Содержание

Перегруз на ось что делать?

Штраф за перегруз: особенности наложения и размеры наказания

Современные отношения водителей и дорожной полиции в России достаточно напряженные. Они даже приблизительно не напоминают ту модель, которая должна регулировать порядок на дороге и мотивировать к соблюдению правил дорожного движения. Особенно сложные отношения с инспекторами ГИБДД у дальнобойщиков и водителей грузовых автомобилей. Нормы законов, которые регулируют сферу перевозки грузов, позволяют полицейскому без проблем перекрутить сказанное в документе и выписать штраф или требовать личное вознаграждение за нарушение правил. Штраф за перегруз — один из самых популярных вариантов санкций для водителей большегрузных авто.

Существует общая грузоподъемность автомобиля, допуск по общей массе машины для поездки по тем или иным дорогам, ограничения по размерам и габаритам и по времени суток, а также максимальная нагрузка на одну ось. При этом рассматривают не только технические требования автомобиля, но и нарушение требований дорожных знаков. К примеру, существуют дороги, по которым могут ездить лишь автомобили с максимальной нагрузкой на одну ось до 3 тонн. Рассмотрим особенности этого нарушения подробнее.

Штраф за перегруз — главные аспекты правонарушения и размер наказания

Наиболее частая форма выписывания данного штрафа — остановка на пункте взвешивания, оформление протокола за перегруз и ручное передвижение груза. В случае же, если вес груза превышает допустимую норму, передвижение по осям не поможет, автомобиль забирают на штрафплощадку до уплаты всех штрафов и решения проблемы с перегрузом. Вот такие жесткие нормы столь обычного пункта правил.

Тем не менее, штрафы за перегруз далеко не всегда выплачиваются в казну государства. Нередко перевозчикам удается «договориться» на месте с доблестными блюстителями порядка на дорогах, что обходится значительно дешевле и проще. Тем не менее, если ваша машина вышла на рейс с перегрузом, проблем избежать не удастся. Особенности данного нарушения следующие:

  • существуют разные нормы наказания для физических лиц и юридических владельцев автомобиля;
  • водитель должен уплатить штраф в размере от 1500 до 2500 рублей, размер зависит от масштабов перегруза;
  • при неверном распределении груза на осях зачастую выписывают штраф по нижней границе;
  • юридическое лицо вынуждено будет заплатить штраф от 250 000 до 500 000 рублей, что явно повлияет на бюджет организации;
  • взвешивание проходит на специальных пунктах, которые фактически никак не контролируются государством;
  • точность результатов взвешивания и поведение сотрудников ГИБДД крайне сложно оспорить в суде.

В будущем, если у вас возникнет желание оспорить действия полицейских на дороге, помните, что этот пункт правил очень редко трактуется в пользу водителей. Считается, что перегруз автомобиля приносит две серьезные проблемы. Первая — безопасность эксплуатации транспортного средства и возможность реализации самых неприятных сценариев на дороге.

Вторая причина — реальное ухудшение состояния междугородних дорог, которые в нашей стране и без того далеки от идеала. Именно поэтому для юридических лиц штрафные санкции за перегруз достаточно большие. В любом случае, лучше не допускать перегруза или неверного распределения нагрузки на оси. Иначе придется забирать машину со штрафплощадки и терпеть серьезные финансовые лишения.

Можно ли оспорить выставленный штраф о перегрузе автомобиля?

Оспорить в нашей стране можно все, ведь каждый человек и каждая компания имеет право на соблюдение всех гарантированных конституцией свобод. Если вы считаете, что вам нечестно выставили штраф за перегруз автомобиля, воспользуйтесь предложением множества современных адвокатов и сходите на консультацию. Уже на приеме у специалиста вы поймете, что спорить с государством в данном вопросе очень непросто.

Особенные сложности вызывает оспаривание штрафа, выставленного юридическому лицу. С водителем все немного проще, но также нужно найти определенную причину, по которой вы отказываетесь платить штраф. На самом деле, подобных причин и доказательств отсутствия вашей вины может быть достаточно много. Среди наиболее популярных доводов при оспаривании штрафа за перегруз могут быть такие моменты:

  • наличие внутренних документов предприятия, которые свидетельствуют о взвешивании машины перед отправкой;
  • доказательства различного рода, которые показывают неверную работу весов или преднамеренное искажение данных полицией;
  • ошибки и неточности в составлении протокола со стороны сотрудников ГИБДД;
  • нарушение порядка действий инспектором, что неизбежно приведет к снятию с вас административной ответственности;
  • непротокольное поведение инспектора при взвешивании автомобиля, которое может быть доказано свидетелями;
  • прочие важные пункты, о которых вы узнаете на приеме у адвоката после рассмотрения вашего индивидуального случая.

