Содержание
- Ремонт шлангов ГУР своими руками
- Работа гидравлики
- Конструкционные особенности рукавов ГУР
- Предполагаемые повреждения
- Проведение ремонта
- Устранение неполадок со шлангами ГУР
- Соединение и удлинение шлангов
- Способы соединения шлангов своими руками
- Соединение шлангов высокого давления
- Инструкция по соединению шлангов своими руками
- Порядок соединения бытовых шлангов
- Ремонт шлангов ГУР своими руками
- Работа гидравлики
- Конструкционные особенности рукавов ГУР
- Предполагаемые повреждения
- Проведение ремонта
- Устранение неполадок со шлангами ГУР
- Фитинги высокого давления и рукава для гидравлических систем
- Цели и специфика работы
- Устройство
- Заключение
Как соединить шланг высокого давления своими руками?
Ремонт шлангов ГУР своими руками
Шланги высокого давления используются в пневматических и гидравлических конструкциях. В автомобильной отрасли они нашли широкое применение в рулевом управлении. Благодаря встроенному гидроусилителю водитель имеет возможность не прикладывать значительную нагрузку на руль при повороте.
Однако, в определенных условиях эксплуатации возможны различные деформации трубок или рукавов. Впоследствии это приводит к нестабильной работе узла, исправить которую сможет ремонт шлангов высокого давления ГУР своими руками или при помощи специалистов станции техобслуживания.
Работа гидравлики
Шланги, которые принято чаще именовать рукавами высокого давления, являются гибкими трубопроводами, для которых основной задачей является перекачка рабочих жидкостей. В качестве транспортируемого материала выступают специально подготовленные моторные масла или рабочие жидкости, имеющие в основе минеральные масла, водные растворы эмульсолов, гликоля, а также консистентных смазок.
Без качественных гибких рукавов, выдерживающих требуемое давление, и разветвленной системы трубопроводов сложно представить работу гидроусилителя. Кроме прямой обязанности, касающейся перекачки рабочей жидкости, такие шланги выполняют роль демпферов (компенсаторов), повышающими эксплуатационный период соединительных элементов, арматуры, фитингов и системы в целом.
Получению таких результатов способствует поглощение вибрации гибкими элементами. Негативная сторона явления заключается в том, что требуется периодическая замена или ремонт шлангов гидроусилителя руля на износившихся участках. Ведь все потертости или перегибы в скором времени приводят к тому, что трубка дает течь.
Конструкционные особенности рукавов ГУР
Кроме работы под высоким давлением, шланг гидроусилителя обязан иметь пониженную восприимчивость к используемым рабочим жидкостям. Благодаря этому его внутренняя поверхность изготавливается на основе маслостойкого и бензостойкого синтетического каучука.
Наружная поверхность защищена слоями износостойкой резины. При определенных обстоятельствах данный слой играет роль термической защиты. У него могут быть такие поверхности:
Наружный и внутренний слой делятся металлической оплеткой. Это придает всей конструкции требуемую эксплуатационную прочность и допустимую жесткость. Проволочные слои чередуются с прорезиненными элементами.
Принято разделять такие типы шлангов:
- Навивочные. Во время изготовления данного изделия витки проволоки оплетаются равномерно по всему периметру.
- Оплеточные. Каждый виток охватывает рукав под определенным углом к общей оси таким образом, чтобы происходило перекрещивание с витками предыдущих слоев. Такая технология повышает прочность конструкции и может работать под более высоким давлением, чем предыдущий тип.
Каркасом для рукава в отдельных моделях выступает текстиль. Геометрические и физико-химические параметры проволоки и резины стандартизированы для различных сфер применения.
Предполагаемые повреждения
Автомобилисты могут в процессе эксплуатации сталкиваться с разными типами повреждений гидравлики, после которых необходим ремонт шлангов ГУР. Можно обозначить такие пункты:
- Брак производителя. Особенность характерна для недостаточно известных компаний-изготовителей гидравлического оборудования. Характеризуется поломка некачественным обжимом стыка рукава либо фитинга. Такое происходит при неотлаженном или неверно настроенном оборудовании.
- Эксплуатационная выработка. Повреждения получаются вследствие износа во время работы механизма. Основными проблемами являются разрывы корда, порезы и перетертые участки. Часто это возникает за счет провисаний шланга из-за неправильно подобранной длины.
- Конструкционные нестыковки. Выход из строя происходит по причине установки несоответствующего по заданным автопроизводителем характеристикам оборудования. В таких ситуациях возможен разрыв провода либо срыв фитингов по причине несоответствия давления в системе с допустимым значением для шланга.
- Разногласие в температурных либо химических характеристиках. Повреждение структуры может наступать во время эксплуатации при температуре окружающей среды, на которую не рассчитывалась такая резина, а также во время использования агрессивных химических веществ в структуре рабочей жидкости.
Повреждения на шлангах ГУР
Все характеристики и допустимые эксплуатационные параметры для каждого шланга производитель указывает в инструкции по применению.
Неисправности гидравлики, с которыми не рекомендуется дальнейшая эксплуатация автомобиля:
- фитинги значительно повреждены коррозионными процессами;
- значительный излом рукава;
- существенное истирание наружной части шланга;
- наличие полной или частичной закупорки внутри рукавов;
- отсутствие герметизации соединений;
- срыв фитинга с посадочного диаметра;
- утечка жидкости на стыках;
- деформация или повреждения внутренней поверхности от высокого давления или превышения температуры.
Во всех случаях требуется замена или ремонт рукава.
Проведение ремонта
Исходя из характера возможных повреждений, можно предположить, что наиболее часто встречающийся ремонт шлангов ГУР заключается в приведении в порядок фитингов либо замене отдельных частей рукава. Для проведения замены будут необходимы обжимы соединительными муфтами.
Приспособления для самостоятельного ремонта
Алгоритм работ может быть следующим:
- Испорченный рукав нужно отсоединить от системы.
- Новый шланг потребуется такой же длины, чтобы не создавать лишнего провисания. Замер проводится от ниппеля к ниппелю. При этом подбираем шланг, удовлетворяющий по всем геометрическим данным и параметрам давления. В этом поможет маркировка, указанная производителем снаружи. Там же будет указан внутренний диаметр.
- При ремонте шланга, рассчитанного на высокое давление, концы зачищаются как снаружи, так и внутри до металлической оплетки. Процедура проводится быстрее с использованием окорочных станков.
- Фитинги подбираются по геометрическим параметрам и данным технологической резьбы. Замеры легко провести с помощью штангенциркуля и резьбомера. Отечественные и зарубежные фитинги могут отличаться между собой по нескольким критериям, поэтому лучше проводить замеры самостоятельно.
- Фитинги опрессовываем на обжимном оборудовании, используя в каждом случае подходящие съемные кулачки.
- Контрольным щупом определяем качество выполненной работы. На специализированных заводах данную операцию проводят с помощью специальных промышленных стендов.
Для нестандартных соединений необходимо использовать ремонтные комплекты с рекомендуемыми фитингами. Можно отсоединить головку старого фитинга, если она не повреждена, и припаять ее к опрессуемой части. Этот вариант используется в крайних случаях, так как эффект от данного ремонта бывает недолговечным.
Устранение неполадок со шлангами ГУР
Повреждение шланга в большинстве случаев происходит по причине частого поворота рулевого колеса с большим усилием. Износ наступает у шланга, соединенного с ограничительным клапаном.
При монтаже и ремонте шлангов ГУР необходимо учитывать, что допустимое давление в системе может варьироваться в зависимости от моделей автомобиля в интервале 80…130 кГс/см 2 .
Такие значительные эксплуатационные показатели не позволяют использовать во время ремонта какие-либо типы хомутов. Необходимо выбрать наиболее приемлемый вариант:
- Замена рукава полностью.
- Частичная замена деформированного или изношенного участка с монтажом фитингов на новом рукаве.
Замена и установка нового шланга выполняется по следующим пунктам:
- при помощи подъемника или домкрата переднюю ось необходимо приподнять;
- рулевое колесо выворачивается максимально влево;
- на конец медицинского шприца надевается трубка для выкачки из бачка остатков рабочей жидкости;
- после откачки шланг необходимо отсоединить и заглушить отверстия гидравлики;
- подбирается новый рукав с рабочими допустимыми характеристиками, чтобы не поменялись эксплуатационные характеристики узла;
- на место старого шлага монтируется новый, после чего в систему заливается рабочая жидкость.
При правильном проведении работ работоспособность гидравлики полностью восстанавливается.
Соединение и удлинение шлангов
Шланги очень распространены и часто используются в частных секторах, в особенности на дачных участках и огородах в летних периодах (организация водопровода, шланговое орошение различной растительности и т.д.). С ними гораздо легче и удобнее, чем с трубами. При желании шланг можно обрезать, равно как и нарастить, их легко переносить, шланговое совмещение не требует практически никаких умений и дорогих приспособлений. Существует несколько решений, в соответствии с которыми может быть выполнено качественное шланговое совмещение: народные средства, проверенные временем, и появившиеся в последнее время пластиковые соединители. Современные решения из пластика (тройники, переходники, крестовины и прочие соединители) предлагаются множеством производителей, доступны решения буквально на любой случай. Подобные приспособления позволяют выполнить быстрое и качественное соединение шлангов, их можно использовать как внутри участка, так и в огороде. Они прекрасно подходят для соединения изделий любого типа для частых переключений между точками воды.
Схема соединения резинового водопровода: 1 – вентиль, 2 – переходник, 3 – тройник, 4 – хомут, 5 – шланг.
Способы соединения шлангов своими руками
Если вы не хотите покупать современные пластиковые приспособления для соединения изделий, можете воспользоваться одним из проверенных народных способов: через недорогой переходник, через отрезок трубы и через штуцер (в случае если шланг подключается к трубе).
На сегодняшний день в продаже доступны штуцеры для шлангов под любую трубу и под любой шланг, и стоят они достаточно дешево.
Для полипропиленовых труб можно использовать аналогичные решения с внешней резьбой, вкручивая в фитинг. Единственный момент, на который нужно обязательно обратить внимание — это толщина и длина штуцера. Прихватить шланг можно при помощи специального хомута, можно воспользоваться проволочной скруткой. По качеству соединения разницы абсолютно никакой, зато стоимость снижается в несколько раз, если сравнивать с фабричными пластиковыми соединителями.
Обычное дело, когда на садовом участке или в огороде валяется множество различных шлангов. Отрезки изделий можно соединить при помощи куска трубы подходящего размера и использовать в хозяйстве. Делается это очень просто: на отрезок длиной около 10 см с 2-х сторон надеваются шланги и схватываются, как уже было сказано ранее, проволокой или хомутами.
Схема соединения сливного шланга.
Переходник-соединитель, как и труба, упомянутая в предыдущем примере, соединяет оба куска шланга, только имеет на концах специальные насечки, которые делают процесс стыковки с шлангом легче и удобнее, если диаметры соединений не совсем подходят друг к другу.
Вы можете самостоятельно сделать соединитель шлангов из соединительной муфты и полипропиленовых отрезков. В сборе подобный самодельный соединитель выглядит достаточно хорошо и качественно держит шланги на ¾. Аналогичным способом можно изготовить и тройник для соединения шлангов. Ближайший магазинный аналог — муфта (изделия зажимаются с помощью накидной гайки и лепестков с обеих сторон).
Для качественного и надежного соединения шлангов подготовьте необходимые инструменты и материалы, а именно:
- труборезные ножницы;
- верстак;
- муфты;
- переходники;
- гайки;
- хомуты;
- проволоку;
- гаечные ключи.
Соединение шлангов высокого давления
Схема подключения шланга к фильтру.
Срок эксплуатации металлорукаов зависит в основном от качества соединения шлангов высокого давления. Помимо всего прочего, при этом очень важно правильно выбрать муфты, фитинги и прочие соединительные элементы конструкции. Все элементы обязательно должны соответствовать рабочим характеристиками и техническим параметрам металлорукава.
На современном рынке представлен очень большой ассортимент продукции, используемой для соединения шлангов высокого давления с эксплуатируемой техникой и оборудованием. Доступны предложения от зарубежных и отечественных производителей.
В основном различные соединения отличаются друг от друга видами фитинга (размер или тип резьбы, способ уплотнения), а также способами соединения. На сегодняшний день наиболее распространен зажимный тип концевого соединения. Данная конструкция цельная со шлангом и характеризуется повышенной прочностью. Разъединить подобный шланг можно только путем распиливания зажимной втулки, что, в свою очередь, исключает дальнейшее использование фитинга.
В соответствии с особенностями конструкции различают 3 основных типа соединительных концевых соединений.
Так, соединение из 2 элементов представляет собой втулку и отдельный фитинг. При сборке фитинг вставляется в шланг, после чего надевается зажимная втулка. Данный тип соединения чаще других используется в России и странах Европейского Союза. Это связано, прежде всего, с тем, что для разнообразных видов фитинга может использоваться одинаковая конструкция втулки.
Схема соединения штуцера с топливопроводом.
Интегральный тип соединения состоит из одной детали. В данной конструкции зажимная втулка и фитинг представляют собой единое целое. При использовании этого варианта соединения значительно увеличиваются складские расходы, однако вероятность допустить ошибку при выборе зажимной втулки заметно снижается.
И третий тип — это скручиваемое соединение. В него входят зажимная втулка и отдельный фитинг, оснащенные резьбой. При сборке втулка накручивается на шланг, после чего фитинг одновременно вкручивается в шланг и втулку. При этом типе соединения зажимные фитинги и втулки могут использоваться многократно, однако в то же время данный вид соединения стоит несколько дороже, чем другие.
Инструкция по соединению шлангов своими руками
Для соединения изделий своими руками понадобится определенный набор инструментов, о чем было упомянуто ранее. В большинстве случаев можно обойтись и без верстака, однако с ним гораздо удобнее и быстрее. Для пластиковых гаек понадобится газовый ключ и фум-лента. Для полипропилена необходимы специальные труборезные ножницы.
Шланг соединяется с источником воды. Это может быть, к примеру, коллектор. Шланг ¾ прикрепляется хомутом прямо на отрезок трубы, приваренный к коллектору. Лишний вентиль можно не ставить, чтобы не увеличивать вес конструкции. Второй конец шланга можно провести к перекинутой через участок стальной трубе около 20 м (можно сменить на пропилен, однако с учетом защиты труб от грызунов получается весьма накладно). На конец трубы надевается тройник-разветвитель с 2 мини-вентилями. К нему подключаются с одной стороны через коннектор ¾ и переходник. Второй вентиль — резервный.
Если у трубы на другом конце нет резьбы, можно надеть специальный переходник под ½ и коннектор с резиновым окончанием. С остальными отводами коммутация шлангов осуществляется по аналогичному принципу.
Схема подключения сливного шланга стиральной машины.
Теперь сюда можно подключать любой шланг с коннектором и выполнять разводку по участку через тройники, если есть необходимость в организации многошланговой системы полива. Огромное преимущество коннектора перед хомутными соединениями в том, что появляется возможность беспрепятственного подключения и отключения узлов соединения и замены наконечников.
Монтируются промежуточные шланги между поливальными наконечниками (брызгалками, пистолетами и т.д.) и коннекторами. При покупке готовых фабричных наборов необходимо обращать внимание, на сечение какого шланга рассчитаны прилагающиеся коннекторы.
Порядок соединения бытовых шлангов
Часто возникает необходимость соединения не только садовых шлангов, но и других, например шлангов стиральной машины. Периодически многим владельцам стиральных машин приходится сталкиваться с проблемой повреждения сливного шланга или его недостаточной длины. В данном случае можно быстро нарастить старый шланг с помощью такого же (или приблизительно такого же) нового шланга.
Сделать надежное и качественное соединение можно путем фиксации резиновых наконечников с помощью зажимных автохомутов через прочную трубку (можете приобрети специальный соединитель). Наиболее оптимальный размер хомутов — не больше 27 мм. Если у вас нет специального соединителя, можете взять отрезок прочной пластиковой тонкостенной трубы с наружным диаметром около 20 мм. В подобных случаях можно порекомендовать использовать стяжку-фиксацию для хомутов.
В случае если наконечник у комплектного шланга стиральной машинки пластиковый, а не резиновый, то сначала необходимо завести внутрь его обрезок трубки, подходящий по наружному диаметру. Затем на него надевается сверху резиновый наконечник. Полученная конструкция фиксируется с помощью 1 автохомута. При желании можно попробовать полностью заменить старый сливной шланг стиральной машинки более длинным, однако особого смысла в этом нет, т.к. новый шланг может попросту не подойти по конструкции, поэтому лучше не рисковать.
В магазинах продаются шланги различной длины, однако 5-метровые и более длинные встречаются достаточно редко. Однако наращивание шланга стиральной машины даже на 5 м уже считается недопустимым, т.к. подобная конструкция будет небезопасной.
Наращивание выполняется по-разному и зависит от необходимой длины шланга. Так, если нужно удлинить шланг до 1,5-2 м, то это можно сделать при помощи стандартного сливного шланга для стиральных машинок; до 3-3,5 м — при помощи металлопластиковой трубы диаметром 20 мм (в случае необходимости трубу можно утопить в пол или зашить в стену). Для отопления и напорного водопровода такое решение недопустимо. Если расстояние более 3,5 м, стиральную машину нужно перенести ближе к сифону (или же перенести сифон к машине).
При работе стиральной машинки сливной и заливной шланги не должны соприкасаться с острыми предметами или шершавой поверхностью. В противном случае шланги могут протереться насквозь из-за подвижек, возникающих в результате перепадов давления.
Ремонт шлангов ГУР своими руками
Шланги высокого давления используются в пневматических и гидравлических конструкциях. В автомобильной отрасли они нашли широкое применение в рулевом управлении. Благодаря встроенному гидроусилителю водитель имеет возможность не прикладывать значительную нагрузку на руль при повороте.
Однако, в определенных условиях эксплуатации возможны различные деформации трубок или рукавов. Впоследствии это приводит к нестабильной работе узла, исправить которую сможет ремонт шлангов высокого давления ГУР своими руками или при помощи специалистов станции техобслуживания.
Работа гидравлики
Шланги, которые принято чаще именовать рукавами высокого давления, являются гибкими трубопроводами, для которых основной задачей является перекачка рабочих жидкостей. В качестве транспортируемого материала выступают специально подготовленные моторные масла или рабочие жидкости, имеющие в основе минеральные масла, водные растворы эмульсолов, гликоля, а также консистентных смазок.
Без качественных гибких рукавов, выдерживающих требуемое давление, и разветвленной системы трубопроводов сложно представить работу гидроусилителя. Кроме прямой обязанности, касающейся перекачки рабочей жидкости, такие шланги выполняют роль демпферов (компенсаторов), повышающими эксплуатационный период соединительных элементов, арматуры, фитингов и системы в целом.
Получению таких результатов способствует поглощение вибрации гибкими элементами. Негативная сторона явления заключается в том, что требуется периодическая замена или ремонт шлангов гидроусилителя руля на износившихся участках. Ведь все потертости или перегибы в скором времени приводят к тому, что трубка дает течь.
Конструкционные особенности рукавов ГУР
Кроме работы под высоким давлением, шланг гидроусилителя обязан иметь пониженную восприимчивость к используемым рабочим жидкостям. Благодаря этому его внутренняя поверхность изготавливается на основе маслостойкого и бензостойкого синтетического каучука.
Наружная поверхность защищена слоями износостойкой резины. При определенных обстоятельствах данный слой играет роль термической защиты. У него могут быть такие поверхности:
Наружный и внутренний слой делятся металлической оплеткой. Это придает всей конструкции требуемую эксплуатационную прочность и допустимую жесткость. Проволочные слои чередуются с прорезиненными элементами.
Принято разделять такие типы шлангов:
- Навивочные. Во время изготовления данного изделия витки проволоки оплетаются равномерно по всему периметру.
- Оплеточные. Каждый виток охватывает рукав под определенным углом к общей оси таким образом, чтобы происходило перекрещивание с витками предыдущих слоев. Такая технология повышает прочность конструкции и может работать под более высоким давлением, чем предыдущий тип.
Каркасом для рукава в отдельных моделях выступает текстиль. Геометрические и физико-химические параметры проволоки и резины стандартизированы для различных сфер применения.
Предполагаемые повреждения
Автомобилисты могут в процессе эксплуатации сталкиваться с разными типами повреждений гидравлики, после которых необходим ремонт шлангов ГУР. Можно обозначить такие пункты:
- Брак производителя. Особенность характерна для недостаточно известных компаний-изготовителей гидравлического оборудования. Характеризуется поломка некачественным обжимом стыка рукава либо фитинга. Такое происходит при неотлаженном или неверно настроенном оборудовании.
- Эксплуатационная выработка. Повреждения получаются вследствие износа во время работы механизма. Основными проблемами являются разрывы корда, порезы и перетертые участки. Часто это возникает за счет провисаний шланга из-за неправильно подобранной длины.
- Конструкционные нестыковки. Выход из строя происходит по причине установки несоответствующего по заданным автопроизводителем характеристикам оборудования. В таких ситуациях возможен разрыв провода либо срыв фитингов по причине несоответствия давления в системе с допустимым значением для шланга.
- Разногласие в температурных либо химических характеристиках. Повреждение структуры может наступать во время эксплуатации при температуре окружающей среды, на которую не рассчитывалась такая резина, а также во время использования агрессивных химических веществ в структуре рабочей жидкости.
Повреждения на шлангах ГУР
Все характеристики и допустимые эксплуатационные параметры для каждого шланга производитель указывает в инструкции по применению.
Неисправности гидравлики, с которыми не рекомендуется дальнейшая эксплуатация автомобиля:
- фитинги значительно повреждены коррозионными процессами;
- значительный излом рукава;
- существенное истирание наружной части шланга;
- наличие полной или частичной закупорки внутри рукавов;
- отсутствие герметизации соединений;
- срыв фитинга с посадочного диаметра;
- утечка жидкости на стыках;
- деформация или повреждения внутренней поверхности от высокого давления или превышения температуры.
Во всех случаях требуется замена или ремонт рукава.
Проведение ремонта
Исходя из характера возможных повреждений, можно предположить, что наиболее часто встречающийся ремонт шлангов ГУР заключается в приведении в порядок фитингов либо замене отдельных частей рукава. Для проведения замены будут необходимы обжимы соединительными муфтами.
Приспособления для самостоятельного ремонта
Алгоритм работ может быть следующим:
- Испорченный рукав нужно отсоединить от системы.
- Новый шланг потребуется такой же длины, чтобы не создавать лишнего провисания. Замер проводится от ниппеля к ниппелю. При этом подбираем шланг, удовлетворяющий по всем геометрическим данным и параметрам давления. В этом поможет маркировка, указанная производителем снаружи. Там же будет указан внутренний диаметр.
- При ремонте шланга, рассчитанного на высокое давление, концы зачищаются как снаружи, так и внутри до металлической оплетки. Процедура проводится быстрее с использованием окорочных станков.
- Фитинги подбираются по геометрическим параметрам и данным технологической резьбы. Замеры легко провести с помощью штангенциркуля и резьбомера. Отечественные и зарубежные фитинги могут отличаться между собой по нескольким критериям, поэтому лучше проводить замеры самостоятельно.
- Фитинги опрессовываем на обжимном оборудовании, используя в каждом случае подходящие съемные кулачки.
- Контрольным щупом определяем качество выполненной работы. На специализированных заводах данную операцию проводят с помощью специальных промышленных стендов.
Для нестандартных соединений необходимо использовать ремонтные комплекты с рекомендуемыми фитингами. Можно отсоединить головку старого фитинга, если она не повреждена, и припаять ее к опрессуемой части. Этот вариант используется в крайних случаях, так как эффект от данного ремонта бывает недолговечным.
Устранение неполадок со шлангами ГУР
Повреждение шланга в большинстве случаев происходит по причине частого поворота рулевого колеса с большим усилием. Износ наступает у шланга, соединенного с ограничительным клапаном.
При монтаже и ремонте шлангов ГУР необходимо учитывать, что допустимое давление в системе может варьироваться в зависимости от моделей автомобиля в интервале 80…130 кГс/см 2 .
Такие значительные эксплуатационные показатели не позволяют использовать во время ремонта какие-либо типы хомутов. Необходимо выбрать наиболее приемлемый вариант:
- Замена рукава полностью.
- Частичная замена деформированного или изношенного участка с монтажом фитингов на новом рукаве.
Замена и установка нового шланга выполняется по следующим пунктам:
- при помощи подъемника или домкрата переднюю ось необходимо приподнять;
- рулевое колесо выворачивается максимально влево;
- на конец медицинского шприца надевается трубка для выкачки из бачка остатков рабочей жидкости;
- после откачки шланг необходимо отсоединить и заглушить отверстия гидравлики;
- подбирается новый рукав с рабочими допустимыми характеристиками, чтобы не поменялись эксплуатационные характеристики узла;
- на место старого шлага монтируется новый, после чего в систему заливается рабочая жидкость.
При правильном проведении работ работоспособность гидравлики полностью восстанавливается.
Фитинги высокого давления и рукава для гидравлических систем
Тема этой статьи — фитинги для шлангов высокого давления и сами рукава, которые подключаются с их помощью.
Нам интересны область применения, пределы прочности рукавов и их соединений, а также применяемые для изготовления этих изделий материалы.
Именно так они выглядят.
Цели и специфика работы
Шланг (или, что правильнее, рукав) высокого давления — гибкий трубопровод, предназначенный для транспортировки жидкостей. По определению — под высоким давлением. Цель — передача рабочего усилия в гидравлических системах различного назначения.
Наиболее наглядный пример работы гидравлической системы, который каждый из нас наблюдал многократно — подъем кузова самосвала. Простая подача жидкости в гидроцилиндр под высоким давлением позволяет без применения сложной и быстро изнашивающейся механики с многоступенчатыми редукторами развить усилие в десятки тонн.
Гидроцилиндр подвижен, и для обеспечения работоспособности нужен механизм подачи рабочей жидкости, удовлетворяющий двум условиям:
- Гибкость. Точнее, возможность выдерживать многократные изгибы со сравнительно большим радиусом. Это требование сразу отметает возможность использования любых металлических труб.
- Возможность выдерживать высочайшие давления — от 40 до 450 атмосфер.
Любопытно: все рукава высокого давления испытываются с двукратным превышением заявленных рабочих параметров. Так, 8-миллиметровый рукав типов 2 ST и 2 SN при рабочем давлении в 350 атмосфер испытывается на 700.
Остальные характеристики режима работы рукавов тоже экстремальны:
- Минимальный диапазон рабочих температур для них — от -55 до +100С. Понятно, что гидравлика должна нормально работать даже в условиях самой суровой зимы; кроме того, при работе под огромными давлениями и рабочая жидкость, и магистраль для нее сильно разогреваются.
- В качестве жидкости выступает не относительно химически инертная вода, а минеральные масла, производные перегонки нефти, соединения гликоля или различные виды смазки.
Фитингам, соответственно, предстоит обеспечивать соединение гибкого шланга с неподвижными частями конструкции. От них требуется как собственная механическая прочность и химическая стойкость, так и высокая надежность соединения с рукавом.
Гидроцилиндр под кузовом самосвала развивает усилие в несколько тонн. Его обеспечивает подача масла по рукаву высокого давления.
Устройство
Многократные перегибы материала диктуют выбор эластичных внутренней и внешней оболочек. Шланги для гидросистем изготавливаются из резины. Разумеется, не вполне обычной: если, к примеру, трубы ПВХ для канализации комплектуются уплотнителями из резины с невысокой химической стойкостью (прежде всего по отношению к углеводородам), то здесь применяется исключительно маслобензостойкая резина.
Однако сама по себе резина не обладает достаточной для наших целей механической прочностью. Для того, чтобы эффективно противостоять огромным давлениям, рукав армируется: между слоями основного материала располагается один или несколько слоев гибкой и прочной оплетки или навивки.
Что еще полезно знать об устройстве рукавов?
- В качестве оплетки или навивки может применяться текстиль или синтетическая нить; однако наибольшую прочность обеспечивает стальная проволока.
Схема устройства рукава из старого учебника. Разумеется, текстильная оплетка сейчас встречается редко.
- Максимальное количество слоев армирования может достигать шести. Однако в тяжелой технике наиболее часто используются навивочные рукава 4SH с четырьмя слоями навивки проволокой высокой прочности.
- Каждый слой оплетки расположен по винтовой линии, в то время как навивка строго перпендикулярна оси трубы. Благодаря этой особенности навивочное армирование позволяет выдерживать большие давления, зато оплеточное обеспечивает меньший радиус изгиба.
- Максимальное рабочее давление обратно пропорционально внутреннему сечению рукава. Причину этого понять несложно: при фиксированном давлении в 400 кгс/см2 суммарное усилие, воздействующее на внутреннюю поверхность шланга, будет тем выше, чем больше площадь этой поверхности. А она линейно зависит от внутреннего диаметра.
Теперь, когда мы знаем, что нам предстоит соединять, нетрудно понять и устройство фитинга. (см. также статью Резьбовые соединения труб: виды и способы герметизации)
В сущности, он представляет собой обыкновенный штуцер. Чаще всего — с наружной или внутренней резьбой на том конце, который предназначен для соединения с металлическими элементами гидравлической системы. Фитинг может быть прямым или изогнутым под углом в 45 или 90 градусов.
Рукав обжимается на штуцере гильзой, которая препятствует его смещению. В общем-то, если вы видели вблизи или на фото латунный фитинг для ПНД трубы — то вы можете составить исчерпывающее представление о конструкции. Для фиксации рукава может применяться и обычный хомут.
Несколько типов фитингов с разным способом крепления к неподвижному элементу гидросистемы.
Еще несколько полезных нюансов, связанных с фитингами для гидросистем:
- По очевидной причине для их изготовления не используются мягкие металлы. Наиболее популярна для изготовления таких фитингов для труб, разумеется, сталь, в том числе с цинковым антикоррозийным покрытием. Применяются и химически стойкие сорта нержавейки.
- Инструкция по чтению маркировки на произведенных по российским ГОСТ изделиям содержится в тех же стандартах: последовательно указываются внутренний диаметр рукава в миллиметрах, рабочее давление в мегапаскалях, длина фитинга в миллиметрах и присоединительная резьба. Так, 08-25-0450 (М16х1,5) — это фитинг с внутренним диаметром 8 мм, длиной 45 сантиметров, с метрической резьбой 16х1,5 и рассчитанный на 25 МПа.
Внимание: давление указывается именно в мегапаскалях.
Чтобы своими руками пересчитать их в привычные атмосферы, просто умножьте указанный параметр на 10.
- Цена рукавов и фитингов на российском рынке куда больше зависит от их производителя, чем от рабочих параметров. Так, готовые гидравлические шланги для отечественных тракторов легко найти за 250-300 рублей; в то же время шланг гидроусилителя руля для импортного автомобиля вы, скорее всего, купите в 4-6 раз дороже при таких же рабочих параметрах.
С большой вероятностью разница будет только в резьбе на штуцерах.
Заключение
Как обычно, дополнительную информацию по интересующей вас теме вы сможете получить, посмотрев видео в этой статье. Успехов в ремонте!