Содержание
- Аккумулятор кипит при зарядке: причины и способы определения закипания, профилактические меры
- Как правильно заряжать аккумулятор
- В каких случаях АКБ начнет кипеть
- Почему закипает аккумулятор на машине
- Способы определения кипящего аккумулятора
- Профилактика кипения электролита на работающем моторе
- Должен ли кипеть аккумулятор при зарядке
- Устройство АКБ и физические процессы, происходящие в ней
- Когда кипит аккумулятор?
- Что делать, если кипит аккумулятор
- Кипят, но не все: почему при зарядке АКБ одна банка не бурлит
- Что означает термин «кипение электролита»?
- Газовыделение при зарядке – вредно ли это?
- И все же: при зарядке АКБ одна банка не кипит
- Разбалансировка заряда: так ли все серьезно?
- Техника замера напряжения в банке
- Методика лечения разбалансированного аккумулятора
- При зарядке аккумулятора кипит электролит
- Должен ли кипеть аккумулятор при зарядке
- Почему может кипеть электролит в АКБ при зарядке
- Как это может повлиять на батарею
- Что делать при закипании аккумулятора
Закипел аккумулятор при зарядке что делать?
Аккумулятор кипит при зарядке: причины и способы определения закипания, профилактические меры
В ситуации, когда автомобильный аккумулятор кипит при зарядке, необходимо проверить уровень заряда. Чаще всего подобная реакция в исправной батарее свидетельствует о завершении процесса и необходимости отключить адаптер. Согласно правилам эксплуатации, с момента закипания до отсоединения зарядного устройства (ЗУ) должно пройти 3 часа.
Как правильно заряжать аккумулятор
Степень заряда определяется плотностью электролита, для измерения которой используется ареометр. У заряженной АКБ этот параметр достигает максимально допустимого значения, которое снижается по мере разрядки накопителя. В качестве источника для зарядки применяется прибор, предусматривающий возможность преобразования силы тока.
Зарядка малым током
В данном случае устанавливают уровень напряжения, равный 0,1 от емкости аккумулятора. Процедура длится 24 часа до момента, пока не закипает АКБ.
Зарядка большим током
Профессиональный метод, который обеспечивает 100% зарядку батареи, но при этом требует систематического контроля за ходом процесса. Вначале выставляют значение 14,5 В, а после того как накопитель уже не заряжается, поднимают напряжение до 15 В. Последние 10% заряда добавляются за счет повышения нагрузки до 16,5 В. Этим способом злоупотреблять не рекомендуется, поскольку он сокращает продолжительность работы техники.
В каких случаях АКБ начнет кипеть
В штатной ситуации, когда концентрация электролита в аккумуляторе достигает максимального уровня, причиной закипания АКБ становится формирование пожароопасной смеси кислорода и водорода. Образование такого газа свидетельствует о ближайшем завершении восполнения заряда. Это нормально, важно только не заряжать батарею вблизи открытого огня и не курить рядом с установкой.
Однако если при зарядке реакция началась сразу же после подключения ЗУ, следует проверить техническое состояние накопителя заряда. Как выполняется эта процедура, показано на видео ниже. Начало химической реакции может быть обусловлено несколькими причинами:
- Низким уровнем электролита. Чтобы исправить ситуацию, опытные водители добавляют в устройство дистиллированную воду.
- Рассыпанием пластин внутри батареи в результате их сульфатации.
- Коротким замыканием в одной из банок.
В двух последних случаях восстановить АКБ не удастся, и потребуется ее замена. Перед этим проверяют напряжение, прозрачность и концентрацию электролита, а также объем заряжающегося устройства. Накопитель меняют, когда нагрузка при полной зарядке – ниже 12,8 В и нагрузочная вилка выдает резкий разряд.
Быстрое закипание может объясняться неправильным значением напряжения, которое водитель поставил в зарядном устройстве. Зарядка большим током сильно разряженного элемента питания быстро выведет его из строя, поэтому сила тока должна быть в 10-15 раз меньше номинального объема АКБ.
Почему закипает аккумулятор на машине
Многие начинающие водители не знают, что делать в ситуации, когда аккумулятор греется и закипает при движении. Прежде всего необходимо:
- отключить подачу электричества и дождаться остывания батареи;
- при необходимости восполнить количество жидкости в банках;
- замерить степень нагрузки на клеммах при включенном двигателе.
При величине, равной более 15 В, силовой элемент отсоединяют от аккумулятора и транспортируют машину до СТО.
Основная причина закипания кроется в коротком замыкании, в результате которого одна банка не кипит, а в тех, что остались исправными, наблюдается процесс перезаряда. Это может быть вызвано наличием заводского брака в самом накопителе либо сбоями в системе генератора.
Стандартная степень нагрузки от силового устройства не может быть более 14,5 В. Этот показатель контролируется с помощью реле-регулятора, неисправность которого приводит к перезаряду аккумулятора. В таком случае работу устройства диагностируют путем измерения нагрузки бортовой сети. В АКБ старого образца перезаряд провоцируется сульфатацией пластин, когда их поверхность приобретает характеристики сернокислого свинца.
Повредить диодный мост генератора и реле может быстрая зарядка. Если напряжение аккумулятора ниже 9 В, его заряжают в стационарных условиях путем подсоединения ЗУ на малых токах. Среди причин кипения можно также назвать большую нагрузку и недостаточную вентиляцию накопителя.
Способы определения кипящего аккумулятора
Об интенсивном электролизе внутри аккумулятора свидетельствуют следующие признаки:
- зеленоватая пленка на поверхности прибора;
- покрытые окислами клеммы;
- резкий запах электролита;
- появление ржавчины там, где капот примыкает к батарее.
Специфическое хлюпанье в кипящем устройстве можно прослушать с помощью медицинского стетоскопа.
Альтернативный вариант проверки связан с использованием воздушного шарика, который подсоединяют к газоотводной трубке АКБ: если наблюдается химический процесс, шар начнет надуваться.
Профилактика кипения электролита на работающем моторе
Чтобы предотвратить кипение электролита, следует воспользоваться рядом рекомендаций:
- Своевременно менять аккумулятор – срок его службы составляет 3-5 лет.
- Каждые 12 месяцев проводить диагностику систем электрооборудования.
- Летом чаще проверять уровень электролитического вещества. При его снижении необходимо добавлять дистиллированную жидкость, поскольку простую воду в аппарат доливать запрещено.
- Не допускать перегрева батареи в летнее время и разряда – зимой.
- Чтобы не осыпались пластины в период длительного бездействия, устройство постоянно подзаряжают.
Во время продолжительных поездок рекомендуется регулярно оглядывать подкапотное пространство. Кроме подтеков масла и ослабленных от вибраций хомутов, здесь можно обнаружить брызги электролита. При парковке необходимо прислушиваться к посторонним шумам из-под капота.
Должен ли кипеть аккумулятор при зарядке
Автомобильный аккумулятор – относительно простое техническое устройство, предназначенное для накопления и сохранения электроэнергии. В процессе работы батарея заряжается от штатного генератора. При отказе генератора или длительной работе электрооборудования на остановленном моторе АКБ разряжается, после чего ее необходимо зарядить с помощью зарядного устройства.
Во время зарядки батареи многие автовладельцы замечают, что батарея кипит, после чего спешно прекращают процедуру. Однако так ли страшен черт, как его малюют? Почему при зарядке аккумулятора кипит электролит и что при этом нужно делать?
Устройство АКБ и физические процессы, происходящие в ней
Рассматривать физические процессы, протекающие в батарее, можно только после ознакомления с ее устройством. Автомобильный аккумулятор представляет собой емкость, внутри которой расположено 6 энерговырабатывающих элементов. В каждом из них имеется по 8 положительных и 8 отрицательных пластин. Каждый из элементов соединен с другими последовательно.
Энерговырабатывающие элементы внутри АКБ залиты смесью, включающей в себя 65% дистиллированной воды и 35% концентрированной серной кислоты. При отборе энергии батарея осуществляет химическую реакцию, в которой участвует свинец с положительных пластин и электролит. При этом происходит движение электронов в направлении положительной клеммы. Каждый элемент вырабатывает напряжение в 2 вольта. На выходе нормально заряженный аккумулятор выдает 12 вольт.
Во время зарядки батареи происходит обратная химическая реакция. При этом направление движения электронов внутри АКБ изменяется в противоположную сторону. Они занимают первоначальное положение. На определенном этапе протекания реакции образуется газ (смесь кислорода с водородом), который и поднимается в верхнюю точку батареи в виде пузырьков. Собственно, именно это явление воспринимается большинством автовладельцев как закипание АКБ.
Когда кипит аккумулятор?
Реакция электролиза – расщепления воды, содержащейся в электролите на водород и кислород – начинает протекать тогда, когда батарея оказывается не в состоянии сохранить полученный зарядный ток. Излишки энергии, неусвоенные пластинами, идут на поддержание электролизной реакции. По сути, если аккумулятор кипит при зарядке, это свидетельствует о достаточно высоком уровне его заряда.
» alt=»»>
Стоит заметить, что в норме исправный аккумулятор должен кипеть не ранее, чем через 5-6 часов зарядки на максимальном токе (при условии изначальной полной разрядки). Однако реальное время до начала закипания зависит от того, сколько времени эксплуатируется батарея и каков ее остаточный ресурс.
Интенсивность выделения пузырьков нарастает постепенно. Сперва со стороны батареи может быть слышно легкое шуршание, позднее – хорошо различимое бульканье. Во избежание разбрызгивания электролита рекомендуется прикрыть батарею, оставив при этом щель для отхождения газов.
Признаком неисправности является ситуация, когда кипеть аккумулятор начинает сразу после подачи зарядного тока или через несколько минут после этого. Моментальное начало выделения газа свидетельствует о том, что разрушен внутренний состав батареи – пластины. Такая АКБ для дальнейшего использования непригодна и нуждается в замене или серьезном ремонте.
Что делать, если кипит аккумулятор
Когда кипит аккумулятор при зарядке, необходимо снизить силу поступающего на его клеммы зарядного тока. Современные зарядные устройства регулируют этот показатель без вмешательства человека. Устаревшее оборудование требует ручной регулировки. При этом уменьшать зарядный ток необходимо ниже предела «точки кипения».
Рекомендуется снижение тока минимум вдвое. После этого следует прикрыть «банки» АКБ (если открывались) так, чтобы оставалась щель, и продолжить зарядку. После того, как выделение газа началось вновь, силу зарядного тока снижают еще раз. Заряжать аккумулятор необходимо до момента, когда амперметр прибора покажет, что батарея больше не получает питания.
Если сразу после начала процедуры зарядки стало видно, что накопитель энергии закипел, неисправный аккумулятор следует отключить от устройства. Если этого не сделать, кислота в сочетании с водой выделит столько гремучего газа, что корпус батареи разорвет под его давлением.
Кипят, но не все: почему при зарядке АКБ одна банка не бурлит
Что означает термин «кипение электролита»?
Итак, электролит кипит потому, что концентрация серной кислоты восстановилась и зарядный ток начал разлагать воду на водород и кислород. Смесь на самом деле взрывоопасная и при наличии искры может запросто вспыхнуть. К слову, крышки откручивают отнюдь не для наблюдения за бурлением электролитической жидкости. Главная причина – дать свободный выход гремучему газу. Если этого не сделать, батарею разорвет в клочья.
Газовыделение при зарядке – вредно ли это?
Само по себе выкипание электролита ничего хорошего не предвещает. Оставив батарею в этом режиме на продолжительное время, можно вывести ее из строя без права на восстановление. Дело в том, что концентрация кислоты в смеси по мере испарения воды увеличивается. Это приводит к тому, что электролитическая жидкость с нарушенным балансом начинает разъедать намазку пластин и аккумулятор безвозвратно теряет ёмкость.
Ещё одно негативное последствие перезаряда – разрушение токоотводов в банках. Когда источник питания заряжен до 100%, активная масса полностью восстановлена, то в реакцию вступает губчатый свинец самих электродов. Токоотводы разлагаются и срок службы автомобильного аккумулятора стремительно приближается к концу. Во многом этими негативными последствиями руководствуется наш главред Василий Т., давая совет взять за привычку регулярно проверять работу генератора прямо на автомобиле , не снимая.
Это в былые времена аккумуляторные батареи кипятили от души часа 2-3, чтобы крупные сульфаты свинца осыпались на дно отсека, в специальные отстойники. Сейчас же это ни к чему: во-первых, нет тех самых отстойников, в результате чего этот метод может привести к замыканию банки, во-вторых, зарядные устройства сделали несколько шагов вперёд и могут позволить произвести десульфатацию пластин, возвратив изделию былую ёмкость.
И все же: при зарядке АКБ одна банка не кипит
Итак, вы – свидетель следующей картины: к аккумулятору подключено зарядное устройство, пять отсеков интенсивно бурлят, а шестой даже и не думает. Какие выводы можно сделать?
- Короткое замыкание положительных и отрицательных пластин. Например, из-за того, что в банку попал какой-либо металлический предмет или отслоился тот же крупный сульфат свинца.
- Осыпалась намазка с решёток электродов. По факту, частичное осыпание активной массы тоже приводит к короткому замыканию пластин.
- Разбалансированный заряд. При зарядке, как и при разрядке, электроды в отсеках воспринимают разную нагрузку ввиду нелинейности электрических реакций.
Короткое замыкание
В принципе этот случай – не смертельный. Есть примеры, когда, устранив КЗ в отсеке, батарея продолжала служить около 1 года. Вся суть решения данной проблемы сводится к вскрытию верхней крышки и извлечению предметов, находящихся на дне коротящей банки. Предварительно необходимо слить электролит.
Как определить, что в банке именно короткое замыкание? После зарядки до 100% и отстаивания в режиме покоя около 6-8 часов источник питания выдает малое напряжение под нагрузкой. К примеру, если использовать в качестве сопротивления лампочку ближнего света, то вольтаж исправного аккумулятора под нагрузкой составит около 12 В. У неисправного же аналога показания вольтметра просядут до 10 В и ниже.
К слову, эта методология справедлива и для батареи с отслоившейся намазкой. Однако разница между КЗ и поврежденными пластинами все же есть.
Осыпание активной массы
Верный признак отслоения намазки от электродов – мутный электролит. Прозрачность жидкости заметно отличается от соседних модулей и указывает на одно: аккумулятор восстановлению не подлежит. С таким АКБ можно разве что сторговать скидку на новое изделие в автомагазине, не более того.
Разбалансировка заряда: так ли все серьезно?
Повод «не кипеть» у банки может быть весьма простым – она полностью не зарядилась. Несмотря на примитивность, ситуация, требует предельной осторожности, поскольку одно неверное действие и полностью исправную батарею можно навсегда вывести из строя. Чего нельзя делать, так это:
- Разряжать всю АКБ в ноль. Как минимум, это бесполезно. Как максимум, эта процедура может усугубить дисбаланс: рабочие отсеки будут закипать еще раньше, а дефектная банка так и останется недозаряженной. А в случае с кальциевым изделием один-два разряда до 10,8В и его можно сдавать в утилизацию.
- Кипятить аккумулятор в надежде, что модуль таки забурлит. О последствиях продолжительного кипячения мы уже вели речь.
Техника замера напряжения в банке
Из теории аккумуляторных батарей известно, что:
- Каждый пакет пластин в заряженном состоянии выдает не более 2,116 В.
- Разряженная банка имеет напряжение около 2 В.
Для замера вольтажа понадобится спецприспособление. Это тонкий провод с припоем порядка 10-15 мм на конце. Один конец его будем подключать к щупу вольтметра, другой – макать в каждую банку. Чтобы этим предметом не закоротить пластины, конец с припоем следует обмотать микрофиброй или стеклотканью.
Показания в каждом отсеке снимаются следующим образом:
- Отсоединить автомобильные клеммы или крокодилы зарядного устройства.
- Подключить один щуп мультиметра к минусовому выводу АКБ.
- Подсоединить провод с припоем к щупу вольтметра.
- Поочередно макать провод с припоем в каждую банку, фиксируя вольтаж на измерительном устройстве.
Примечание. Замер имеет нарушенную последовательность. Меряя напряжение на второй от «минуса» банке, вы получите напряжение первого отсека, в третьей – сумму второго и первого и т.д.
Запишите показания в каждом из модулей, сделайте несложные математические действия и получите расклад по каждой из банок, в числе которых будет и дефектная.
К сведению. В короткозамкнутом отсеке напряжение равно нолю.
Методика лечения разбалансированного аккумулятора
Устранение дисбаланса сводится к подзарядке только «просевшей» банки. Для этого необходимо иметь продвинутый импульсный зарядник с регулировкой напряжения и тока + смастерить свинцовые палочки, которые понадобятся для подключения зарядного устройства непосредственно к токоотводам.
Подключаться к токоотводам следует по особой технологии: минус цепляется к пластинам непосредственно в дефектном отсеке, плюс – в ближайшей к электродам с коричневым окрасом соседней банке. Например, третья банка – дефектная (минусовый вывод АКБ расположен справа, счет отсеков идет от плюсовой клеммы): «-» — к серым пластинам в третьем модуле, «+» — к серым пластинам в четвертой банке.
К чему такая последовательность подключения? Дело в том, что в разряженной банке плюсовые пластины забиты перекисью свинца, отчего имеют плохую электропроводность и коричневый окрас. Отрицательные же электроды состоят из губчатого свинца и проводят ток хорошо. Ввиду того, что аккумуляторная батарея – это совокупность последовательно соединенных положительных и отрицательных пластин, заиметь надежный плюс можно в соседнем отсеке, что и предлагается сделать.
Требования к процессу зарядки – строгие:
- Режим подзарядки – импульсный.
- Максимальное напряжение – 2,5 В.
- Ток – 10% от емкости аккумулятора.
Основное условие – банка не должна «кипеть». Если такой факт имеет место, то сбавляйте напряжение до 2,4 В. Периодически следует контролировать напряжение и плотность электролита в подзаряжаемом модуле.
При зарядке аккумулятора кипит электролит
Если на клеммы полностью заряженного аккумулятора подать постоянный ток напряжением около 14,5 В, то спустя непродолжительное время аккумулятор начнёт кипеть. Временной промежуток, по истечении которого этот процесс начнётся, а также интенсивность образования газов во многом будут зависеть от силы тока, а также от ёмкости АКБ.
Закипание аккумулятора в такой ситуации является абсолютно нормальным явлением. Если батарея кипит до полной заряженности, то это может указывать на серьёзные отклонения в её работоспособности. Определить момент начала закипания электролита во время движения автомобиля довольно проблематично, но при зарядке от ЗУ можно легко понять, когда начинает закипать электролит.
Должен ли кипеть аккумулятор при зарядке
Полностью исправный и нуждающийся в подзарядке аккумулятор не должен кипеть при подаче на его клеммы электрического тока от зарядного устройства. Исключением из этого правила может является повышенный ток или повышенное напряжение. Это может произойти из-за некачественного ЗУ или неправильно выставленных значениях тока и напряжения.
Современные аккумуляторы, которые изготовлены по кальциевой технологии, могут длительное время не закипать, даже при значительном превышении предельных значений подаваемого на их контакты электрического тока, поэтому при использовании подобных изделий следует более ответственно подходить к вопросу выбора прибора для зарядки батареи, а также к более точной установке режима подачи электрического тока.
Почему может кипеть электролит в АКБ при зарядке
Батарея может закипеть по многим причинам. Наиболее частыми причинами такого явления могут являться перезаряд батареи, а также в случае чрезмерного образования налёта на пластинах и короткого замыкания в одной или нескольких банках.
Аккумулятор полностью зарядился
В процессе зарядки аккумулятора внутри него происходит химическая реакция, в результате которой на пластинах оседает чистый свинец, а в электролит переходит кислотный остаток. Когда вещества, которые поддерживают эту реакцию, будут полностью израсходованы, начинается гидролиз воды с образование взрывоопасного газа. Кроме этого температура батареи значительно повышается, что вызывает образование едкого пара.
Многие современные зарядные устройства имеют автоматический режим зарядки, благодаря которому можно полностью исключить вероятность возникновения ситуации, когда закипел электролит. При использовании приборов устаревшей конструкции или самодельных зарядных устройств, приходится постоянно контролировать уровень заряженности батареи, чтобы предотвратить закипание электролита.
Идёт перезаряд
Если на клеммы АКБ подаётся напряжение, значение которого значительно выше рекомендованного заводом-изготовителем батареи, то электролит в таком аккумуляторе тоже очень быстро закипит. Это может произойти из-за неправильной настройки заводских ЗУ либо при использовании самодельных приборов для зарядки аккумуляторов.
Помимо неправильно выставленного напряжения еще можно не правильно выставить силу тока. Она должна быть ровна 10% от емкости аккумулятора. То есть если емкость 60 Ач, то сила тока должна быть 6 Ампер. При завышении этого значения жидкость может начать кипеть.
При сульфатации пластин емкость резко понижается. Например, у нас есть аккумулятор с заявленной емкость 75 Ач, из-за сульфатации емкость падает до 40 Ач. Мы при зарядке выставляем силу тока исходя из заводских показателей — 7,5 Ампер. В результате сразу происходит сильный перезаряд и батарея закипает.
В любом случае при обнаружении перезаряда устройство необходимо незамедлительно отключить от электрической сети и АКБ.
При сульфатации пластин
Об этом уже говорилось чуть выше, но если электролит закипает сразу после подключения к зарядному устройству, то причина чрезмерного образования газа может заключаться в сильной сульфатации пластин.
При таком состоянии ёмкость аккумулятора заметно снижается, поэтому батарея быстро закипает даже при подаче на клеммы тока, который по силе не превышает рекомендованных значений.
Короткое замыкание
Если в одной или нескольких банках аккумулятора образовалось короткое замыкание, то токовая нагрузка на неповреждённые отделы АКБ значительно повышается, поэтому нередко такой аккумулятор сразу же кипит после подключения к зарядному устройству.
Основным диагностическим признаком, по которому можно судить о том, что аккумулятор кипит по причине замыкания – это когда кипят не все банки. В замкнутых отсеках АКБ не проходит химическая реакция, поэтому не выделяется газ даже после длительного подключения к ЗУ.
При незначительных повреждениях пластин кипит одна банка в аккумуляторе. Также закипание одной банки может быть признаком того, что в ней недостаточный уровень электролита.
Как это может повлиять на батарею
Постоянное закипание электролита при зарядке от ЗУ может вызвать следующие нежелательные процессы и состояния батареи:
- Разрушение свинцовых пластин.
- Замыкание пластин между собой.
- Взрыва батареи.
- Коррозии клемм и зажимов зарядного устройства.
Из перечисленных повреждений наиболее опасным является взрыв батареи. В этом случае возможно не только образование пожара, но и получение химических ожогов и результате разбрызгивания большого количества раствора серной кислоты.
Что делать при закипании аккумулятора
Первое, что необходимо сделать при закипании аккумулятора – это отключить подачу электрического тока на его клеммы. Если причиной газообразования внутри батареи является неправильное выставление уровня тока или напряжения, то достаточно установить эти значения в рекомендуемых пределах, чтобы полностью устранить кипение электролита.
Если батарея кипит, но не заряжается больше, то это может свидетельствовать об окончании цикла заряда. В этом случае аккумуляторную батарею также необходимо отключить от ЗУ, после чего установить на автомобиль, соблюдая полярность.
Если аккумулятор сразу начал кипеть, то возможно его уже необходимо заменить. К сожалению, срок работы свинцовой батареи ограничен и, при слишком сильной сульфатации или разрушении пластин, работоспособность изделия восстановить уже не удаётся.
На ранних стадиях сульфатации пластин, когда оксидный слой ещё не достаточно велик, можно попытаться увеличить ёмкость батареи с помощью зарядного устройства, которое имеет специальный тренировочный режим. В таком режиме напряжение на клеммы подаётся в прерывистом режиме, что позволяет заметно снизить толщину сульфатного слоя.