Содержание
Литол или циатим что лучше?
Автомобильные смазки
Говорят, скоро все узлы машины будут закрыты для доступа и с момента ее рождения до сдачи в металлолом вообще ничего не нужно станет смазывать. Не будем забегать так далеко вперед, – говорят инженеры О. В. Яременко и Л. С. Любавина, авторы статей о топливах и маслах, нашедших отклик в среде автомобилистов – читателей «За рулем».
В самой современной и совершенной машине – десятки точек смазки, требующих внимания при эксплуатации и ремонте. В автомобиле гораздо больше механизмов, заполненных специальными смазками, чем маслами. Благодаря способности удерживаться вблизи пары трения смазка служит намного дольше, а расход ее в десятки раз меньше, чем масла. У смазок есть и еще ряд достоинств. Например, их свойства меньше зависят от температуры, многие из них не теряют способности предохранять металл от сухого трения даже при попадании воды.
Что такое смазка. Масло обязательно вытечет из недостаточно герметичного узла трения, так как представляет собой нормальную жидкость, способную бесконечно деформироваться под действием даже ничтожных сил. Иное дело смазка. Благодаря существованию относительно жесткого «каркаса» при небольших касательных напряжениях смазка ведет себя как твердое тело. Но когда касательное напряжение достигает некоторой критической величины – предела прочности на сдвиг, «каркас» ломается и смазка начинает течь как жидкость. Но прекратилось движение – и «каркас» образуется вновь, смазка опять превращается в твердое тело. Таким образом, она удерживается в негерметичном узле трения, предохраняя от вредного контакта и износа трущиеся поверхности.
Получают смазки, добавляя к обычному маслу (дисперсионной среде) загуститель, способный образовывать «каркас». Дисперсионной средой автомобильных смазок обычно служат нефтяные масла, например у солидола – индустриальные (в том числе машинное СУ), у «Литола-24» – смесь веретенного АУ и индустриального 50.
В качестве загустителя чаще всего применяют мыло. По массе оно составляет 5–30%. Смазка может иметь присадки: против окисления, повышающие ее стабильность, улучшающие вязкостно-температурные и другие свойства. Их вводят в масло, на котором готовят смазку. Кроме присадок в нее добавляют твердый наполнитель (в отличие от загустителя он не образует «каркаса»), например чешуйчатый графит или дисульфид молибдена, улучшающие антифрикционные свойства.
Поведение смазки гораздо сложнее, чем масла, и для грамотного выбора замены рекомендованной в заводской инструкции (что порой бывает необходимо по каким-либо обстоятельствам) полезно знать ее свойства. В таблице приведены все основные виды смазок, применяемых в автомобилях. За основу для сравнения взят синтетический солидол С, характеристики которого приняты за единицу.
В нескольких словах поясним суть характеристик, приведенных в таблице.
Смазку как твердое тело характеризует прочность, а как жидкость – вязкость. Прочность должна быть достаточной, чтобы она удерживалась на движущихся деталях и не вытекала из узлов трения. Но в то же время слишком прочная смазка плохо, а то и совсем не будет поступать в зону контакта трущихся пар. В отличие от масла, вязкость которого при определенной температуре величина постоянная, смазки она сильно зависит от скорости деформации, с увеличением которой понижается.
После интенсивного деформирования смазок их свойства меняются: у большей части понижается предел прочности – происходит разупрочнение. Затем, в течение некоторого времени – периода отдыха предел прочности постепенно увеличивается. Однако иногда он не достигает исходной величины, иногда, наоборот, превосходит ее – происходит так называемое тиксотропное упрочнение смазки. Изменение свойств зависит как от интенсивности, так и от продолжительности механического воздействия. Способность же смазки сохранять свои свойства после деформации и длительное время не разрушаться называется механической стабильностью. Механически нестабильную смазку нельзя применять в недостаточно герметичных узлах. Состав и свойства смазок должны быть постоянными как при хранении, так и при эксплуатации. Однако они могут нарушиться в результате испарения или самопроизвольного выделения дисперсионной среды (об этом говорит показатель физической стабильности) или окисления (химической стабильности).
Способность смазки сохранять свои качества в присутствии воды и по возможности нейтрализовать ее называется водостойкостью. Высокий показатель ее позволяет смазке не растворяться в воде, не смываться с поверхности деталей, не поглощать воду, не вступать с ней в реакцию и не допускать ее в зону контакта трущихся деталей.
Противозадирные свойства характеризуют способность смазки предотвращать заедание и задиры трущихся поверхностей при высоких удельных нагрузках, а противоизносные – способность ее снижать износ трущихся поверхностей при невысоких удельных нагрузках. Далеко не всегда хорошие противоизносные свойства – гарантия от возникновения задиров. На противоизносные свойства больше влияет дисперсионная среда, а на противозадирные – состав смазки, в частности присутствие наполнителя.
Отсутствие коррозионного действия смазки на металл определяют ее противокоррозионные характеристики. Консервационные же характеристики говорят о способности смазки предохранять металлические поверхности от агрессивного действия внешней среды.
Типы и марки смазок. Номенклатура выпускаемых сегодня смазок широка, и, к сожалению, их марки не отражают эксплуатационных свойств, а противоречивые рекомендации, встречающиеся в популярной литературе, заставляют автолюбителей ломать голову при покупке необходимых материалов. Между тем все не так уж сложно.
Эксплуатационные свойства смазок главным образом определяются видом загустителя, который и дает название типу смазки. Большую часть смазок для узлов трения загущают мылом – солями жирных кислот различных металлов, причем соль может быть обычная, а может быть комплексная. Практически в нашей стране используют мыла кальциевые, литиевые, натриевые и бариевые. Кроме них в качестве загустителя применяют углеводороды и (редко) пигменты. Зная тип смазки, можно многое сказать о ее применении, помня при этом, что смешивать смазки разных типов, как правило, нельзя.
Кальциевые смазки называют солидолами. Они наиболее распространены у нас в стране благодаря своей дешевизне и удовлетворительным эксплуатационным характеристикам. Их можно применять и в узлах трения и как консервационные. Солидолы бывают синтетическими и жировыми. В последних загустителем служат мыла жирных кислот, входящих в состав естественных жиров. Жировые солидолы менее склонны к уплотнению при хранении и тиксотропному упрочению при «отдыхе» после разрушения, что делает их применение более предпочтительным. Вообще же практически синтетические и жировые солидолы равноценны. По внешнему виду их почти невозможно различить: и те и другие представляют собой мягкую маслянистую мазь от светлого до темно-коричневого цвета. Смешивание солидолов разных марок (например, при добавлении смазки в узел) не ухудшает их свойств.
Солидолы выпускают двух разновидностей – обычные и пресс-солидолы. Последние мягче, что облегчает их введение через пресс-масленки при низкой температуре, но верхний температурный предел их применения ниже. При нагревании примерно до 80 o С солидолы необратимо распадаются, и это делает невозможным их использование в таких узлах автомобиля, как ступицы передних колес, подшипники водяного насоса, прерыватель-распределитель зажигания.
К солидолам относится также графитная смазка УСCА – грубая плотная мазь с серебристым оттенком. Она изготовлена на более вязком масле, чем солидол С, и в ее состав входит около 10% наполнителя – графита П грубого помола. УСCА хорошо удерживается на открытых поверхностях, а добавка графита несколько повышает ее противозадирные свойства, но ее недопустимо применять в узлах трения с высокой чистотой обработки. В автомобиле можно использовать только для смазки рессор.
Комплексные кальциевые смазки по сравнению с солидолами термически более стабильны, обладают высокими противозадирными свойствами, но склонны к термоупрочнению и гигроскопичны, то есть поглощают воду (хранить их надо в герметичной таре). К этим смазкам относятся «униолы», которые по внешнему виду очень похожи на солидол.
«Униол-1» можно применять в качестве единой автомобильной смазки взамен 1-13, ЯНЗ-2, технического вазелина (о них речь ниже) и других, однако в узлах трения он требует более частой замены, чем «Литол-24».
«Униол-3» и «Униол-3М» отличаются от «Униола-1» тем, что их готовят не на густом масле МС-20, а на маловязкой смеси масел. Это делает их низкотемпературными смазками, которые целесообразно применять в северных и северо-восточных районах при круглогодичной эксплуатации. В «Униол-3М» добавлен в небольшом количестве дисульфид молибдена, несколько повышающий противозадирные и противоизносные свойства.
Натриевые и натриево-кальциевые смазки обязаны своему распространению довольно высокой температуре плавления. Но область их применения ограниченна, так как они неводостойки. Некоторые из них склонны к термоупрочнению и поэтому не могут длительное время обеспечивать работоспособность при повышенных температурах, например в ступицах передних колес автомобилей с дисковыми тормозами, где температура может достигать 100 o C и более. Постепенно их вытесняют другие, более совершенные смазки.
1-13 и жировые консталины УТ-1 и УТ-2 по внешнему виду неразличимы: все они – зернистые желтые мази. Консталины отличаются от 1-13 отсутствием кальциевого мыла. Эксплуатационные свойства их практически одинаковы. Должны предупредить, что по современным меркам это устаревшие смазки.
ЯНЗ-2 – гладкая коричневая или черная мазь, более мягкая, чем 1-13, обладает лучшей смазывающей способностью, более водостойка, менее склонна к термоупрочнению, но уступает «Литолу-24».
Натриевые смазки не применяют для шаровых шарниров подвески и рулевого управления, так как не исключено попадание в них воды.
Единственная в своем роде – КСБ – гладкая желто-золотистая мазь, в которой для обеспечения токопроводности добавлены чешуйки меди. Применяют ее для контактов переключателя указателей поворота, и замены у нее нет.
Литиевые смазки с каждым годом получают все большее распространение во всем мире благодаря своим ценным эксплуатационным качествам. Во многом они отвечают требованиям, предъявляемым к идеальной смазке. Первым среди них стоит «Литол-24» – мягкая мазь вишневого, реже коричневого цвета. Ее можно применять как единую смазку для всех основных узлов трения автомобиля взамен практически всех смазок – солидолов, 1-13, ЯНЗ-2 и др., причем в результате такой замены узел трения будет меньше изнашиваться, а сроки между сменой смазки можно увеличить. Кроме того, «Литол-24» обладает хорошими консервационными свойствами.
«Фиол-3» – мягкая зеленая мазь, практически идентичная «Литолу-24», которую можно смешивать с ним.
«Фиол-1» – очень мягкая зеленая смазка, также близкая по составу к «Литолу-24», но имеющая меньшую вязкость, меньший предел прочности и лучшую морозостойкость.
«Фиол-2» – промежуточная смазка между «Фиолом-3» и «Фиолом-1».
«Фиол-2М» – мазь серебристо-черного цвета, отличающаяся от «Фиола-2» наличием адгезионной присадки и наполнителя (около 2% сульфида молибдена). В октан-корректоре двигателей ВАЗ, где используют «Фиол-2М», его вполне можно заменить «Литолом-24».
«Северол-1» – мягкая желтая или светло-коричневая высококачественная, низкотемпературная смазка, близкая по составу к «Литолу-24», также содержащая антиокислительную и противоизносную присадки. Может заменить почти все смазки, применяемые в автомобиле, но делать такую замену целесообразно только в холодных районах.
ЦИАТИМ-201 – мягкая желтая или светло-коричневая мазь – пока основная низкотемпературная смазка в СССР. Применяют ее в узлах трения всех типов при небольших удельных нагрузках, а также там, где требуется незначительное усилие сдвига, например в гибком вале спидометра.
ЛСЦ-15 – несменяемая высококачественная автомобильная смазка, которая отличается от «Литола-24» и «фиолов» количеством антиокислительной присадки. Обладает высокой адгезией, водостойкостью, консервационными свойствами. Можно смешивать с «Литолом-24» и «фиолами».
№ 158 – мягкая гладкая мазь синего цвета. Ее применяют для подшипников автотракторного электрооборудования и игольчатых подшипников кардана, где она может работать длительное время благодаря антиокислительной и противоизносной присадкам. Полноценной замены этой смазке нет. Вместо нее можно, правда, взять «Литол-24», но служит он в полтора-два раза меньше. У № 158 плохие низкотемпературные свойства, так как он изготовлен на вязком авиационном масле МС-20. Это обстоятельство следует учитывать при эксплуатации автомобилей лишь в районах очень низких температур. Смазку № 158 допускается смешивать с «Литолом-24», «фиолами» и ЛСЦ-15.
ЛЗ-31 – специальная несменяемая, очень стабильная смазка для выжимного подшипника сцепления автомобилей ЗИЛ и ГАЗ. Она неводостойка, так как готовится на сложных эфирах, а не на нефтяном масле. Полноценной (по стабильности) замены нет.
Бариевые смазки несколько уступают литиевым по температурным характеристикам, но превосходят их по водостойкости. Промышленность выпускает единственную комплексную баривую смазку – ШРБ-4, слегка волнистую, желтую липкую мазь. Она хорошо защищает от коррозии, сохраняет высокую работоспособность в присутствии воды, не оказывает вредного влияния на резину. Эти свойства делают ее лучшей смазкой для шаровых шарниров автомобиля, где она может служить в течение 100 тысяч километров. При необходимости ШРБ-4 допустимо применять и в других узлах трения, например в подшипниках колес, но здесь она уступает «Литолу-24».
Углеводородные смазки имеют очень высокую водостойкость и консервационную способность, поэтому их применяют как консервационные.
ВТВ-1 – вазелин технический волокнистый был создан для смазывания клемм аккумуляторов автомобилей ВАЗ. Он не растворяется в электролите и воде, имеет благодаря адгезионной присадке хорошее сцепление с металлом, морозостоек. И все же его применение в условиях эксплуатации автомобиля неоправданно – появляется лишняя марка смазки, в то время как удовлетворительные результаты обеспечиваются и солидолом и «Литолом-24». Для узлов трения ВТВ-1, как и обычный технический вазелин, совершенно не пригоден, так как уже при 45 o C расплавляется.
Существует еще ряд специализированных автомобильных смазок, применяемых только при сборке автомобиля. Например, натриевую смазку ДТ-1 с добавками сульфида молибдена и графита употребляют при сборке тормозных цилиндров «жигулей». «Литол-459/5» – в качестве несменяемой смазки в прерывателе-распределителе. Комплексной кальциевой «Дисперсол-1» смазывают замки, механизмы дверей и стеклоподъемники. Для этих же целей применяют цинковую смазку МЗ-10, содержащую графит.
Литол или циатим что лучше?
Нефтяное масло вязкостью 60-75 мм2/с при 50 °С, загущённое литиевым мылом 12-гидроксистеариновой кислоты; содержит антиокислительную и вязкостную присадки.
Литол — пластичная водостойкая смазка, получаемая загущением нефтяных масел литиевым мылом 12-оксистеариновой кислоты (см. также «стеариновая кислота»). Рабочая температура до 130 °C. Литол представляет собой антифрикционную многоцелевую водостойкую смазку, предназначенную для применения в узлах трения колесных и гусеничных транспортных средств, промышленного оборудования и судовых механизмах различного назначения. В СССР разрабатывалась Центральным научно-исследовательским институтом авиационных топлив и масел (ЦИАТИМ).
Область применения смазки:
- Подшипники качения и скольжения всех типов;
- шарниры;
- зубчатые и другие передачи;
- поверхности трения колесных и гусеничных транспортных средств, индустриальных механизмов, электрических машин и т. п.
Основные эксплуатационные характеристики:
- Высокая коллоидная, химическая и механическая стабильности;
- водостойкая даже в кипящей воде;
- при нагревании не упрочняется;
- Работоспособна при температуре −40…+120 °С, кратковременно сохраняет работоспособность при температуре +130 °С.
- Производится по ГОСТ 21150-87
Высоковязкое нефтяное масло, загущённое кальциевым мылом с добавлением 10 % графита.
Область применения смазки:
- Узлы трения, скольжения тяжелонагруженных тихоходных механизмов;
- рессоры, подвески тракторов и машин,
- открытые зубчатые передачи, винтовые домкраты, опоры буровых долот и т. п.
Основные эксплуатационные характеристики:
- Обладают высокой термостойкостью, хорошими противозадирными свойствами;
- Работоспособна при температуре −20…+70 °С;
- Допускается к применению при температуре ниже −20 °С в рессорах и аналогичных устройствах.
Смазка Шрус-4 (ТУ 38 УССР 201312-81) — нефтяное масло, загущенное гидроксистеаратом лития; содержит антиокислительную и противозадирную присадки, а также антифрикционные добавки. Основные эксплуатационные характеристики: водостойкая, высокие механическая и антиокислительная стабильности, противоизносные и противозадирные характеристики, низкая испаряемость. Работоспособна при температуре -40…+120°С
Область применения смазки:
- Применяется в шарнирах равных угловых скоростей полноприводных автомобилей и других узлах трения
Представляет собой морозостойкую смазку, предназначенную для смазывания малонагруженных узлов трения, качения и скольжения.
Область применения смазки:
- узлы трения, работающие с малым усилием сдвига при невысоких нагрузках;
- авиационная техника;
- радиотехническое оборудование;
- электромеханические и другие приборы и точные механизмы.
Основные эксплуатационные характеристики:
- морозо- и водостойкая смазка;
- работоспособна при температуре от −60 до +90 °С;
- смазки Циатим 201, Циатим 202 схожи по составу и в большинстве случаев взаимозаменяемы;
- производится по ГОСТ 6267-74.
Представляет собой морозостойкую смазку, предназначенную для смазывания малонагруженных узлов трения, качения и скольжения.
Область применения смазки:
- узлы трения, работающие с малым усилием сдвига при невысоких нагрузках
- радиотехническое оборудование, электромеханические и другие приборы и точные механизмы.
Основные эксплуатационные характеристики:
- морозо- и водостойкая смазка;
- работоспособна при температуре от −50 до +120 °С.
- cмазки Циатим 201, Циатим 202 схожи по составу и в большинстве случаев взаимозаменяемы.
Нефтяное трансформаторное масло, загущенное литиевым мылом технического саломаса и осерненного асидола; содержит вязкостную и противозадирную присадки.
Область применения смазки:
- Зубчатые, червячные передачи редукторов,
- опоры скольжения и подшипники качения;
- различные силовые приводы, винтовые пары, нагруженные редукторы, механизмы, эксплуатируемые на открытых площадках;
- узлы трения автомобилей.
Основные эксплуатационные характеристики:
- Работоспособна при температуре −50…+100 °С.
- Превосходит ЦИАТИМ-201 по химической и коллоидной стабильностям, водостойкости и противоизносным характеристикам.
Представляет собой пластичную смазку, предназначенную для смазывания узлов трения и сопряжённых поверхностей «металл-металл» и «металл-резина». В качестве загустителя используется комплексное кальциевое мыло высших жирных кислот и уксусной кислоты.
Область применения смазки:
- Подшипники качения электромашин, систем управления и приборов с частотой вращения до 10000 об/мин,
- агрегатные подшипники летательных аппаратов,
- узлы трения и сопряжённые поверхности «металл-резина», работающие в вакууме.
Основные эксплуатационные характеристики:
- Смазка нерастворима в воде ;
- Циатим-221 сохраняет стабильность даже при кипячении ;
- Является химически стойким смазочным материалом ;
- Циатим-221 инертна к резине и полимерным материалам ;
- Работоспособна при остаточном давлении 666,5 Па и в интервале температур от −60 до +150 °С;
- Сохраняет рабочие свойства минимум в течение 40 лет
- Производится по ГОСТ 9433-80
Автомобильная смазка №158 представляет собой мягкую мазь гладкой текстуры. Синий цвет смазки объясняется присутствием в ней пигмента — фталоцианина меди, играющего роль загустителя и антиокислительной присадки.
Область применения смазки:
- Смазка №158 предназначена для применения в автотракторном электрооборудовании (генераторы, стартеры, магнето), где она в течение нескольких лет обеспечивает работу подшипников качения без смены. Это исключает необходимость периодической смазки таких агрегатов при эксплуатации автомобилей и тракторов.
- Достаточно широко используют смазку №158 в игольчатых подшипниках карданных шарниров непостоянной угловой скорости. Смазку можно не заменять в течение 300 тыс. километров пробега.
Основные эксплуатационные характеристики:
- Работоспособна при температуре от -40°C до 120°C
Смазка 1-13 — антифрикционная смазка общего назначения для повышенных температур.
Область применения смазки:
- разнообразные подшипники качения, реже — скольжения; подшипники электродвигателей, ступиц колес устаревших автомобилей и т. п.
Основные эксплуатационные характеристики:
- Основные эксплуатационные характеристики: водостойкость низкая, при контакте с водой эмульгируется и растворяется в ней. Работоспособна при температуре от минус 20 до плюс 110°С.
Смазка ШРБ-4(ТУ 38 УССР 201143-77) — нефтяное масло, загущенное комплексным бариевым мылом кислот хлопкового масла, СЖК, гидроксистеариновой и уксусной кислот; содержит антиокислительную присадку. Обладает высокими противозадирными свойствами, водостойкостью, волокнистой текстурой. Не вызывает набухания резиновых уплотнений. Работоспособна при температуре -40…+130°С.
Область применения смазки:
- Используется в шаровых шарнирах передней подвески, наконечниках тяг рулевого управления автомобилей (на весь срок службы).
Смазка Фиол-2У(ТУ У 23.2-00152365-175-2003) — композиция нефтяных масел, загущенная литиевым мылом. Содержит дисульфид молибдена, а также антифрикционные добавки и антиокислительную присадку. Обладает хорошей водостойкостью, противоизносными характеристиками, а также высокой антиокислительной, коллоидной и механической стабильностью. Работоспособна при температуре −40. +120°С, кратковременно до 130°С.
Область применения смазки:
- Используется в качестве несменяемой смазки для шлицевых соединений карданных передач и герметизированных игольчатых подшипников автомобилей ВАЗ всех модификаций и прочей наземной техники.
Cолидол (от solid oil — твёрдое масло, ранее «тавот») — пластичная смазка, получаемая загущением индустриальных масел средней вязкости кальциевыми мылами высших жирных кислот. Рабочая температура до 70° C. По сравнению с литиевыми смазками, труднее вымывается водой. Поэтому используется преимущественно в механизмах, работающих в условиях сырости (сельскохозяйственная техника и т. п.).
Внешне солидол — однородная мазь без комков, от светло-желтого до темно-коричневого цвета Солидолы делят на:
- жировые — для загущения используются жирные кислоты масел растительного происхождения.
- синтетические — используются синтетические жирные кислоты. Первые более качественны. Внешне они неотличимы и смешиваются без негативных последствий.
Отличия литола от солидола
Литол и солидол — в чем разница и где применяются
Быстро двигающиеся детали нуждаются в качественной смазке. Особенно это касается механизмов авто, которые при трении достаточно быстро выходят из строя. Большинство автовладельцев используют для этих целей самые популярные средства – литол и солидол. Оба эти состава производятся из нефтяных масел, но имеют некоторые отличительные свойства, которые и предопределяют разные сферы применения. Об этом речь и пойдет ниже.
Солидол – один из самых востребованных видов смазок. Солидол можно использовать при температуре от -30 до 75 градусов Цельсия, а загустителем выступают кальциевые мыла. По критерию содержащихся в составе кислот выделяются виды солидолов:
Жировой состав — производится в соответствии с требованиями ГОСТа, а спектр сфер его применения ничем не ограничен. Визуально такой состав похож на однородную мазь коричневого или светло-серого цвета без комков. Жировой солидол применяется в автомобилях, технике сельхозназначения и других механизмах. Температура каплепадения равна 78 градусам.
Синтетический солидол – аналог жирового вида вещества, имеющий лишь небольшое отличие – температура каплепадения составляет 75 градусов. Применяется состав в тех же целях, а также в закрытых тихоходных редукторах.
Повышенная жирность и густота солидола предопределяет его сферы использования – механизмы, где нельзя допускать стекание смазки. В современных агрегатах этот состав практически не применяется. При превышении температурой отметки в 80 градусов его свойства изменяются на фоне сжижения.
Состав производится из нефтяных масле плотностью от 60 до 80 г/м.куб. Вещество было разработано в 80-е годы 20 века, но в последние годы его состав пополнился литиевым мылом. Отличия литола от солидола заключаются в повышенной влагостойкости и более высоком температурном пределе. На современном рынке литол представлен в следующих вариантах:
- Циатим – 201/202. Этот состав используется в разных узлах с небольшой напряженностью и при отсутствии чрезмерно больших сдвигов деталей – в электротехнических, радиотехнических приборах. Основными достоинствами циатима является широкий температурный диапазон применения (от -50 до 100 градусов Цельсия) и устойчивость к низким температурам.
- Циатим – 203. При изготовлении этого вещества применяется трансформаторное масло, а в качестве загустителя может использоваться литиевое мыло. Добавление в состав некоторых присадок позволяет расширить сферы использования литола. Основное отличие этого вида от вышеприведенного состава – более выраженные водоотталкивающие свойства и повышенная защита деталей от износа. Именно циатим-203 часто применяется в высоконагруженных подшипниках, агрегатах тяжелой техники, редукторных передачах.
- Литол – 24 – самый универсальный и совершенный вид литола, соединяющий в себе все достоинства Циатимов. Кроме того, наличие присадок в составе этого вещества исключает окисление деталей, а предельная температура использования составляет 130 градусов. Литол-24 считается самым долговечным веществом, поскольку его состав практически не испаряется. Большой набор достоинств предопределяет широкий спектр сфер использования состава.
Солидол и литол имеют общую историю, поскольку изготавливаются из нефтяных масел, разработаны в конце 20 века и фактически утратили актуальность. Солидол в современных агрегатах вообще не используется, а из литолов допускается применять только Литол -24 и 203-ю марку. Многие автовладельцы игнорируют такую возможность и подбирают более совершенные составы.
Применение
Для смазки деталей наиболее эффективным решением выглядит литол, густота которого дает возможность снизить вибрацию и негативное воздействие высоких температур. Важно лишь не забывать, что литол – смазка, которая используется преимущественно для крупных машин. Дверной замок и цепь от велосипеда смазывать им не рекомендуется, поскольку он лишь снизит их функционал за счет связки элементов.
Солидол больше подходит для легкоразъедаемой среды. Жидкий по состоянию солидол легко вытекает, а значит – разрушает сальники из резины, элементы из ПВХ. В качестве заменителя солидола могут выступать некоторые виды литола, не оказывающие на материалы негативное воздействие, но их стоимость будет несколько выше. При средней цене литола около 200 рублей стоимость солидола составляет примерно 50-100 рублей за килограмм. Речи об экономии в этом случае не идет, поскольку задача обеспечения сохранности агрегатов и узлов намного важнее. Кроме того, ремонт вышедшего из строя узла будет стоить значительно дороже, чем разница в стоимости смазывающих составов.
Литол применяется для смазки следующих компонентов:
- Пыльники рулевых и шаровых наконечников. Эти детали разогреваются не так сильно – до 50 градусов, но применение солидола для смазки может повлечь разрушение и уменьшение срока службы пыльников.
- Пыльники ШРУСов. Ситуация аналогичная с предыдущей, поэтому также рекомендуется применять литол.
- Подшипник ступицы. При разогреве детали до 100 градусов использовать солидол невозможно в принципе.
- Рулевая рейка без гидроусилителя. Оптимальный вариант для смазки этого узла – Литол-24.
Перед приобретением любого смазывающего вещества важно ознакомиться с его составом. Определенного внимания заслуживают его консистенция и цвет, поскольку на современном рынке легко можно столкнуться с подделкой. Использовать непроверенные вещества – это огромный риск нанести вред агрегатам.
Постепенно литол вытесняет с рынка солидол благодаря более высоким эксплуатационным характеристикам. Его главным недостатком можно считать агрессивное воздействие на алюминиевые детали. Для смазки таких элементов лучше отдать предпочтение другим составам. Солидол же можно считать пережитком прошлого, который постепенно утрачивает свои былые позиции на рынке.
Лито́л — пластичная водостойкая смазка, получаемая загущением нефтяных масел литиевым мылом 12-оксистеариновой кислоты (см. также «стеариновая кислота»). Рабочая температура до 130 °C. Литол представляет собой антифрикционную многоцелевую водостойкую смазку, предназначенную для применения в узлах трения колесных и гусеничных транспортных средств, промышленного оборудования и судовых механизмах различного назначения. В СССР разрабатывалась Центральным научно-исследовательским институтом авиационных топлив и масел (ЦИАТИМ).
Содержание
Литолы производства СССР/России
Представляет собой морозостойкую смазку, предназначенную для смазывания малонагруженных узлов трения, качения и скольжения.
Область применения смазки ЦИАТИМ-201:
Узлы трения, работающие с малым усилием сдвига при невысоких нагрузках, авиационная техника, радиотехническое оборудование, электромеханические и другие приборы и точные механизмы.
Основные эксплуатационные характеристики Циатим 201:
- Морозо- и водостойкая смазка;
- Работоспособна при температуре от −60 до +90 °С.
- Смазки Циатим 201, Циатим 202 схожи по составу и в большинстве случаев взаимозаменяемы.
- Производится по ГОСТ 6267-74
Представляет собой морозостойкую смазку, предназначенную для смазывания малонагруженных узлов трения, качения и скольжения.
Область применения смазки Циатим 202:
Узлы трения, работающие с малым усилием сдвига при невысоких нагрузках, радиотехническое оборудование, электромеханические и другие приборы и точные механизмы.
Основные эксплуатационные характеристики Циатим 202:
- Морозо- и водостойкая смазка;
- Работоспособна при температуре от −50 до +120 °С.
- Смазки Циатим 201, Циатим 202 схожи по составу и в большинстве случаев взаимозаменяемы.
Нефтяное трансформаторное масло, загущенное литиевым мылом технического саломаса и осерненного асидола; содержит вязкостную и противозадирную присадки.
Область применения смазки Циатим 203:
Зубчатые, червячные передачи редукторов, опоры скольжения и подшипники качения; различные силовые приводы, винтовые пары, нагруженные редукторы, механизмы, эксплуатируемые на открытых площадках, узлы трения автомобилей.
Основные эксплуатационные характеристики Циатим 203:
- Работоспособна при температуре −50…+100 °С.
- Превосходит ЦИАТИМ-201 по химической и коллоидной стабильностям, водостойкости и противоизносным характеристикам.
Представляет собой пластичную смазку, предназначенную для смазывания узлов трения и сопряжённых поверхностей «металл-металл» и «металл-резина». В качестве загустителя используется комплексное кальциевое мыло высших жирных кислот и уксусной кислоты.
Область применения смазки Циатим-221:
Подшипники качения электромашин, систем управления и приборов с частотой вращения до 10000 об/мин, агрегатные подшипники летательных аппаратов, узлы трения и сопряжённые поверхности «металл-резина», работающие в вакууме.
Основные эксплуатационные характеристики Циатим-221:
- Смазка нерастворима в воде ;
- Циатим-221 сохраняет стабильность даже при кипячении ;
- Является химически стойким смазочным материалом ;
- Циатим-221 инертна к резине и полимерным материалам ;
- Работоспособна при остаточном давлении 666,5 Па и в интервале температур от −60 до +150 °С;
- Сохраняет рабочие свойства минимум в течение 40 лет
- Производится по ГОСТ 9433-80
Нефтяное масло вязкостью 60-75 мм 2 /с при 50 °С, загущённое литиевым мылом 12-гидроксистеариновой кислоты; содержит антиокислительную и вязкостную присадки.
Область применения смазки Литол-24:
Подшипники качения и скольжения всех типов, шарниры, зубчатые и другие передачи, поверхности трения колесных и гусеничных транспортных средств, индустриальных механизмов, электрических машин и т. п.
Основные эксплуатационные характеристики:
- Высокая коллоидная, химическая и механическая стабильности, водостойка даже в кипящей воде, при нагревании не упрочняется.
- Работоспособна при температуре −40…+120 °С, кратковременно сохраняет работоспособность при температуре +130 °С.
- Производится по ГОСТ 21150-87
Смазка графитная
Высоковязкое нефтяное масло, загущённое кальциевым мылом с добавлением 10 % графита.
Область применения смазки графитной:
Узлы трения, скольжения тяжелонагруженных тихоходных механизмов; рессоры, подвески тракторов и машин, открытые зубчатые передачи, винтовые домкраты, опоры буровых долот и т. п.
Основные эксплуатационные характеристики:
- Обладают высокой термостойкостью, хорошими противозадирными свойствами;
- Работоспособна при температуре −20…+70 °С;
- Допускается к применению при температуре ниже −20 °С в рессорах и аналогичных устройствах.
Смазка канатная
Представляет собой нефтяное масло, загущённое твердыми углеводородами с добавлением противогнилостной присадки.
Область применения смазки канатной:
Смазка для пропитки органических сердечников стальных канатов предназначена для предохранения органических сердечников от гниения в условиях умеренного климата, а также при температурах окружающей среды не ниже –20 °С.
Смазка пушечная
Область применения смазки пушечной:
Защита от коррозий металлических изделий, предотвращение ржавления изделий из чёрных и цветных металлов, консервация металлических изделий и механизмов.
Основные эксплуатационные характеристики:
- Высокие адгезионные и консервационные свойства, водостойкость, удерживается на наклонных и вертикальных поверхностях.
- Работоспособна в интервале температур от −50 до +50 °С.
Нефтяное масло, загущёное петролатумом и церезином; содержит антикоррозийную присадку.
ГОИ-54п, Солидол С, ВТВ-1.
Смазки семейства ЦИАТИМ были разработаны Центральным научно-исследовательским институтом авиационных топлив и масел (ЦИАТИМ), который был создан постановлением Совета Труда и Обороны СССР от 27 апреля 1933 года. Институт занимался созданием низкозастывающих авиационных масел, всесезонных моторных масел и низкотемпературных смазок, разработкой высокооктановых компонентов авиационных бензинов, каталитического крекинга и катализаторов. В 1941-1945 годах находился в эвакуации в Уфе, где распоряжением Совета Народных Комиссаров СССР от 2 декабря 1941 года был объединён с Государственным научно-исследовательским химическим институтом высоких давлений (ГИВД). Приказом Министерства нефтяной промышленности СССР от 15 ноября 1954 года ЦИАТИМ был объединён с ВНИГИ и ВНИИТнефть, ныне это Всероссийский Научно-Исследовательский Институт по Переработке Нефти.
- http://bor-perm.ru/page318681
- http://www.smazki.com/productlist.htm?#polujidkie
- смазки — описания, характеристики, область применения.]
- ГОСТ 21150-87. Смазка Литол-24- технические условия на применение, производство, хранение и транспортировку смазки литол-24
- Минеральные масла
- Вазелин
- Солидол
- Фиол
- Униол
- Пушечное сало
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Литол» в других словарях:
литол — сущ., кол во синонимов: 2 • материал (306) • смазка (27) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
литол — – смазка желеобразная. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь
ЛИТОЛ — пластичная многоцелевая смазка, получаемая загущением нефтяных масел (вязкость 30 50 мм 2/с при 50 °С) 12 гидроксистеаратом Li (12% по массе). Содержит антиокислит. присадку; водостоек, механически стабилен; т. каплепад. > 180°С;… … Химическая энциклопедия
ЛИТОЛ — пластичная антифрикц. водостойкая смазка, состоящая из нефт. масла, загущённого литиевой солью 12 оксистеариновой к ты. Содержит антиокислит. и антикорроз. присадки. Применяется для смазывания разл. узлов трения автомобилей, подшипников… … Большой энциклопедический политехнический словарь
литология — литол огия, и … Русский орфографический словарь
21150 — ГОСТ 21150 < 87>Смазка Литол 24. Технические условия. ОКС: 75.100 КГС: Б31 Смазки антифрикционные общего назначения и многоцелевые Взамен: ГОСТ 21150 75 Действие: С 01.01.89 Примечание: переиздание 2006 в сб. Смазочные материалы, индустриальные… … Справочник ГОСТов
Пушечное сало — У этого термина существуют и другие значения, см. Сало (значения). Пушечное сало (жарг. пушсало[источник не указан 535 дней]), смазка ПВК пушечная[1] консервационная (защитная) смазка; нефтяное масло, загущенное… … Википедия
Геращенко, Игорь Германович — (р. 25.01.1962) спец. по теории познания и филос. образования; д р филос. наук, проф. Род. в г. Луганск. В 1984 окончил естеств. геогр. ф т Ворошиловградского гос. пед. ин та. Окончил докторантуру Рост. гос. ун та (1993). Работал асс., ст. преп … Большая биографическая энциклопедия
Молевич, Евгений Фомич — (р. 25.04.1931) спец. по общей теории диалектики, филос. вопросам естествознания, общей социол.; д р филос. наук, проф. Род. в Москве. Окончил филос. ф т Казахского гос. ун та; в 1954 1959 на освобожденной комс. работе. С 1959 асп. и работа на… … Большая биографическая энциклопедия
ПЛАСТИЧНЫЕ СМАЗКИ — высоковязкие мази, получаемые путём загущения нефт. или синтетич. масел мылами, твёрдыми углеводородами, органич. пигментами и др. продуктами; применяются гл. обр. для смазывания трущихся соединений механизмов, когда непрерывная подача жидкой… … Большой энциклопедический политехнический словарь