку, или разделить цепи питания стартера двигателя и бытовых приборов — идея, лежащая на поверхности. Но вот вопрос : как заряжать и первый и второй аккумулятор на автомобиле одним генератором? Соединять непосредственно их плюсы и минусы напрямую нельзя. Во-первых, при неравном уровне заряда более слабая аккумуляторная батарея будет постоянно подпитываться от более сильной, снижая общую готовность к запуску.

Во-вторых, даже очень хороший и выносливый генератор может перегреться и выйти из строя, отдавая в сеть удвоенный ток. Наконец, простое параллельное подключение двух аккумуляторов снижает уровень автономности, поскольку лишает владельца внедорожника возможности иметь аварийный резерв.

Поэтому, чтобы подключить второй аккумулятор на автомобиле применяют разделительные устройства. Проще говоря — коммутаторы, представляющие собой мощные переключатели разных конструкций, от простейших самодельных до проверенных заводских. Их задача — дать по очереди заряд сначала одной, а затем другой аккумуляторной батарее.

Подключение двух аккумуляторов на автомобиле через устройства развязки аккумуляторов УРА-200, УРА-300, УРА-300-01, УРА-400, УРА-600.

Всем известны удобные устройства развязки аккумуляторов, например «УРА» с разными цифровыми индексами — УРА-200, УРА-300, УРА-300-01, УРА-400, УРА-600. Устройства развязки аккумуляторов (УРА) предназначены для автоматического подключения/отключения дополнительного аккумулятора к бортовой сети автомобиля и развязки его с основным аккумулятором.

Устройство УРА обеспечивает автономный режим работы аккумуляторов, что позволяет использовать один из них для питания дополнительных устройств, таких как автомагнитола, холодильник, осветительные приборы и другие при неработающем двигателе автомобиля. Это исключает разрядку основного аккумулятора, необходимого для надежного старта двигателя. Применяются УРА на автомобилях, а также на лодках, катерах и судах с напряжением бортовой сети 12 Вольт.

Подключение и отключение второго аккумулятора при использовании УРА происходит автоматически, при достижении и удержании на основной аккумуляторной батарее в течение 6 секунд напряжения +13,2 Вольт и +12,8 Вольт соответственно. Для принудительного подключения второго аккумулятора в устройствах предусмотрена специальная клемма «Старт».

Устройство развязки аккумуляторов УРА-200, характеристики, схема подключения второго аккумулятора.

Наиболее популярное устройство развязки аккумуляторов УРА-200 имеет силовое реле и контроллер, работает без падения напряжения на контактах и не требует повышенных вольт на силовом выводе генератора. Помимо автоматического подключения и отключения второго аккумулятора коммутатор УРА-200 позволяет задействовать принудительное соединение этой аккумуляторной батареи для пуска при больших морозах или для выдачи повышенного тока на электрическую лебедку.

Основные характеристики устройства развязки аккумуляторов УРА-200.

Номинальное напряжение, В : 12
Максимальный ток, А : 200
Номинальный ток, А : 120
Ток потребления, мА : 1,5
Напряжение включения, В : 13,2
Напряжение выключения, В : 12,8
Время задержки включения/выключения, с : 6
Масса, г : 115
Габаритные размеры, мм : 77х45х45
Присоединительные резьбовые клеммы : М6

Схема подключения второго аккумулятора с помощью устройства развязки аккумуляторов УРА-200.

Устройство развязки аккумуляторов УРА-300-01, характеристики, схема подключения второго аккумулятора.

Устройство развязки аккумуляторов УРА-300-01 представляют собой силовое реле со встроенным микроконтроллером и имеет герметичный разъем типа “Super Seal” для подключения цепи управления. Для использования в условиях повышенного воздействия влаги, желательно применять УРА-200 и УРА-300-01, при этом рекомендуется произвести герметизацию крышки устройства по контуру. В комплект устройства УРА 300-01 входит ответная часть разъема с кабелем длиной 1 метр.

Основные характеристики устройства развязки аккумуляторов УРА-300-01.

Номинальное напряжение, В : 12
Максимальный ток, А : 300
Номинальный ток, А : 200
Ток потребления, мА : 1,5
Напряжение включения, В : 13,2
Напряжение выключения, В : 12,8
Время задержки включения/выключения, с : 6
Масса, г : 310
Габаритные размеры, мм : 101х50х44
Присоединительные резьбовые клеммы : М8

Схема подключения второго аккумулятора с помощью устройства развязки аккумуляторов УРА-300-01.

Устройство развязки аккумуляторов УРА-400, характеристики, схема подключения второго аккумулятора.

Устройство развязки аккумуляторов УРА-400 представляет собой мощное поляризованное бистабильное реле, соединенное с блоком управления. Блок управления осуществляет индикацию уровней напряжения аккумуляторов и управление режимом работы реле. В УРА-400 предусмотрена ручная установка уровней срабатывания реле, а также выбор режима индикации и режима работы дополнительной аккумуляторной батареи.

Основные характеристики устройства развязки аккумуляторов УРА-400.

Номинальное напряжение, В : 12
Максимальный ток, А : 400
Номинальный ток, А : 300
Напряжение включения, В : 8-16
Напряжение выключения, В : 8-16
Масса, г : 280
Габаритные размеры, мм : реле 95х75х60; блок управления 70х51х21; провод 3000
Присоединительные резьбовые клеммы : М8

Схема подключения второго аккумулятора с помощью устройства развязки аккумуляторов УРА-400.

Устройства развязки аккумуляторов УРА-300 и УРА-600, характеристики, схема подключения второго аккумулятора.

Для подключения дополнительных устройств большой мощности (лебедки, мощные стартеры) предназначены устройства развязки аккумуляторов УРА-300 и УРА-600. Устройства представляют собой контакторы с блоками управления со встроенными микроконтроллерами, что позволяет им коммутировать значительно большие токи, чем например УРА-200. В остальном принцип работы этих устройств одинаков.

Основные характеристики устройства развязки аккумуляторов УРА-600.

Номинальное напряжение, В : 12
Максимальный ток, А : 600
Номинальный ток, А : 400
Ток потребления, мА : 1,5
Напряжение включения, В : 13,2
Напряжение выключения, В : 12,8
Время задержки включения/выключения, с : 6
Масса, г : 1000
Габаритные размеры, мм : 108х97х72
Присоединительные резьбовые клеммы : M4, М10

Схема подключения второго аккумулятора с помощью устройств развязки аккумуляторов УРА-300 и УРА-600.

Второй аккумулятор на автомобиле, преимущества и недостатки гелевых аккумуляторов.

Сам по себе второй дополнительный аккумулятор на автомобиле тоже может быть разным. Разумеется, проще и дешевле всего поставить аналог основной аккумуляторной батареи, но есть альтернатива в виде гелевых аккумуляторов. Среди преимуществ гелевых аккумуляторов — возможность располагать их как вертикально, так и горизонтально и нечувствительность к вибрациям и повреждениям корпуса, густая масса электролита попросту не вытекает через отверстия.

Гелевые аккумуляторные батареи не обслуживаемые. Также на их счету долговечность и отсутствие риска осыпания пластин при отдаче критического тока. Но ничего не дается просто так, и за улучшение некоторых параметров гелевых аккумуляторных батарей тоже приходится платить. Прежде всего — тщательным контролем зарядного тока и самой степени зарядки.

Особенно опасен для гелевого аккумулятора перезаряд, ведь внутри густой электролитной массы, точно так же как и в обычном аккумуляторе, при заряде выделяются пузырьки газа. Но если в простой батарее они легко всплывают, уступая место электролиту, то здесь они могут собираться в большие пузыри, создающие заметное давление. Второй минус — гелевые аккумуляторы боятся сильных морозов.

Значит, помимо специфического устройства для зарядки, они потребуют организации утеплителя. Да и сами по себе они вдвое дороже обычных. Несмотря на то, что во многих случаях использование гелевых аккумуляторных батарей оправданно, в условиях даже относительно теплой зимы они принесут больше хлопот, чем пользы.

Читать еще:  Как определить остаток протектора шины?

Но что делать, если в процессе использования электрической лебедки или просто после длительной стоянки все аккумуляторные батареи оказались разряжены и уже не в состоянии провернуть стартер? Тогда остается надеяться только на посторонний источник энергии, например на автономное пусковое устройство — бустер с собственным аккумулятором.

Частично использованы материалы из журнала про внедорожники «4×4 Club».

Подробно об установке второго аккумулятора в машину

Практически каждый владелец автомобиля знает, какое большое значение имеет аккумулятор в автомобильной системе. Его основное назначение – подача электрической энергии, которая необходима для пуска двигателя. При движении машины выработку энергии обеспечивает генератор, подзаряжая при этом и аккумулятор. Но вот при заглушённом двигателе или на «холостом» ходу энергетический запас АКБ не восполняется, а лишь расходуется на питание потребителей. И таких потребителей в современных машинах становится всё больше. Отсюда и растущий интерес к установке дополнительного автомобильного аккумулятора. Это позволит без проблем завести автомобиль, если до этого вы смотрели телевизор в машине, работали на ноутбуке, пользовались лебёдкой и т. п.

В каких случаях требуется второй аккумулятор

Среди тех, кому потребуется установка второй аккумуляторной батареи сразу можно выделить внедорожники с электрическими лебёдками. Все чаще в машинах можно встретить дополнительное электрическое оборудование: холодильник, обогреватель, ноутбук, DVD проигрыватели, микроволновую печку и даже кофеварку. Кроме того, на многострадальную батарею вешают противоугонные системы, сигнализации, радиоканалы. А мощная звуковая система в машине – это тема для отдельного разговора.

Если при движении генератор вырабатывает электрическую энергию, то где-нибудь на пикнике, послушав музыку, можно так там и остаться. АКБ не хватит сил, чтобы завести мотор. Возить с собой ещё одну батарею? Да, но её нужно периодически заряжать. Кроме того, о ней мы вспоминаем, только когда села основная АКБ. Если быстро садится аккумулятор на машине из-за большого количества потребителей, то без второй батареи не обойтись.

Как же прикинуть, а нужен ли вам дополнительный автомобильный аккумулятор? Рассмотрим ситуацию на примере среднестатистического автомобиля с батареей ёмкостью 60–65 Ah. Ориентировочная мощность такого аккумулятора составляет около 4 кВт. При этом штатные потребители энергии в машине имеют мощность около 2 кВт.

Таким образом, если вы устанавливаете в машину дополнительные устройства, которые в сумме будут иметь мощность более 2 кВт, вам стоит задуматься об установке второй АКБ. Потребляемую мощность устройств можете прикинуть по их паспортным данным.

Способы подключения второго аккумулятора

А предлагают ли нам что-нибудь сами производители автомобилей? Не так много. Дополнительную аккумуляторную батарею можно встретить на специальных машинах, например, инкассаторских. Там он выполняет функцию резервного для обеспечения блокировки и защиты автомобиля. Также можно привести пример Форд Транзит. В этой машине производитель ставит 2 аккумулятора и мощный генератор для зарядки их обоих. Но это можно отнести к разряду исключений. Если вам потребуется установка дополнительного аккумулятора в машину, то готовых решений нет. Но есть варианты с использованием оборудования сторонних производителей. Об этих методах мы поговорим ниже.

В качестве общих пожеланий по установке второй АКБ можно отметить следующие:

  • Аккумулятор следует устанавливать вне салона, поскольку при функционировании он выделяет испарения;
  • Желательно, чтобы генератор имел высокую мощность. От этого будет зависеть, насколько быстро он сможет восстанавливать заряд обеих батарей;
  • Желательно устанавливать второй аккумулятор той же ёмкости, что и штатный.

Параллельное подключение второго аккумулятора

Этот способ кажется наиболее очевидным и простым. Соединяются плюсовые и минусовые клеммы, и можно спокойно пользоваться. Но здесь есть определённые сложности и ограничения.

Основная проблема здесь заключается в том, что все автомобильное оборудование и дополнительные потребители подключены к штатному аккумулятору. При такой схеме электрическая энергия будет передаваться от дополнительной АКБ потребителям только через основной аккумулятор.

Сначала расходуется заряд последнего, а затем он восполняется из второй аккумуляторной батареи. А этот процесс отнимает немало времени. В результате получается проще поставить на место штатного аккумулятора второй и завести двигатель на нём.

Схема подключения двух автомобильных аккумуляторов параллельно

Кроме того, второй аккумулятор передаёт энергию на основной только до тех пор, пока заряды на батареях не выровняются. В результате мы имеем 2 наполовину заряженных АКБ, с которыми никуда не уедешь. К тому же такие неравномерные циклы заряда – разряда отрицательно сказываются на временном ресурсе аккумуляторов. Поэтому была разработана схема, где дополнительный аккумулятор в машину подключается с использованием диодного изолятора.
Вернуться к содержанию

Использование диодного изолятора

В этом случае второй аккумулятор подключается к электрической сети автомобиля через диодный изолятор. Он проводит ток в одном направлении и предназначен для изоляции бортовой сети авто и дополнительной АКБ. Данные устройства имеют различное исполнение и могут подключать несколько АКБ. Стоимость диодных изоляторов начинается от нескольких тысяч рублей.

Схема подключения двух автомобильных аккумуляторов с использованием диодного изолятора

Но и в такой схеме есть свои недочёты. Если потребители мощные, то второй аккумулятор быстро сядет и потребуется его подзарядка перед их дальнейшим использованием. При использовании лебёдки может сесть штатный аккумулятор и чтобы запустить двигатель, дополнительную АКБ потребуется переставлять на его место.

А это опять неудобства и лишние движения. В результате был разработан следующий вариант.
Вернуться к содержанию

Подключение аккумуляторов в общую цепь

Сейчас в продаже можно встретить устройства, которые позволяют управлять несколькими аккумуляторными батареями, объединёнными в единую сеть. Они дают возможность управлять работой АКБ в автоматическом и (или) ручном режиме. При такой схеме в автомобильную сеть забирается энергия от обоих (или более) аккумуляторов. При падении напряжения в одной из батарей, устройство переключается на другую. Зарядка осуществляется по такому же принципу.

Схема подключения двух автомобильных аккумуляторов в общую цепь

Производители устройств

На прилавках можно встретить устройства для включения в общую сеть от различных производителей. К примеру, Whisper Power выпускает реле заряда батарей WBL, рассчитанные на ток 120 или 160 ампер, в зависимости от модели. Компания также предлагает батарейные изоляторы WBI для подключения нескольких АКБ.

Также можно найти продукцию компании Victron Energy. Они предлагают батарейные сумматоры (например, Cyrix-ct 120A), а также батарейные изоляторы Argo FET. Нужно сказать, что цены не маленькие. Зачастую подобные устройства стоят, как один аккумулятор, а продвинутые и того больше.
Вернуться к содержанию

Второй аккумулятор: иметь или не иметь?

Как видите, второй АКБ подключить вполне реально. Нужно лишь заранее продумать, какое оборудование вам требуется подключить, оценить свои финансовые возможности и прикинуть, достаточно ли места в вашем авто для нового оборудования.

При финансовых вложениях и грамотной установке оборудования получите отличную схему из двух или более аккумуляторов.

И тогда на автомобиле можно будет без проблем отправляться в поход, на рыбалку, в дальнюю поездку и т. п. Для подключения дополнительного оборудования все будет готово.

Если статья оказалась для вас полезной, распространите ссылку на неё в социальных сетях. Это поможет развитию сайта. Исправления и дополнения к материалу, а также о своём опыте использования второго аккумулятора на автомобиле, оставляйте в комментариях ниже. Голосуйте в опросе и оценивайте статью.
Вернуться к содержанию

Читать еще:  Как освежить салон автомобиля своими руками?

Второй аккумулятор – проверенное, но не единственное решение

Н а первый взгляд, в мире современного автомобильного электропитания всё давно устоялось: есть накопитель и хранитель электричества – аккумулятор, и есть генератор, всегда готовый восполнить его потери на запуск мотора и поддержку потребителей – от штатных фар, щёток и музыкального центра до лебёдок, допосвещения и бытовых приборов экспедиционного внедорожника. Часто большое количество оборудования требует ещё одного аккумулятора, кроме всего прочего обеспечивающего гарантированный пуск двигателя даже при севшей основной батарее. И это, пожалуй, самое простое и понятное решение – второй аккумулятор, изолированный по потреблению от основного. Это не вчерашнее и даже не позавчерашнее изобретение. Удвоить ток, выдаваемый на лебёдку, или разделить цепи питания стартера двигателя и бытовых приборов – идея, лежащая на поверхности. Но вот вопрос: как заряжать и первую, и вторую батарею одним генератором? Соединять непосредственно их плюсы и минусы напрямую нельзя. Во-первых, при неравном уровне заряда более слабая батарея будет постоянно подпитываться от более сильной, снижая общую готовность к запуску. Во-вторых, даже очень хороший и выносливый генератор может перегреться и выйти из строя, отдавая в сеть удвоенный ток. Наконец, простое параллельное подключение двух батарей снижает уровень автономности, поскольку лишает владельца возможности иметь аварийный резерв.

Поэтому при подключении второго аккумулятора применяют разделительные устройства. Проще говоря – коммутаторы, представляющие собой мощные переключатели разных конструкций, от простейших самодельных до проверенных заводских. Их задача – дать по очереди заряд сначала одной, а затем другой батарее. Всем известны удобные устройства развязки аккумуляторов, например «УРА» с разными цифровыми индексами. Наиболее популярный «УРА-200» имеет силовое реле и контроллер, работает без падения напряжения на контактах и не требует повышенных вольт на силовом выводе генератора. Помимо автоматического подключения и отключения второй батареи коммутатор позволяет задействовать принудительное соединение батарей для пуска при больших морозах или для выдачи повышенного тока на лебёдку.


В обычном кислотном аккумуляторе наиболее уязвимы пластины и электролит,

который требует герметичности корпуса и вертикального положения батареи

Сами по себе дополнительные аккумуляторы тоже могут быть разными. Разумеется, проще и дешевле всего поставить аналог основной батареи, но есть альтернатива в виде гелевых батарей. Среди преимуществ гелевых аккумуляторов – возможность располагать их как вертикально, так и горизонтально и нечувствительность к вибрациям и повреждениям корпуса (густая масса электролита попросту не вытекает через отверстия). Гелевые батареи необслуживаемые. Также на их счету долговечность и отсутствие риска осыпания пластин при отдаче критического тока. Но ничего не даётся просто так, и за улучшение некоторых параметров гелевых батарей тоже приходится платить. Прежде всего – тщательным контролем зарядного тока и самой степени зарядки. Особенно опасен для них перезаряд, ведь внутри густой электролитной массы, точно так же как и в обычном аккумуляторе, при заряде выделяются пузырьки газа. Но если в простой батарее они легко всплывают, уступая место электролиту, то здесь они могут собираться в большие пузыри, создающие заметное давление. Второй минус – гелевые аккумуляторы боятся сильных морозов. Значит, помимо специфического устройства для зарядки, они потребуют организации утеплителя. Да и сами по себе они вдвое дороже обычных.

Несмотря на то что во многих случаях использование гелевых батарей оправданно, в нашем климате они принесут больше хлопот, чем пользы.

Но что делать, если в процессе использования лебёдки или просто после длительной стоянки все батареи оказались разряжены и уже не в состоянии провернуть мотор? Есть решение, необычное как по конструкции, так и по принципу действия. Про суперконденсаторы, благодаря «Ё-Мобилю», слышали, наверное, все. Но то, что они как минимум пару десятилетий успешно применяются в качестве переносных источников питания, например, фотографами или на автосервисах, известно немногим. К тому же большинство из пользовавшихся подобными пусковыми блоками и не подозревали, что внутри небольших плоских коробочек нет вовсе никаких аккумуляторов! Накопителем и источником электричества в этих блоках являются электролитические конденсаторы большой ёмкости. Что это значит?


Герметичный бокс удобен для хранения. В нём помещаются и силовые провода,

и дополнительный переходник USB для зарядки от стороннего источника

Трудно поверить, что в столь компактной коробочке хранится заряд,
способный прокрутить стартер солидного мотора. Но это так

Конденсаторам совершенно безразлична рабочая температура. Они абсолютно не боятся мороза.

Кроме того, конденсаторы можно заряжать импульсным током даже от аккумулятора, севшего на 95%. Грубо говоря, саккумулировать остатки электричества на один пуск. Как это работает? Перейдём от теории к практике, используя для теста распространённое на нашем рынке устройство Berkut JSC-450 с максимальным током отдачи в 450 и наш редакционный автомобиль. Его аккумулятор посажен до семи вольт, его стартер уже не проворачивает большую бензиновую «восьмёрку» объёмом 5.6 литра. Подключаем клеммы к севшей батарее и нажимаем кнопку зарядки. Медленно, в течение пяти минут, пусковой блок зарядился. Теперь поворачиваем ключ, стартер бодро крутит – мы завелись! Пробуем ещё раз – и снова запуск, правда, аккумулятор уже почти полностью сел (видео этого процесса вы можете посмотреть на канале 4х4Club на YouTube). Следующий тест ещё более необычен. Пробуем подзарядить сами конденсаторы.

Вместо штатного аккумулятора заряжаем JSC-450 от пауэрбанка для мобильного телефона.

Используем для этого разъём мини-USB и провод в комплекте. Да, не быстро, но после двадцати минут перекачивания электронов волшебная коробочка показала зарядку в 12 вольт. Пробуем снова завести автомобиль – стартер крутит! Надо заметить, что мы испытывали прибор средней мощности – в продаже есть номиналы в 300 и 800 ампер.

Поведём итоги. Какие преимущества у конденсаторного пускового устройства? Прежде всего, за ним не нужен уход. Его можно бесконечно долго хранить как разряженным, так и заряженным. Между прочим, в заряженном состоянии конденсаторный блок может храниться бесконечно долго, оставаясь работоспособным при температурах от –40 до +65 °C. Им можно пользоваться для пуска и без аккумулятора, а заряжать конденсаторы от прикуривателя другого автомобиля или любого внешнего источника напряжением не выше 12V. Блок весит около полутора килограмм и имеет небольшие габариты. Даже вместе с герметичным кейсом его размеры не превышают и половины стандартного аккумулятора, а клеммы не боятся переполюсовки. Для дизельных автомобилей предусмотрен режим прогрева свечей накаливания с длительной отдачей меньшего тока.


Современные конденсаторы практически не стареют, что выливается в десять тысяч циклов заряда-разряда и срок годности в десять лет.

А недостатки? Да, они тоже есть. Во-первых, устройство предназначено именно для запуска двигателя. Крутить лебёдку у него если и получится (в режиме дизельного пуска), то недолго. Во-вторых, конденсаторный блок недёшев. Сегодня он примерно вдвое дороже аккумулятора автомобиля, для которого может быть использован. Тогда есть ли смысл брать его с собой в поездки? Если вы путешествуете большой командой – скорее всего, нет. Ведь всегда можно прикурить и классическим способом. Но в случае, когда ваш маршрут пролегает вдали от большого трафика и рассчитывать приходится только на себя, устройство конденсаторного пуска, брошенное в числе прочей поклажи на дно багажника, может стать палочкой-выручалочкой.

Одним словом, не забывайте о правильном питании, вне зависимости от того, кто потребитель – вы, мотор вашего автомобиля или его электроприборы.

Читать еще:  Что называется рабочим объемом двигателя?

Популярные автомобили

Установка автоматического реле для зарядки второй батареи в автодоме

В этот раз доработал электро-схему своего автодома, сделав автоматическую систему подзарядки батарей «жилого отсека» от генератора фургона. С автоматическим разрывом цепи, когда двигатель не заведен (чтобы случайно не разрядить стартерный аккумулятор). Для этого существуют готовые решения, но прелесть моего варианта в том, что компоненты стоят очень дешево (600 руб за два реле и 1000р на предохранители)

Важное замечание! Я не авто-электрик и возможны какие-то недочеты в моем способе установки и выборе компонентов. На самый лучший в мире вариант не претендую. Это любительская ( ! ) установка

Такая модификация может быть полезна не только в доме на колесах, но и в других автомобилях для выставок, отдыха или работы, имеющих дополнительную аккумуляторную батарею. С помощью этой схемы она всегда будет заряжаться от генератора, а при заглушенном двигателе отключаться от основной цепи автомобиля, чтобы ее использование не высадило аккумулятор автомобиля нужный для старта двигателя.

Весь процесс установки показан на видео. Внимание видео на английском языке! А еще там я много много говорю, про то какие бывают вариант систем с дополнительной батареей.

Далее краткий текстово-картиночный вариант, для тех не хочет или не может смотреть видео, а может посмотрел но не все понял.

Сначала схема как все это устроено.

Разберем что там находится и зачем

В левой части видно «генератор авто» и «аккумулятор авто» — это то что у вас уже сейчас есть. Минусовой контакт аккумулятора всегда подсоединен к кузову автомобиля.

В правой части находится наш дополнительный аккумулятор, который мы и хотим заряжать (он тоже должен быть 12В). Его минусовую клемму также подсоединяем к кузову (а еще лучше к силовой части типа рамы или лонжерона) автомобиля. Причем хорошо так надежно подсоединяем проводом с большим сечением (20-35 квадратов)

Посередине схемы происходит все волшебство. Там мы ставим реле.

его «мощность» выбирается исходя исходя из мощности генератора. Обычно в легковых машинах это 60-90А, в фургонах 80-180А. У меня сейчас 90А, но реле я все равно взял на 200А. Во-первых — вдруг поменяю генератор на более мощный, во-вторых — в китайских дешевых реле особой веры в «амперы» нет, так что лучше взять сразу побольше, все равно разница в цене не велика.

Для тех кто не в курсе — реле это такая прикольная штука, которая может соединять и разрывать цепь с высоким током. И всем этим можно управлять «электрически».

В данном конкретном реле нужно к контакту «30» подсоединить плюсовой провод от стартерной батареи, а к «87» плюсовой провод «домашней» батареи.
Оставшиеся контакты 85 и 86 служат для управления реле. Если на них послать 12В ток, то реле замкнет соединение между контактами «30» и «87». Если перестать посылать ток, то соединение разорвется.

Управлением реле у нас будет заниматься маленькое автоматическое «реле» (на самом деле не реле) которое вообще создано для подключения ходовых огней. Стоит копейки типа 150 рублей.

У него два входа (вообще три, но желтый провод нам не нужен) и два выхода. Если на вход подать напряжение выше 13В — то на выходе мы тоже получим напряжение. Если на входе напряжение будет меньше 13В — то на выходе ничего не будет.

Тут вся прелесть заключается в том, что когда заведен двигатель — генератор автомобиля начинает вырабатывать ток и повышает напряжение в системе до 13-14В. Таким образом он и заряжает аккумулятор автомобиля (чтобы что-то зарядить нужно дать ток с более высоким напряжением, чем уже есть). Вот это маленькое «авто-реле» как раз и замечает такое изменение чтобы включить ходовые огни. А в нашем случае оно будет включать основное 200А реле.

К «85» контакту большого реле мы подсоединяем плюс с маленького, а в «86» контакту минус.

В принципе это все — когда мы будем заводить двигатель — «маленькое реле» будет активировать большое 200А, которое будет соединять «плюсы» наших батарей, давая возможность генератору заряжать сразу все батареи в автомобиле. Напомню что минус у нас уже соединен через кузов. Старайтесь конечно не включать в эту схему сразу много дохлых батарей, а то слабенький генератор может и не справиться. Совсем умершие батареи лучше заряжать по одной.

Теперь что нам надо еще. Во-первых провода. О да, провода нужны серьезные, всякие сопли по 1-2 квадрата к которым вы привыкли дома тут не прокатят. Так как речь идет о токах порядка 50-150 ампер, то и сечения проводов должны быть соответствующие.

Для генераторов менее 100 Ампер подойдут провода сечением 20 кв.мм. Для генераторов 100-200А нужны уже 35 кв.мм. К тому же не стоит делать провода слишком длинные, т.к. на высокоамперном постоянном токе идут большие потери по пути.

И второй необходимый момент — предохранители. Пожалуйста! Ставьте их везде и всегда. С такими проводами, если вы что-то напутаете или просто изоляция перетрется от старости и замкнет на кузов — без предохранителя место контакта превратиться в центр электро-сварки (я серьезно). Золотое правило — как только провод пошел от аккумулятора — сразу предохранитель!

Я ставил 200А автоматы специально сделанные для 12В авто.

Проверял в работе — действительно при коротком замыкании или превышении лимита автомат сразу срабатывает. Через пару минут его можно включить обратно.

Ну и по центру схемы еще можно увидеть 3-х позиционный переключатель типа «вкл-выкл-выкл». Он управляет режимами работы. В самом левом положении включена автоматическая система, как я описал выше. В среднем положении все выключено и реле будет всегда открыто (это значит что соединение между контактами разорвано). А в третьем положении я насильно замыкаю реле, чтобы иметь возможность завести двигатель авто, когда мой стартовый аккумулятор по какой-то причине разрядился.

Тут стоит сделать поправку, что 200А на которые рассчитано реле и предохранители может быть недостаточно для завода некоторых двигателей. Я пробовал — мой спринтер 2.1л заводится в теплую погоду через реле легко. Когда я делал это зимой (долго крутил стартер) — пару раз предохранители у меня сработали, но все таки фургон я завел, а реле не пострадало (это ему не дадут сделать предохранители). Так что это схема на крайний случай и на ваше усмотрение.

В остальном все круто работает, я доволен. Теперь все батареи сами заряжаются от генератора (а в автодоме заряженные батареи — это один из важных источников комфорта). Ну и можно не бояться, что стартовая батарея вдруг разрядится, т.к. она изолирована от потребителей с помощью этой простой схемы.

По стоимости:
— 200A реле — 450 руб (http://s.click.aliexpress.com/e/mYV7uvb)
— Автоматическое «реле» (для ходовых огней) — 150 руб (http://s.click.aliexpress.com/e/jMJ6u3Z)
— 200A предохранитель/автомат 350 руб (http://s.click.aliexpress.com/e/3faeyfI) — брал 3 штуки, хотя можно обойтись и двумя.

Провода купил в ближайшем электромагазине, за 35мм и 7 метров отдал что-то порядка 2000 руб
Переключатель стоил 50 рублей, всякие клеммы и прочая мелочь еще на 300 руб

Итого порядка 4000 руб за все счастье (половина за провода). Вот в принципе и все на сегодня, пойду дальше пилить дом, спасибо за внимание.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector