Набор для ремонта бескамерных шин какой лучше?
Почему нельзя ремонтировать шины жгутами
Каждый автомобилист рано или поздно сталкивается с необходимостью ремонта шин — они нередко прокалываются саморезами, гвоздями и прочими колюще-режущими предметами, невесть откуда взявшимися на дороге, в результате чего теряют герметичность. Именно в этот момент перед автовладельцами встаёт дилемма: сэкономить и самостоятельно поставить ремонтный жгут, купленный в автомагазине за пару сотен рублей, или отвезти колесо в шиномонтажную мастерскую, затратив на это немало времени и гораздо больше средств. В этом материале мы подробно рассказываем, почему ремонт жгутом — совершенно бессмысленное занятие, ведущее к большим неприятностям.
Как устроена легковая шина
Прежде чем озадачивать вас особенностями ремонта автомобильных покрышек, в двух словах напомним, как они устроены.
Все современные легковые шины выполняются бескамерными. Это значит, что воздух в колесе содержится в полости, которую образуют внутренняя поверхность покрышки и колёсный диск. Для обеспечения герметичности внутренняя поверхность шин покрыта специальным изолирующим слоем из мелкопористой резины с высокой степенью газонепроницаемости. Именно при повреждении этого слоя колесо начинает «травить» воздух.
Снаружи шина делится протектор (рабочую часть с рисунком, расположенную на поверхности диаметра), боковину или плечо и посадочный бортик (утолщение по внутреннему кругу, которое заправляется за края колёсного диска).
На этом месте сразу оговоримся, что полноценному ремонту подлежат лишь проколы в протекторе шины, но никак не боковины или разрушения силовой структуры посадочного бортика. Почему, мы подробно рассказывали в отдельном материале.
Внутри любая покрышка устроена весьма замысловато. У неё есть многослойный силовой каркас: нити корда (обычно выполняются из синтетических материалов вроде лавсана или капрона) чередуются со слоями резины. Также большинство современных шин для повышения долговечности и надёжности усилены стальной нитью, покрытой сверху латунью. Волокна корда расположены определённым образом по отношению друг к другу, а резина, которой покрыты силовые слои покрышки, придаёт эластичность и снимает внутренние напряжения. Энергия от ударов благодаря брекеру и корду распределяется по покрышке равномерно, по всей поверхности, за счёт чего быстро гасится.
Именно силовой каркас является основой шины; повреждение этого элемента, не видимого снаружи, приводит к негерметичности, появлению «грыж», расслоению и даже полному разрушению покрышки. Если протектор можно наварить, то корд и брекер восстановить невозможно либо финансово нецелесообразно.
Что происходит при проколе
При проколе покрышки силовая структура шины, как правило, не разрушается: острый предмет, протыкая мягкую резину, проходит между нитями корда, раздвигая их в стороны. Если в колесо попадает гвоздь или подобный предмет, водители долгое время и вовсе могут его не замечать — покрышка сохраняет герметичность и очень медленно подтравливает воздух. До тех пор, пока посторонний предмет не будет замечен и извлечён.
Ремонт жгутами
А теперь перейдём к главному, непосредственно технологии ремонта жгутами. Вне зависимости от того, какой именно набор жгутов окажется в вашем распоряжении, технология ремонта всегда будет одинаковой: для ремонта покрышки потребуется заполнить отверстие ремонтным шнуром, предварительно расширив его специальным приспособлением, а затем с помощью иглы вставив в место прокола жгут, смазанный клеем-активатором.
Как раз на стадии расширения места прокола шилом обычно и наносятся фатальные повреждения, которые медленно, но верно приведут вашу покрышку в полную негодность, вне зависимости от качества ремонтного жгута и последующих условий эксплуатации. Орудуя зачисткой, горе-водители (или недобросовестные шиноремонтники) рвут нити корда. Всего нескольких незначительных повреждений достаточно для того, чтобы силовой каркас начал «плыть», ровно так же, как это происходит при старении ткани. Это приводит к нарушению геометрии покрышки, появлению «грыж» и последующему взрыву колеса.
Особенно сильно страдают шины при повреждении металлокорда: порванные нити создают разветвлённую сеть микроскопических каналов, по которым воздух из колеса начинает убегать в атмосферу. Заделать такие микропроколы не в силах ни один герметик. И это лишь сопутствующая неприятность — помимо неё вы со временем получите всё то же расслоение покрышки и её вздутие. Не сразу, через несколько сотен или тысяч километров.
Добавят неприятностей и сами ремонтные шнуры — они редко сохраняют герметичность покрышки длительное время и очень быстро начинают травить воздух. Шнуры бывают трёх типов — однокомпонентные синтетические волокна, пропитанные каучуком, резиновые жгуты с адгезивным слоем (высококачественные, но сложные в монтаже) и кордовые. Первые профессиональные ремонтники считают абсолютно непригодными, вторые — достаточно качественными, но сложными в монтаже (не раздвигают корд и принимают форму отверстия, но часто рвутся при установке), а третьи приводящими к проблемам — раздвигают брекер шины, что ведёт к расслоению резины в беговой части. Иными словами, применение любого типа ремонтных жгутов нецелесообразно и достаточно опасно.
Как быть
По возможности, старайтесь избегать любого ремонта покрышек с помощью ремонтных жгутов, даже в том случае, если его производит мастер в шиномонтажной мастерской. Качественный ремонт всегда предполагает демонтаж покрышки с колёсного диска и установку с внутренней стороны ремонтной латки или «грибка». Только так можно надёжно и качественно «залечить» повреждённую покрышку. Применяйте ремонтные жгуты только в том случае, если не планируете дальнейшую эксплуатацию шины (к примеру, если её протектор уже очень сильно изношен) или в экстренном случае. Даже если впоследствии вы замените жгутик на полноценную заплатку, не рассчитывайте на долгую и надёжную службу повреждённой шины — наверняка она уже получила фатальные повреждения корда, а значит, дни её сочтены.