Оспорить любые штрафы сегодня можно, но с положительным результатом из суда выходят далеко не все водители. Потому с адвокатом лучше договариваться об оплате только в случае успеха. Чаще водителю выгоднее просто заплатить штраф по выписанному протоколу, ведь работа хорошего правозащитника будет стоить достаточно дорого.

Также помните, что любые детали вашего общения с инспектором, которые подразумевают обоюдное участие в криминальном преступлении, таком как коррупция, к примеру, могут сыграть на суде и против вас. Потому чаще водители просто оплачивают выставленный штраф и не идут в суд для установления справедливости. Пока система построена так, что подобный вариант для всех оказывается выгоднее.

Как действовать на посту, если перегруза на самом деле нет?

Многие дальнобойщики сегодня задаются вопросом, а что делать, если никакого перегруза на самом деле нет, а сотрудники полиции выставляют нелепые требования и обвинения. В такой ситуации лучшим вариантом действий будет вполне спокойный отпор действиям полиции. Никаких эмоций при этом выражать не стоит, ведь инспектор имеет право задержать вас.

Каждая ситуация индивидуальна, и претензии полиции в разных случаях могут потребовать различных вариантов решения проблемы. Тем не менее, есть определенные рекомендации, которые пригодятся любому водителю в такой ситуации. Итак, рекомендованный порядок действий при явной попытке сотрудников ГИБДД навесить на вас незаконный штраф, следующий:

  • оставайтесь полностью спокойным, если вы уверены в вашей невиновности и в соблюдении правил дорожного движения;
  • позвоните на горячую линию телефона доверия, который указан на сайте ГИБДД, а часто также есть на патрульных авто;
  • сообщите о том, что в данный момент сотрудники на определенном посту совершают противоправные действия;
  • на составленном протоколе напишите, что не согласны с вынесенным решением по причине отсутствия причин для уплаты штрафа;
  • отправляйтесь с выданной вам копией протокола к юристу и вместе с ним составьте жалобу на имя начальника ГИБДД.

Чем больше формальной работы вы проведете, тем больше проблем доставите инспекторам и начальству дорожной полиции. В таком случае вам будет намного проще избежать незаслуженного наказания. В некоторых ситуациях после звонка в службу доверия на пост могут выслать руководителей, которые разберутся в ситуации. В таком случае нужно дожидаться сотрудников ГИБДД на месте.

Зачастую такой алгоритм действий помогает избежать штрафа водителю, который полностью уверен в соблюдении правил дорожного движения. Отлично, если в вашем путевом листе или других документах будет указан контрольный вес груза или полный вес автомобиля в момент выезда из станции загрузки. Это решит большинство ваших проблем, но не гарантирует избавление от штрафа. Предлагаем посмотреть репортаж о проверке транспорта на предмет перегруза:

Подводим итоги

Штраф за перегруз — наиболее популярный способ сотрудников ГИБДД выписать протокол о нарушении правил дорожного движения. Достаточно слабые формулировки в законах, которые можно трактовать по-разному, действительно внесли свою лепту в эту отрасль взаимоотношений водителей и полиции. Тем не менее, лучше действительно избегать перегрузов.

Читать еще:  Как правильно прикатать зимнюю шипованную резину?

Если вы будете уверены в том, что никакого перегруза нет, будет достаточно просто избавиться от навязчивых обвинений. В таком случае можно идти в суд, а также звонить на горячую линию ГИБДД и жаловаться на сотрудников. Главное, чтобы вы чувствовали свою правоту и знали, что она подкреплена реальным положением вещей. Случалось ли вам когда-нибудь получать протокол со штрафов за перегруз автомобиля?

Штраф по закону за перегруз на ось в 2018 — 2019 году

Штраф за перегруз транспортного средства

Борьба с разрушением дорожных полотен началась России уже давно. Одна из проблем, которую пытаются искоренить – перегруз автомобилей, считающийся основным злом, в мире эксплуатации автомобильной техники (грузовой и легковой). Законы, регулирующие эту область, видоизменяются каждый год, тремя новыми положениями пополнилась копилка правовых актов о перегрузе – в 2014 году. Мы подробно рассмотрим, что это за проблема, с которой власть так борется, и выясним, какой штраф за перегруз можно получить

Что такое перегрузка авто?

Перегрузка авто – это осевая нагрузка свыше максимально разрешенного параметра. Общая масса авто (без пассажиров и груза, а также снаряженная) считается по простой формуле:

Общая масса авто = Нагрузка на переднюю ось + Нагрузка на заднюю.

Основная нагрузка на переднюю ось складывается из веса двигателя, кабины и спереди сидящих – пассажира и водителя. Задняя ось испытывает большую нагрузку как в легковом, так и в грузовом авто, при условии, если грузовой или багажный отсек – заполнены.

Российские законы устанавливают ля водителей ответственность за нарушение правил эксплуатации их же собственных авто. И речь не только о большегрузах, но и о легковых автомобилях, за перегруз которых можно тоже схлопотать штраф.

На каком основании госинспекция регулирует этот вопрос? Всё просто! В силу своей конструкции о особенностей сборки, легковое авто не предназначено для грузоперевозок. Если загрузить в багажник тонну цемента, можно не только не доехать до пункта назначения, но и нарушить закон!

Перегруз легкой машины способен повлечь за собой следующие последствия:

  1. Каждое транспортное средство имеет свою допустимую нагрузку, которая заложена проектировщиками и инженерами автомобиля. Чаще всего, легковое авто не предназначено для перевозки более 500 кг (как исключительно груза, так и груза вместе с пассажирами). Превышение этой цифры, прописанной в инструкции, может вылиться в серьезную поломку автомобиля прямо во время движения. У перегруженных авто чаще всего ломаются лонжероны, рамы, лопаются амортизаторы.
  2. Перегруженная машина менее управляема, на ней сложно совершать некоторые маневры, и имеется риск потерять управление. Затруднено также экстренное торможение.

Наказание за перегруз легковушки

Остановить перегруженную машину может любой инспектор ДПС, чаще всего факт злоупотребления вместимостью багажника легкового автомобиля, заметен визуально без взвешивания. Если пункт проверки оснащен специальными весами, то сотрудники госинспекции могут попросить водителя заехать на весы для замера. Общая масса будет высчитана по приведенной выше формуле. В случае перегруза нерадивому водителю придётся заплатить штраф – 500 рублей.

Заподозрить перегруз сотрудники ГАИ могут, если автомобиль неустойчиво ведёт себя на дороге, его заносит, он с трудом входит в повороты. Проехать на взвешивание могут попросить, если габаритный груз находится в салоне и закрывает водителю одно из зеркал (боковые, заднего вида). Остановят сотрудники ДПС, и если груз свисает из багажника, закрывая габаритные огни.

Перегруз автомобиля пассажирами возможен лишь в том случае, если количество сидящих в салоне людей, будет превышать количество предусмотренных мест. Кроме этого, автовладелец рискует нарваться на штраф за перевозку не пристегнутых ремнями безопасности людей.

За сам перегруз легкового авто водителю будет выписан штраф в размере 500 рублей, плюс за каждого пассажира, которому не хватило ремней – по одной тысяче.

Перегруз прицепа легкового авто

Законом не регулируется непосредственный перегруз прицепа. Однако при перевозки вещей таким образом, следует учитывать определенные моменты:

  1. Вес прицепа вместе с грузом не должен быть больше веса самого легкового транспортного средства.
  2. Имя открытую категорию «В» разрешено управлять автомобилем с прицепом общей массой не более 3,5 тонн.

Игнорирование этих пунктов ПДД влечёт за собой наложение административного штрафа в размере 500 рублей. Иные санкции не предусмотрены законодательством.

Перегруз грузового транспорта

Тщательнее всего следят сотрудники дорожной полиции за исполнением правил эксплуатации грузовых автомобилей. Контроль за соблюдением установленных норм регулируется специальными дорожными знаками, контрольными пунктами взвешивания, передвижными пунктами, оснащенными весами.

Существуют группы ограничений, при перевозке грузов по автодорогам:

  1. Правила перевозок грузов
  2. Временные ограничения (весеннее закрытие дорог),
  3. Дорожные знаки

Связаны такие кардинальные меры с большой опасностью, которую таит в себе перегруз грузового транспорта. Из-за пренебрежения нормами грузовой автомобиль, перевозящий груза больше, чем полагается, существенно снижает качество дорожного покрытия, по которому проезжает и может послужить причиной разрушения опорных мостовых конструкций.

Кроме этого, перегруженное авто осложняет дорожную обстановку: оно тяжелее в управлении и умеет удлиненный тормозной путь, что не лучшим образом сказывается на аварийной ситуации на дорогах.

Максимально допустимая масса различных видов грузовых автомобилей указывается в законе о грузоперевозках. Там четко расписано, какой из большегрузов сколько может перевозить, исходя из количества осей.

Действующим законодательством предусмотрены штрафы для физических лиц и для юридических лиц, которые не исполняют обязательства о не превышении максимальной допустимой нагрузке грузового автомобиля. Данные представлены в таблице. Обратите внимание, что водитель частник, перевозящий на своем грузовике больше положенного, должностное лицо и юридическое лицо будут наказаны в разных размерах.

Лишиться прав можно, если допустить передвижение на автомобиле, с перегрузом в 50 и более процентов. Такому водителю придётся 4 месяца походить пешком.

Таблица учитывает правонарушение, при условии оформленного разрешения на перевозку грузов. Если такового нет, размер наказания исчисляется по-другому. Виновнику грозит от 2 до 500 рублей.

Штрафы за игнорирование знаков

Участки дороги, на которых проблемное дорожное полотно, слабый грунт или не самые новые опоры конструкции (моста, виадука и т.д) обычно обозначены специальными знаками, ограничивающие проезд грузового автомобиля. Знаки могут регулировать как общую массу, так и максимальную разрешенную нагрузку на ось.

При этом сам автомобиль может быть загружен в соответствии со своими техническими характеристиками, и не превышать нагрузку, допустимую по нормам эксплуатации транспортного средства. В это случае, водителям рекомендуется просто объехать обозначены знаками участки дорог.

Весенние ограничения

В каждом отдельно взятом регионе страны, в определенные сроки на 30 дней устанавливается запрет на перемещение по региональным и муниципальным автотрассам. Эти меры распространяются на автомобили (не важно – груженые или нет, у которых максимальная нагрузка на ось составляет более 6 тонн.

Ограничение не распространяется на междугородние и местные автобусы, технику дорожно-строительных участков, грузовые автомобили, перевозящие продукты, лекарства, топливо, почту, животных, грузы для ликвидации ЧС. Не касается запрет международных перевозок.

Данные меры призваны сохранить дорожное полотно во время просушки дорог после зимнего периода, пока грунт сырой и очень подвижный. Сроки озвучиваются в СМИ по регионам!

Если перегруз на ось

Общая масса груза не только должна быть допустимой, при этом автомобиль не должен нарушать нормы нагрузки на каждую отдельно взятую ось. Проще говоря, груз должен быть распределен равномерно.

Перегрузка оси наказывается таким же образом, как и общая перегрузка автомобиля. Выясняется факт нарушения при взвешивании: сначала передними колесами, затем задними.

Перегруз чаще приходится на переднюю ось, это связано с законами физики: при торможении (резком) тело по инерции продолжает движение вперёд. Таким образом, груз смещается, и нагрузка распределяется не верно.

Избежать наказания можно убедив сотрудника ГИБДД, что перегруз произошёл по вине резкого торможения. В этом случае, вместе с сотрудником ГАИ откройте кузов, и покажите последствия резкого торможения.

Если кузов опломбирован, вмешательство может повлечь проблемы с владельцем товара. Если штраф соизмерим с возможными проблемами, открывайте запломбированную дверцу опять же вместе с сотрудником ГИБДД. Вам могут запретить дальнейшее передвижение до устранения перегруза.

Весовой контроль

Контроль за выполнением норм грузоперевозок, возложен на подразделения госинспекции и федеральную службу по надзору за транспортом.

Читать еще:  Залегли маслосъемные кольца что делать?

Пункты весового контроля

На автодорогах федерального значения весовой контроль – обязательная процедура. Он производится на стационарных пунктах и передвижных. Новейшие технологии позволили установить вдоль дорог, по которым передвигаются большегрузы, еще и автоматические сканеры, которые могут передать данные о нарушителях в базу данных или ближайший пункт ГИБДД для перепроверки данных.

Кроме самой массы автомобиля проверке подлежат разрешение на перевозку; основание для движения грузом по маршрутам; соблюдение условий и режима следования.

Автоматический контроль веса

Это вмонтированная в дорожное полотно система, позволяющая быстро измерить нагрузку на оси даже при скоростном передвижении до 140 км/час.

Эти места на автодороге обозначены специальными дорожными знаками. В непосредственной близости от автовесов располагаются стационарные пункты взвешивания. Их обустройство регламентировано законом: они располагаются вне населенных пунктов, на ровной поверхности без перепадов и наклонов. Стационарные весы устанавливают на твердое покрытие — асфальтированный или бетонный участок

Передвижные пункты весового контроля

Обустраиваются посредством небольших весов, способных взвесить нагрузку в отдельности на каждую ось. Измеряется вес путем наезда на весы с остановкой или проездом на небольшой скорости в зависимости от вида взвешивающего аппарата.

Водители грузовых автомобилей должны обязательно останавливаться на весовых пунктах. Попросить о взвешивании могу водителя газели (грузовой или пассажирской), в том числе маршрутного такси. За перегруз также придётся платить по закону, максимальная масса для этих транспортных средств – 3,5 тонны!

Несогласие с показателями весового контроля можно оспорить на месте и попросить второе взвешивание. Если результаты будут сильно отличаться, требуйте фиксации этого факта в протоколе, и оспаривайте исправность пункта весового контроля большегрузных автомобилей.

Кто платит штрафы за перегруз при транспортировке

Штраф за перегруз грузового автомобиля 2019

Какой штраф предусмотрен за перегруз грузового автомобиля в 2019 году? Таблица штрафов. Как оспорить штраф за перегруз? Ответ в этой статье от специалистов сайта «Штрафы ГИБДД»

Штраф ГИБДД за перегруз грузового автомобиля в 2019 году составляет

Статья 12.21 КоАП РФ

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Перегруз коммерческого транспорта одна из основных причин разрушения дорог общего пользования. С другой стороны, перегруз часто чрезвычайно выгоден коммерческим структурам ведь каждый лишний перевезенный сверх нормы килограмм в этом случае не требует дополнительных затрат на технику, зарплату водителям и другое прочее.

Перегруз характерное явление развивающихся стран. В России он стал настолько распространённым явлением что даже продавцы автомобильной техники в своей рекламе стали использовать возможность перегруза как конкурентное преимущество.

Нужно сделать оговорку. Наиболее опасным для дорожного покрытия является именно перегруз грузового транспорта. Лишние 100-200 кг в легковушке на трещины в асфальте не влияют, однако снижают маневренность легковых транспортных средств, приводят к проблемам с торможением и опрокидыванием.

За последние годы законы касающееся перегруза коммерческого транспорта менялись несколько раз, год от года увеличивается ответственность и суммы штрафов.

Правила перевозки грузов

Правила перевозки грузов по трассам России записаны в 257-м Федеральном законе. Среди прочего там сказано – если масса автомобиля на 2,5% превышает разрешенную нарушитель должен заплатить штраф за перегруз.

Если перегруз вынужденный и неизбежный, маршрут проезда грузовиков нужно согласовывать заранее с официальными органами. В этом случае также придется оплатить ущерб, причинённый дорогам общего пользования.

Говоря о перегрузе грузовых транспортных средств чаще всего учитывается масса, приходящаяся на одну ось транспортного средства. Именно этот параметр указывается на дорожных знаках и пренебрежение этой характеристикой транспортного средства предусмотрены штрафы.

Вместе с тем законодательно определены предельные показатели веса для грузовиков с различным количеством осей.

  • Для двухосных грузовиков предел составляет 18 тонн;
  • 3-осных – 25 тонн;
  • 4-осных – 32 тонн;
  • 5-осных – 35 тонн;

Как рассчитать массу грузовика по осям?

Точно этот параметр практически невозможно. Открытые грузовики наполняются водой от дождей и теряют влагу вместе с испарением. В большинстве случаев достаточно сложить массу пустого грузовика из документов машины, сложить с массой груза по накладным и разделить на количество осей. Итоговую цифру нужно будет сопоставлять с указаниями на дорожных знаках.

Штраф за перегруз по осям

Штраф за перегруз по осям выписывают сотрудники ГИБДД на основе части 21-й статьи 12-й КоАП РФ. Размер штрафа зависит от масштабов перегруза и распространяется на водителя, должностное лицо и юридические лица. Штраф будет оформлен в том случае если перегруз при помощи специальных весов обнаружен хотя бы на одной оси грузовика.

Величина перегруза 2-10%

  1. с водителя – 1500 р.
  2. с лица должностного – 15 000 р.
  3. с юридического до 150 000 р.

Величина перегруза 10-20%

  1. с водителя – 4000 р.
  2. с лица должностного – 30 000 р.
  3. с юридического до 300 000 р.

Величина перегруза 20-50%

  1. с водителя – 10 000 р. (либо лишение на 4 месяца)
  2. с лица должностного – 40 000 р.
  3. с юридического до 400 000 р.

10-20% от величины, указанной в разрешении

  1. с водителя – 3500 р.
  2. с лица должностного – 25 000 р.
  3. с юридического до 250 000 р.

20-50% от величины, указанной в разрешении

  1. с водителя – 10 00 р.
  2. с лица должностного – 50 000 р.
  3. с юридического до 500 000 р.

К описанным выше штрафам может добавиться штраф за несоблюдение знака «нагрузка по осям». Взыскание в этом случае составит 5000 р.

Как оспорить штраф за перегруз?

Оспорить штраф за перегруз можно так же, как и любой другой штраф ГИБДД.

Если на руках есть постановление об административном правонарушении, на основе его составляется максимально подробная жалоба с прилагающийся документами, подтверждающими вашу правоту.

Жалобу можно направить как в суд по месту определения нарушения, так и в ГИБДД, вышестоящему начальству.

Срок оспаривания штрафов за перегруз 10 дней, но его можно продлить отдельной специальной просьбой к суду.

При перевозке произошел перевес сыпучего груза по осям. Как грузоотправителю избежать ответственности

Федеральный закон от 13.07.2015 № 248-ФЗ, вступивший в силу с 24.07.2015, существенно отредактировал положения ст. 12.21.1 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нарушение правил движения тяжеловесного и крупногабаритного транспортного средства. Наиболее радикальным изменением стало то, что теперь субъектом данного правонарушения признается не только перевозчик, но и грузоотправитель. В частности, ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ теперь предусматривает для грузоотправителя, допустившего погрузку с превышением установленных норм, штраф от 80 тыс. до 100 тыс. руб. — для предпринимателей и от 250 тыс. до 400 тыс. руб. — для организаций.

И если перевозчики и владельцы автотранспорта, как правило, довольно хорошо знакомы с подводными камнями в этой сфере, то для грузоотправителей, впервые входящих в этот омут, многое может показаться непонятным и неожиданным. Разумеется, о приятных неожиданностях в данном случае речь не идет.

Товар нужно грузить с запасом в 2-3 т по сравнению с нормой

Допустимые массы транспортных средств и допустимые осевые нагрузки предусмотрены приложениями № 1 и 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272).

Так, например, пятиосный автопоезд в составе двухосного тягача с трехосным полуприцепом, согласно приложению № 1, должен иметь общую массу (массу брутто) не более 40 т. Казалось бы, все просто: если масса транспортного средства без груза составляет 13 т, то, загрузив 27 т, отправитель может спать спокойно, ведь общая масса составляет 40 т. Но нет.

Надо учитывать, что весовое оборудование на пунктах весового контроля (особенно на передвижных пунктах весового контроля) показывает значения, существенно отличающиеся от тех, которые показывает оборудование отправителя. При том, что и то, и другое оборудование, как правило, «поверено в установленном порядке». На практике такие расхождения могут достигать 2-3 т и даже больше. Поэтому даже запас в 1 т не выглядит достаточным. Оптимально грузить по схеме: «норма минус масса транспортного средства минус 2 т (или даже 3)», в противном случае высока вероятность претензий. Разумеется, чем меньше количество груза, тем выше себестоимость и цена доставки.

Хотелось бы обратить внимание, что, несмотря на презумпцию невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ), суды, как правило, игнорируют показания весов отправителя (даже поверенных и самых точных) и безоговорочно доверяют показаниям весов постов весового контроля (свидетельства на них, как правило, есть). Поэтому не стоит питать на этот счет особых иллюзий и рассчитывать, что в суде можно будет оспорить результаты взвешивания. Хотя, разумеется, в случае спора такие расхождения в обязательном порядке необходимо указать в качестве одного из доводов.

Читать еще:  Сотрудник ГИБДД просит открыть багажник что делать?

Бытует мнение, будто перегруз по осям при «нормативной» общей массе не наказуем. Особенно часто такая позиция высказывается в отношении сыпучих и жидких грузов. К счастью, подобное представление встречается все реже: ответственность за нарушение осевых нагрузок ничем не отличается от ответственности за превышение общей массы груза, и никаких послаблений здесь нет и не предвидится.

В то же время взвешивание по осям на практике грузоотправителями практически не производится, что создает дополнительные риски привлечения по ст. 12.21.1 КоАП РФ. Ведь, не проверяя вообще осевые нагрузки при погрузке, отправитель не сможет ссылаться на то, что им были приняты все меры по недопущению правонарушения.

Водитель не виноват в смещении сыпучего груза при перевозке, потому что он не может его контролировать

Определенной спецификой обладает перевозка сыпучих и жидких грузов. Дело в том, что в силу своих физических свойств данные грузы в процессе движения смещаются, а реальных рычагов контроля у водителя за распределением груза нет: на практике водители могут «подергать» машину, попытавшись распределить груз равномерно, но это все делается, что называется, на глазок. Не вполне улучшает положение и поосное взвешивание сыпучих или жидких грузов при погрузке: как уже говорилось, суды верят весам на пункте весового контроля. Хотя, возможно, отправитель сможет убедить суд в том, что груз сместился уже после погрузки, и его вина отсутствует.

Необходимо отметить, что по данной проблеме имеется ряд позитивных решений на уровне судов субъекта и районных судов. В решениях указывается на то, что превышение осевой нагрузки по сыпучим грузам не образует состава правонарушения, предусмотренного ст. 12.21.1 КоАП РФ, поскольку водитель (перевозчик) не может контролировать его распределение в ходе движения из-за смещения груза, и, соответственно, отсутствует вина водителя.

Такая позиция, в частности, нашла свое отражение в ряде судебных актов.

Так, в одном из дел краевой суд указал, что районный суд немотивированно отверг объяснения водителя о том, что нагрузка на ось произошла по причине резкого торможения автомобиля, вследствие чего и было выявлено неравномерное распределение перевозимого груза. При погрузке цемента и выезде цементовоза на автодороги проводилось его взвешивание 35 т (при разрешенной массе 40 т) и превышения осевой нагрузки не было. Однако в пути следования автомобиля по горной местности груз мог сместиться в цементовозе, и на дороге без весов этот факт установить невозможно. При этом в силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Исходя из этого, суд передал дело на новое рассмотрение (решение Краснодарского краевого суда от 12.07.2012 по делу № 12-1093/2011).

В другом аналогичном деле с участием цементовоза суд также встал на сторону грузоперевозчика. Суд отметил, что при проведении взвешивания автомобиля с провозимым грузом инспектор весового контроля в расчете платы в счет возмещения нанесенного ущерба, причиненного транспортным средством, не описал условия, при которых производилось взвешивание. Так, в документе не было указано, на какой поверхности производилось взвешивание автомобиля, была ли данная поверхность ровной либо имела уклон, также не был принят во внимание характер провозимого груза — цемент, имеющий сыпучие свойства и перемещающийся в контейнере в процессе движения. Кроме того, в расчете платы в счет возмещения нанесенного ущерба, причиненного транспортным средством, не были указаны возможные погрешности весов, используемых при взвешивании автомобиля с грузом, в связи с чем данная погрешность не учитывалась (решение Топкинского городского суда Кемеровской области от 06.03.2014 по делу № 12-24/14).

Еще в одном деле суд счел, что вины водителя в превышении допустимой нагрузки на одну из осей муковоза не было, так как мука — это сыпучий подвижный пылевой груз. При движении автомобиля пылевой груз распределяется по цистерне в зависимости от режима езды (набора скорости, торможении и т. д.), а также рельефа дороги (спуск, подъем). Соответственно водитель транспортного средства не может осуществлять контроль нагрузки по осям транспортного средства (решение Приморского районного суда г. Новороссийска от 20.03.2014 по делу № 12-32-14).

Аналогичной позиции придерживались суды и в других делах (решения Красноармейского районного суда Краснодарского края от 02.03.2012 № 12-15/2012, Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 13.02.2013 № 12-29/13, Абинского районного суда Краснодарского края от 11.09.2015 № 12-42/2014; постановление мирового судьи судебного участка № 15 г. Геленджика Краснодарского края от 29.08.2013 № 15/5-1265/2013).

Помимо штрафных санкций, перегруз может повлечь и задержание транспортного средства (ст. 27.13 КоАП РФ). К сожалению, повлиять на ситуацию на месте, не рискуя привлечением к ответственности по ст. 19.3 КоАП РФ за невыполнение требований сотрудника полиции, невозможно: составив протокол об административном правонарушений по ст. 12.21.1 КоАП РФ, полицейский может задержать машину, и точка. Однако впоследствии убытки (в том числе, как представляется, и упущенную выгоду) можно попытаться взыскать с Российской Федерации (на основании положений п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 № 145).

Суды зачастую игнорируют особенности сыпучих грузов при привлечении перевозчика к ответственности

На практике встречаются судебные акты, в которых игнорируются доводы о невозможности равномерно распределить осевую нагрузку при перевозке сыпучих грузов. Судьи главным образом здесь опираются на то, что законодательство не устанавливает каких-либо исключений относительно вида груза.

В подобных случаях суды исходят из формальных признаков совершенного правонарушения — наличия превышения осевой нагрузки, отсутствия оснований для оспаривания показаний весов на пункте весового контроля и, соответственно, правомерности привлечения грузоперевозчика к ответственности (решения Красносулинского районного суда Ростовской области от 15.04.2015 по делу № 12-37/2015, Ефремовского районного суда Тульской области от 05.05.2015 по делу № 12-24/2015, Зерноградского районного суда Ростовской области от 26.06.2015 по делу № 12-95/2015). При этом доводы об отсутствии перегруза по общей массе, о характере груза и малозначительности перегруза судами отклоняются.

И это, в общем-то, правда, закон действительно не делает никаких оговорок относительно характера перевозимого груза. Но, с другой стороны, непонятно, как физически водитель должен контролировать распределение сыпучего или жидкого груза? Тем более непонятно, как такое размещение должен контролировать грузоотправитель?

По сути своей подобный формальный подход означает объективное вменение — ответственность без вины. При этом в неформальных беседах сотрудники правоохранительных органов и судьи часто рекомендуют «грузить меньше», забывая при этом, что, например, 20 т цемента в цистерне могут сместиться так, что на одной из осей будет превышение на 2–3 т, а на других осевая нагрузка не будет достигать и половины от нормы.

Тем не менее перегруз по осям для сыпучих и жидких грузов часто оборачивается судебной лотереей: повезет или не повезет — зависит целиком от судебного усмотрения и в какой-то степени от убедительности доводов защиты.

Кстати, регулярно встречающиеся коммерческие предложения по установке систем контроля осевой нагрузки проблемы не решают. Во-первых, как уже отмечалось, доверяют весам пункта весового контроля, и не всегда предлагаемые датчики признаются средством измерения (решения Промышленного районного суда г. Смоленска от 28.06.2012 № 12-267/12, Сортвальского городского суда Республики Карелия от 19.05.2015 по делу № 12-38/2015). Во-вторых, наличие данных систем не снимает проблему перемещения груза в пути следования. И, в-третьих, их наличие может в глазах суда создать ошибочное представление, будто перевозчик «мог» контролировать распределение сыпучего или жидкого груза, тогда как по факту он сможет только с той или иной степенью точности отслеживать его перемещение в цистерне.

Единственным реальным выходом является целенаправленная и принципиальная работа перевозчиков и отправителей по отстаиванию своей позиции, возможно, с привлечением общественных организаций. В конечном итоге, по нашему убеждению, на эту тему должен высказаться Верховный суд РФ, поскольку до настоящего времени найти его решения по данной проблеме не удалось.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector