Содержание
- Процесс регистрации самодельного автомобиля
- Что говорит закон о самодельных транспортных средствах
- Технические требования к самодельным авто
- Документы, требуемые для сертификации/регистрации самоделки
- Сертификация самодельного авто
- Регистрация в ГИБДД
- Цена вопроса
- Как зарегистрировать самодельный автомобиль?
- Что сказано в законе о самодельных транспортных средствах?
- Обязательна ли регистрация такого авто?
- Постановка на учет в ГИБДД
- Как снять с регистрации самодельную машину?
- Правила постановки автомобиля на учет в ГИБДД
- Где поставить машину на учет
- Что нужно для постановки авто на учет
- Постановка на учет авто с пробегом: порядок действий
- Чем грозит езда на авто, не поставленном на учет в ГИБДД
- Как поставить на учёт в ГИБДД самодельный автомобиль в 2020 году
- Регистрация автомототранспортных средств
- Отличие самодельного автомобиля от «конструктора»
- Нужна ли регистрация самодельной машины в ГИБДД
- Необходимые документы для постановки на учёт
- Сертификация в Федеральном агентстве по техническому регулированию (Росстате)
- Процедура регистрации самодельного автомобиля
- Затраты на регистрацию самодельного автомобиля
- Административная ответственность за езду без регистрации в ГИБДД
- Какова процедура регистрации самодельных автомобилей: видео
Как поставить на учет переделанную машину?
Процесс регистрации самодельного автомобиля
Кулибины в нашей стране были во все времена. Если быть честным, то их бурная деятельность происходила не от хорошей жизни. И хотя сейчас времена вроде бы другие, появились иные стимулы, заставляющие людей изобретательных и умелых придумывать что-то своё и воплощать эти задумки в жизнь.
Казалось бы, автомобилестроение – сфера, которая должна лежать вне поля зрения самоделкиных, просто в силу сложности конструкции современного автотранспортного средства. Но не следует забывать, что и уровень образования людей не сравнить с тем, который был 50 или 100 лет назад. Так что уникальные и эксклюзивные авто, собранные вручную, появляются с завидной регулярностью. Но чтобы такая машина не стала музейным экспонатом, требуется выполнить целый ряд требований, включающих сертификацию и регистрацию самодельного автомобиля. К сожалению, именно последний шаг часто является самым сложным для доморощенных гениев. Будучи в состоянии совладать со сложной техникой, они зачастую оказываются бессильными перед мощной бюрократической машиной.
Что говорит закон о самодельных транспортных средствах
Во времена Советского Союза отечественный автопром не баловал народ особым разнообразием моделей. Да и в количественном выражении особых поводов для радости было немного, поскольку по-настоящему массовым автомобиль не был даже в период победы «развитого социализма».
Так что не стоит удивляться, что в те времена всеобщего дефицита недостатка в умельцах, собирающих из трёх полностью неработоспособных машин одну, но рабочую, не было.
Впрочем, были и эстеты, которым хотелось прославиться. Достаточно было собрать конструкцию, которая внешне кардинально отличалась от традиционной машины, чтобы получить шанс поучаствовать в выставке и даже быть показанным по центральному телевидению (а в те времена количество каналов варьировалось от одного до двух-трёх, в зависимости от региона).
И самое главное – на таких автомобилях можно было ездить по обычным дорогам. Тогдашнее законодательство если и не поощряло изготовление самоделок, то, во всяком случае, не создавало для этого непреодолимых преград. Первые ограничительные меры появились только в середине 80-х годов и касались веса и габаритов таких транспортных средств. Впрочем, существовала одна лазейка, которая по-прежнему позволяла регистрировать самодельную технику в ГАИ – это необходимость получения одобрения в Гостехнадзоре, где требования к подобным ТС были существенно мягче.
Ситуация сохранялась в неизменном виде вплоть до 2005 года, когда Верховный суд принял постановление, запрещающее регистрацию самоделок и в Ростехзнадзоре, и в ГАИ. Очевидно, что к этому шагу исполнительную власть подтолкнуло абсолютно новое массовое явление – сборка авто из «конструкторов», поставленная на поток. Суть этого явления состояла в поставке в страну автомобиля, разобранного на запчасти, с обратной сборкой на месте – это позволяло уйти от непомерных налогов.
И хотя новый запрет должен был решить проблему, пострадали и отечественные энтузиасты. Их количество не стало меньше, но теперь такие автомобили уже не могли красоваться на дорогах общего пользования. Их уделом стали исключительно выставочные мероприятия (можно, к примеру, вспомнить самую известную выставку «Автоэкзотика», проводимую ежегодно).
И только в 2014 году начал действовать Приказ Ростехрегулирования, предписывающий проходить обязательную сертификацию перед постановкой на учёт самодельного автомобиля. Разумеется, документ учёл необходимость препятствовать возобновлению любых серых схем сборки, разрешив прохождение процедуры сертификации малыми сериями. Другими словами, желающие получить заветный сертификат должны указывать, сколько экземпляров они хотят узаконить. Понятно, что настоящие Кулибины вряд ли в состоянии собрать более одного транспортного средства, а вот мошенникам придётся сертифицировать практически каждый машинокомплект, что делает экономически невыгодным именно такой способ ввоза иномарок.
Но здесь необходимо принимать во внимание один важный нюанс: требования к самоделке в части сертификации предъявляются без конкретного срока действия. Это означает, что, если в текущем году изменились нормы экологичности, конструкторам придётся приложить все усилия, чтобы их детище соответствовало новым нормам, даже если для этого придётся внести очень серьёзные изменения в конструкцию машины.
Отметим, что такие правила сертификации касаются всех новых автомобилей, включая самодельные, при этом за основу взяты нормативы ООН (а если быть конкретнее – Европейской экономической комиссии).
Технические требования к самодельным авто
Понятно, что единичный экземпляр и массовая модель, производимая десятками тысяч экземпляров – это немножко разные вещи. В последнем случае учитывать необходимо самые мелкие детали, поскольку любой недостаток отразится на безопасности соответствующего количества людей. Так что автомобили, относящиеся к малым партиям, проходят сертификацию по урезанному перечню техтребований. Но их серьёзность всё равно не вызывает сомнений в том, что такое транспортное средство будет абсолютно безопасным.
Согласно Приказу, обязательной проверке самоделки на соответствие нормам безопасности будут подвержены:
- тормозные механизмы;
- рулевое колесо;
- ремни безопасности вместе с системой их крепления;
- автомобильные стёкла и зеркала (вместе с механизмом монтажа последних);
- средства световой сигнализации и освещения;
- уровень шума внутри салона;
- управляемость транспортного средства;
- устойчивость при прохождении поворотов;
- концентрация вредных веществ внутри машины
- соответствие состава выхлопных газов ныне действующим экостандартам Евро 3/4.
Данный перечень актуален для самоделок из категории легковых авто, для грузовиков список внушительнее.
И ещё один нюанс: в отличие от массовых моделей, самодельные ТС при проведении испытаний разбивать не требуется, что, в принципе, интуитивно понятный шаг. Если для оценки какого-либо технического параметра требуется провести испытание, в результате которого автомобиль может быть повреждён, оно заменяется экспертной оценкой данного узла или механизма.
И если эксперты признают, что самодельное авто удовлетворяет всем требованиям, его владелец получает одобрение типа, с которым уже можно обращаться в ГИБДД для постановки автомобиля на учёт.
Безусловно, не стоит ожидать, что в результате узаконивания этих нововведений количество эксклюзивных собранных самостоятельно транспортных средств увеличится скачкообразно – современный авторынок не в пример разнообразнее того, что существовал 30 и более лет назад. Но для тех, кто не мыслит своей жизни без подобной самодеятельности, действующее законодательство существенно облегчит возможность использовать такие автомобили в качестве обычного средства передвижения.
Документы, требуемые для сертификации/регистрации самоделки
К сожалению, в части получения различных разрешений и справок, позволяющих легализировать самостоятельно собранную машину, существенных улучшений не произошло. Так что если вы только что закончили сборку своего уникального детища, перед тем, как зарегистрировать самодельный автомобиль, вам придётся потратить немало времени, собирая необходимый пакет документов.
Крайне желательно, собирая авто из запчастей, обязательно сохранять все чеки, счета и договора при их покупке. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность доказать представителям госорганов, что все детали приобретены законным способом, а не куплены у продавцов краденого авто. Так что, найдя нужную деталь где-нибудь на свалке, обязательно зафиксируйте этот факт на видео или с помощью фотоаппарата, чтобы исключить возникновение любых проблем.
Перед прохождением сертификации (а вернее, до начала сборки) придётся изучить все ГОСТы, касающиеся проверяемых параметров автомобиля, учитывая, что некоторые требования могут измениться за то время, пока вы занимаетесь самодеятельностью.
При отсутствии таких идентификационных характеристик, как номера шасси, силового агрегата, кузова, потребуется заключение эксперта, который подтвердит, что они приобретены вами на законных основаниях. Этот документ позволит получить на них новые идентификационные номера.
При регистрации авто потребуется также паспорт резидента РФ и ВУ. Сама процедура ничем не отличается от регистрации обычного легкового автомобиля, вам придётся оплачивать получение каждой справки.
Сертификация самодельного авто
Прежде чем поставить самодельный автомобиль на учёт, потребуется прохождение процедуры его сертификации. Сделать это можно в пункте сертификации, полный перечень которых с указанием адреса местонахождения можно изучить на офсайте Ростехрегулирования. Если вы проживаете в небольшом населённом пункте, скорее всего, аккредитованного сертификационного центра в нём не будет – придётся выбирать тот, который расположен ближе всего.
Поскольку самоделка – это неполноценное транспортное средство, доставить его в пункт сертификации придётся с использованием эвакуатора. Здесь же на специальной площадке будут проведены экспертные испытания машины для проверки её соответствия требованиям безопасности. В больших городах при центрах аккредитации существуют научно-исследовательские лаборатории, где можно получить справку о безопасности самоделки.
Вполне может случиться, что ваш автомобиль по какому-либо параметру не соответствует проверяемым экспертной комиссией требованиям. В этом случае вам откажут в выдаче сертификата с указанием причин. Это решение можно обжаловать в судебном порядке, но ввиду мизерного шанса выиграть дело лучше всё же предпринять максимум усилий, чтобы устранить несоответствие. Возможно, для этого придётся обращаться в сертифицированное СТО, после чего процедуру можно повторить.
Отметим, что все техтребования необходимо согласовывать ещё на этапе проектирования самодельного авто – это позволит минимизировать расходы, связанные с его переделкой. Вполне вероятно, что, если выявленные отклонения будут незначительными, эксперты будут не против выдать вам сертификат соответствия, но, если несоответствие окажется серьёзным, вам откажут с предоставлением рекомендаций по доработке транспортного средства.
Если в результате проведённых испытаний замечания отсутствуют, вам выдадут сертификат, с которым можно обращаться в ГИБДД для легализации самодельного транспортного средства.
Регистрация в ГИБДД
Заключительный этап, позволяющий превратить ваше самодельное средство передвижения в легальный автотранспорт, – это регистрация в ГИБДД. В целом процедура, описывающая, как поставить самодельное авто на учёт, практически не отличается от стандартной, за исключением того факта, что оно не имеет уникального идентификационного номера. Поэтому, прежде чем зарегистрировать автомобиль, вам придётся посетить ближайшее МПЭО, чтобы получить соответствующую справку. Именно этот документ станет основанием для обращения в бюро судебных экспертиз, которая и предоставит вам постановление, предписывающее присвоение самоделке нового идентификационного номера.
Перечень документов, требуемых для получения постановления в БСЭ:
- общегражданский паспорт;
- экспертное заключение, выданное в МРЭО;
- заключение сотрудников Института БДД.
Эксперты бюро могут предъявить требование, чтобы вы предоставили документально зафиксированный процесс сборки самодельной машины. Это могут быть чертежи, фотографии или видеоматериалы. На каждую заводскую деталь, узел или агрегат необходимо будет представить документ, подтверждающий законность их происхождения. Если имеются детали, изготовленные самостоятельно, которые не соответствуют общепринятым конструкторским решениям, нужно описать их в свободной форме, обязательно указав метод получения исходных материалов.
Важно понимать, что чем больше у вас на руках будет документов, подтверждающих легальность запчастей, из которых собрано авто, тем выше шансы получить документ, дающий право на регистрацию транспортного средства в ближайшем подразделении ГИБДД.
Поэтому отнеситесь максимальной ответственностью к сохранению документов, которые станут доказательной базой в отношении самобытности вашей машины:
- чеков на все приобретённые запчасти;
- договора на приобретение авто, взятого в качестве базы для дальнейших сборочных работ;
- справки о том, что этот автомобиль был снят с учёта прежним владельцем;
- если отдельные запчасти не покупались в розничной сети, нужно представить описание, при каких обстоятельствах вы их приобрели;
- чертежей, эскизов и фотографий, сделанных на протяжении процесса сборки самодельного ТС.
Как только вы получите от БСЭ документ, подтверждающий эксклюзивность вашей самоделки, с ним можно отправляться в ГИБДД, где машине присвоят новые идентификационные номера для шасси и всего кузова, а также персональный VIN-код. Как правило, эти номера или выбиваются на самом шасси или кузове, или на небольшой металлической пластинке, которая затем крепится где-нибудь под капотом.
С набитыми номерами следует опять отправляться в МРЭО для завершения процедуры регистрации автотранспортного средства. Здесь вам выдадут новые госномера и СТС, после чего вы можете смело садиться за руль самоделки и показывать её всему миру, так сказать, самоходом.
Цена вопроса
Многим «очумелым» мастерам будет полезна не только информация, как зарегистрировать самодельную машину, но и во сколько обойдётся такая процедура.
Сразу отметим, что большая часть средств будет потрачена прохождение процедуры сертификации. Придётся выложить порядка 60-90 тысяч рублей, в зависимости от того, насколько сложной является конструкция вашего детища, а также в каком регионе страны вы проживаете.
Если сертификационный центр, БСЭ и/или МРЭО расположены на значительном удалении от места вашего проживания, немалую сумму придётся отдать за перемещение вашей самоделки в эти учреждения и обратно, возможно, что это придётся проделывать и не единожды.
Наконец, сама процедура регистрации потребует немалых расходов: уплаты госпошлин, страховки, техпаспорта, госномеров.
В итоге вам придётся избавить семейный бюджет от 150-220 тысяч рублей. Согласитесь, сумма немалая. Возможно, именно этот факт удерживает многих домашних конструкторов от попыток создать что-то оригинальное за маленькие деньги, используя подручные средства и подержанные детали.
И всё же прослойка тех автомобилистов, у которых существует неуёмное желание продемонстрировать всему миру свой собственный концепт-кар, вряд ли в обозримом будущем иссякнет. А значит, приведённая здесь информация наверняка поможет кому-то из них решить организационные вопросы, в которых технари обычно не сильны.
Как зарегистрировать самодельный автомобиль?
В период с 2005 по 2008 год в России действовал полный запрет на регистрацию самодельных транспортных средств. В 2019 году этого запрета не существует, однако, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии разработало жесткие требования и стандарты для самодельных автомобилей. Без их соблюдения, поставить ТС, произведенное малыми сериями, не удастся.
Что сказано в законе о самодельных транспортных средствах?
В 2014 году в силу вступил Приказ Ростехрегулирования № 1 под названием «Правила по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов». Этот законодательный акт регулирует процессы постановки самодельных ТС на учет, а также, содержит требования, предъявляемые к ним.
Согласно ему, самодельный автомобиль – это транспортное средство, собранное и выпущенное в единичном экземпляре. В исключительных случаях – в 2-3 экземплярах. Поэтому, другое название такой машины – транспортное средство, выпущенное малыми сериями.
Регистрации подлежат авто, вес которых не превышает 3,5 тонн. Кроме того, к ним предъявляются и другие технические требования, и соответствия стандартам. Закон предусматривает возможность оформления любого типа ТС: легкового автомобиля, грузового (в рамках 3,5 тонн), мотоциклетной техники и прицепов.
Для постановки на учет в ГИБДД, владелец автомобиля обязан предоставить сертификат о прохождении экспертизы безопасности конструкции в специальной лаборатории. Без этого документа регистрация машины невозможна.
Обязательна ли регистрация такого авто?
Все самодельные автомобили, мотоциклы и прицепы, которые будут использоваться на дорогах общего пользования, должны в обязательном порядке быть зарегистрированы в ГАИ. У них должны присутствовать государственные номерные знаки, установленного образца, ПТС, СТС и действительный полис ОСАГО.
Самодельные автомобили-исключения, для которых регистрация не нужна, имеют следующие технические характеристики:
- максимальная скорость не более 50 км/час;
- объем двигателя не превышает 50 см 3 ;
- мощность электродвигателя (при его наличии) не более 4 кВт.
Отмена регистрации таких средств в ГИБДД не влияет на необходимость наличия водительского удостоверения у лица, управляющего им.
Постановка на учет в ГИБДД
Процедура постановки на учет самодельного транспортного средства состоит из нескольких последовательных этапов:
- Проведение экспертизы и получение документа о соответствии государственным стандартам. Провести такую процедуру могут только специальные сертификационные центры, полный список которых можно найти на сайте Ростехрегулирования. Важный нюанс – транспортировать автомобиль до места проведения экспертизы необходимо на эвакуаторе, либо в прицепе. Поездка своим ходом не допускается. По итогам успешного прохождения экспертизы, владельцу выдается заключение о безопасности ТС. Если машина не прошла испытания, то за получением сертификата можно обратиться повторно, после исправления всех замечаний;
- Получение идентификационного номера. Это VIN-код, который размещается на кузове и раме автомобиля и является индивидуальным для каждого ТС. Его выдачей и размещением занимается бюро судебных экспертиз. Потребуется предоставить следующие документы:
- паспорт заявителя;
- заключение о проведенной экспертизе;
- чертежи и фото процесса сборки авто;
- квитанции на отдельные агрегаты и узлы (для самодельных деталей – справка в свободной форме о способе их приобретения: сделана, подарена, найдена).
- Постановка на учет в МРЭО. Это конечный пункт в процессе регистрации самодельного автомобиля. При соблюдении всех предыдущих этапов, процедура постановки его на учет ничем не отличается от регистрации любого другого ТС.
Обязательные технические требования
Для успешного прохождения экспертизы в лаборатории, автомобиль должен отвечать следующим техническим требованиям:
- на каждую тонну общей массы ТС должно приходиться не более 50 л.с. мощности двигателя;
- габариты не должны превышать 4,7 метров в длину и 1,8 метров в ширину;
- снаряженная масса составляет не более 3,5 тонн;
- класс экологичности не ниже ЕВРО-4, согласно требованиям Технического регламента Таможенного союза.
Необходимые документы
Для постановки на учет потребуются следующие документы:
- Сертификат о безопасности конструкции ТС, полученный в лаборатории.
- Заключение об одобрении типа ТС, его, также, выдают в испытательной лаборатории.
- Квитанции (договор купли-продажи), подтверждающие законность приобретение отдельных агрегатов и узлов, принадлежащих серийному автомобилю.
- Объяснительная о происхождении самодельных деталей.
- Фото и чертежи всех этапов сборки авто.
- Справку о снятии с учета автомобиля, который послужил донором для самодельного.
- Техническое описание конструкции ТС.
- Действующий полис ОСАГО.
- Чек, подтверждающий оплату госпошлины за постановку на учет.
Стоимость процедуры
Конечная стоимость регистрации самодельного автомобиля складывается из следующих пунктов:
- получение сертификата и заключения лаборатории, проведение экспертизы – 70-80 тыс. рублей;
- услуги эвакуатора для доставки ТС в лабораторию, бюро судебных экспертиз и МРЭО – в зависимости от региона и расстояния для транспортировки;
- оплата госпошлины для постановки на учет – 3200 рублей (новые номерные знаки, выдача бланка ПТС и СТС);
- оформление полиса ОСАГО – в зависимости от параметров авто, региона и данных водителя.
По усредненным оценкам, общая стоимость регистрации такого транспортного средства составляет 150-200 тыс. рублей. Эта сумма может увеличиться за счет повторного прохождения экспертизы, стоимости ОСАГО и услуг эвакуатора.
Как снять с регистрации самодельную машину?
После того, как автомобиль был зарегистрирован, все документы на него необходимо сохранить. Они могут потребоваться в случае возникновения вопросов при прохождении ТО или при снятии с учета.
Процедура снятия с учета самодельного автомобиля идентична аналогичной процедуре для других ТС. Потребуется написать заявление с объяснением причин отмены регистрации и приложить к нему паспорт владельца, ПТС и СТС, документы, касающиеся сертификации самодельного ТС, оплатить госпошлину и предоставить квитанцию.
Подать документы и заявление можно как лично в отделении МРЭО, так и с помощью портала Госуслуги, либо в МФЦ. В последних двух случаях можно заранее записаться на прием в ГАИ на любое удобное время и сэкономить время на ожидании в очереди.
После сдачи документов, необходимо предоставить на осмотр инспектору и само транспортное средство. Он ставит отметку в заявлении и снимает номерные знаки с автомобиля. Взамен, владельцу машины выдается ПТС с отметкой о снятии с учета и транзитные номера, позволяющие транспортировать автомобиль к месту его постоянной стоянки. На этом процедура снятия с учета считается завершенной.
Постановка на учет самодельного автомобиля – сложная и дорогостоящая процедура. Зачастую, временные и денежные затраты на конструирование и сборку такого авто значительно ниже, нежели его оформление в ГАИ. Чтобы самодельное ТС было поставлено на учет, необходимо пройти несколько дорогостоящих экспертиз и предоставить полный пакет документов.
Правила постановки автомобиля на учет в ГИБДД
Постановка на учет в ГИБДД автомобиля является процедурой, которую в обязательном порядке должен пройти каждый новый собственник ТС. Чтобы после покупки зарегистрировать авто в короткие сроки и без проблем, владелец транспортного средства обязан знать необходимый порядок действий и список бумаг, которые потребуется предъявить сотрудникам госавтоинспекции. «Автокод» расскажет вам, как правильно осуществить постановку на учет машины с пробегом.
Где поставить машину на учет
Существует 2 способа регистрации автомобиля с пробегом:
- в Государственной инспекции безопасности дорожного движения;
- при помощи интернет-портала Госуслуги.
Сегодня мы подробно рассмотрим первый вариант. О том, как поставить авто на учет с помощью портала Госуслуги, читайте в нашем специальном материале.
Что нужно для постановки авто на учет
Правила постановки на учет машины с пробегом требуют от автовладельца перед посещением ГИБДД скомплектовать пакет необходимых документов, состоящий из:
- российского паспорта;
- ПТС;
- документа, при помощи которого вы сможете удостоверить право собственности на машину (договора купли-продажи (ДКП), доверенности или свидетельства о наследовании);
- квитанции, подтверждающей уплату госпошлины в размере 1500 руб. (больше информации о госпошлине смотрите в специальном материале);
- полиса ОСАГО (в него предварительно необходимо внести сведения о собственнике авто);
- заявления о постановке ТС на учет с личной подписью владельца транспортного средства (как заполнить заявление на регистрацию автомобиля в ГИБДД, читайте в отдельной статье).
Отнеситесь к заполнению бланка заявления крайне внимательно – документ с исправлениями и дописками принят не будет. Также считается недействительным заявление, заполненное карандашом.
Если б/у автомобиль приобретен за рубежом, то дополнительно потребуется представить транзитные номера.
Постановка на учет авто с пробегом: порядок действий
Когда все нужные бумаги собраны, направляемся в ближайший отдел ГИБДД. Точный адрес можно получить в интернете — на официальном портале Госавтоинспекции.
Предварительно не ленимся помыть авто – иначе существует риск, что сотрудники ГИБДД не допустят автомобиль к осмотру технического состояния.
Важно знать, что покупатель имеет право зарегистрировать машину прямо по месту приобретения, независимо от своего места жительства. Например, если покупатель живет в Санкт-Петербурге, а подходящее б/у авто подыскали в Самаре – там же его можно и поставить на учет, однако приписано ТС будет к вашему адресу в Северной столице.
Сама процедура постановки авто на учет состоит из нескольких этапов.
1. Подача документов
Если все бумаги в порядке – никаких трудностей здесь возникнуть не должно. Сотрудник ГИБДД просмотрит документы и направит вас на осмотр технического состояния.
2. Осмотр машины
Процедура проводится на специально отведенной для этого площадке. При этом осуществляется сверка соответствия номера силового агрегата и номера шасси с данными, которые указаны в паспорте ТС. Если номера не соответствуют данным из ПТС или по каким-либо причинам сверку провести не удается (номера неразборчивы, затерты м т. п.) – назначается криминалистическая экспертиза.
Также причиной того, что б/у автомобиль не пройдет осмотр в ГИБДД, может стать присутствие существенных изменений в конструкции авто (чрезмерный тюнинг), тонированные стекла или осветительные приборы.
Правилами постановки на учет автомобиля предусматривается, что владелец не может вносить в конструкцию машины изменения, которые могут существенно влиять на ее технические характеристики. В том числе:
- менять количество и место расположения сидений, а также топливных баков;
- переоборудовать ходовую часть;
- устанавливать силовые агрегаты, чья мощность и вес отличаются от параметров, предусмотренных производителем;
- производить корректировку габаритов и веса автомобиля;
- устанавливать топливные баки большей емкости;
- вносить изменения в световое оборудование;
- устанавливать колесные диски большего или меньшего диаметра и т. д.
Если предыдущий собственник внес подобные изменения в конструкцию авто без соответствующего согласования с ГИБДД – поставить машину на учет не выйдет. Вот почему важно перед покупкой произвести проверку технического состояния авто в проверенном сервисе.
Если госавтоинспектор не выявил нарушений – переходим к завершающему этапу постановки на учет.
3. Получение cвидетельства о гос. регистрации
Для этого обращаемся с актом осмотра технического состояния в соответствующее окошко территориального отдела ГИБДД и через 10-15 минут становимся счастливыми обладателями:
- свидетельства о гос. регистрации ТС;
- гос. номеров.
Не поленитесь и проверьте выданные вам бумаги на наличие ошибок или опечаток (бывает и такое).
Чем грозит езда на авто, не поставленном на учет в ГИБДД
С момента заключения ДКП на постановку ТС на учет вновь испеченному собственнику закон отводит 10 суток. Несоблюдение данного правила грозит возникновением ряда неприятностей. Статьей 12.2 КоАП РФ за эксплуатацию авто, не имеющего государственных регистрационных знаков, предусмотрен штраф в размере от 500 до 800 руб. Повторное нарушение закона обернется более суровым наказанием – нерадивому собственнику авто придется заплатить 5 тыс. руб. или лишиться прав управления ТС на срок 1-3 месяца.
Обратите внимание, что Вам не удастся поставить на учет автомобиль, который утилизирован, находится в аресте или в розыске. Чтобы избежать проблем еще на этапе оформления сделки по покупке подержанного автомобиля советуем проверить его историю с помощью сервиса Автокод.
Как поставить на учёт в ГИБДД самодельный автомобиль в 2020 году
Если вам удалось самостоятельно собрать машину, это свидетельствует об умении и таланте. Однако, чтобы эксплуатировать своё творение по дорогам общего пользования наравне с заводскими транспортными средствами, важно знать, как поставить на учет самодельный автомобиль в 2020 году. Это сложная, но выполнимая задача, если машина отвечает всем требованиям Росстата.
Регистрация автомототранспортных средств
Для передвижения по дорогам общего пользования в России любой автомобиль или мотоцикл должен состоять на регистрационном учёте в ГИБДД. Невыполнение этого требования является серьёзным нарушением и служит основанием для наложения административного взыскания на собственника транспортного средства.
Процедура регистрации применяется не только в целях начисления транспортного налога на определённое физическое или юридическое лицо. Она также позволяет предотвращать внесение несогласованных изменений в конструкцию автомобилей для обеспечения их безопасности на дорогах. Кроме того, по регистрационным данным выявляют собственника транспортного средства при совершении нарушений ПДД.
Отличие самодельного автомобиля от «конструктора»
Умельцы по созданию транспортных средств по собственным проектам появились в нашей стране ещё в советский период. В СССР производились только массовые автомобили, а о создании машин для определённой целевой аудитории даже речи не было. Вот и приходилось советским автомобилистам выходить из ситуации, создавая из нескольких разных старых моделей одну новую. В гаражах умельцев в единичном экземпляре появлялись внедорожники, амфибии, малые грузовики и другие ТС, на которые хватало фантазии.
Самодельные автомобили собираются из узлов и агрегатов двух и более серийных транспортных средств, поскольку самостоятельно собрать двигатель или трансмиссию не получится. А вот взять мотор от одной машины, а КПП от другой вполне реально. Некоторые части изготавливаются вручную в гаражных условиях из доступных материалов. Самоделкой может быть и переделанный серийный автомобиль. Например, обычную городскую машину можно превратить в снегоболотоход, поменяв только трансмиссию, или же переделать в серийной модели конструкцию кузова по индивидуальному дизайну.
Согласно новым требованиям, вступившим в силу в 2020 году, для постановки на учёт в ГИБДД самодельный автомобиль должен соответствовать категории транспортных средств, производимых малыми сериями.
Таковыми считаются только машины, собранные в одном экземпляре и не имеющие аналогов. Таким образом, государство создаёт барьер для легализации автомобилей-«конструкторов», ввезённых в Россию по серым схемам, разобранных под видом запасных частей.
Энтузиаст, который собирает самодельное средство передвижения для собственного пользования, не станет изготавливать более одного экземпляра, поэтому его творение уникально и не имеет аналогов. Именно этот момент отличает самодельную машину от «конструктора», являющегося серийным автомобилем, который был разобран, а затем собран в гаражных условиях после пересечения границы. В данном случае никакого энтузиазма нет, есть только нарушение таможенного законодательства и уклонение от уплаты ввозных пошлин.
Поскольку «конструктор» не прошёл таможенное оформление по всем правилам, на него невозможно получить ПТС и поставить на учёт в ГИБДД.
Любая экспертиза легко сможет отличить самоделку от нелегального «конструктора».
Нужна ли регистрация самодельной машины в ГИБДД
Если на самодельном ТС вы намерены выезжать на дороги общего пользования, регистрация его в ГИБДД обязательна. Должны быть установлены госномера, получены свидетельство о регистрации ТС и полис ОСАГО. Однако, чтобы узаконить самоделку, необходимо ее соответствие следующим требованиям:
- мощность двигателя – не более 50 л. с. на 1 т массы ТС;
- длина – не более 4,7 м, ширина – до 1,8 м;
- максимальная снаряжённая масса – до 3,5 т;
- соответствие содержания вредных веществ в выхлопных газах экологическому стандарту ЕВРО-4.
Самодельные автомобили, не подлежащие регистрации
Если максимальная скорость самодельных транспортных средств не достигает 50 км/час, а рабочий объём двигателя составляет менее 50 см³, их разрешено эксплуатировать без регистрации в ГИБДД. А когда речь идёт об элетромобиле, мощность двигателя не должна превышать 4 кВт. Такими характеристиками могут обладать только небольшие автомобили с одноцилиндровыми двигателями. Однако, даже если транстпортное средство не подлежит регистрации в ГИБДД, управляющее им лицо обязано иметь водительское удостоверение.
Необходимые документы для постановки на учёт
Самодельный автомобиль на учёт в ГИБДД ставится наравне с серийными моделями, но перечень документов отличается от стандартных случаев. Вы не сможете предъявить ПТС, поэтому должны предоставить:
- Свидетельство о безопасности конструкции ТС из Росстата.
- Свидетельство о присвоении VIN-кода из НАМИ.
- Договор купли-продажи на агрегаты, узлы или другой серийный автомобиль, который был использован для создания самодельной машины.
- Письменное объяснение о происхождении использованных деталей, а также фотографии всех этапов сборки – при отсутствии договора купли-продажи.
- Справку о том, что серийный автомобиль, использованный в качестве базы самодельного транспортного средства, был предварительно снят с учёта.
- Техническое описание ТС.
- Полис ОСАГО.
- Квитанцию об уплате госпошлины.
Сертификация в Федеральном агентстве по техническому регулированию (Росстате)
Действия по легализации самодельного транспортного средства необходимо начать с обращения в территориальные органы Росстата. Они работают во всех федеральных округах. Каждый территориальный орган имеет отделения в областных, республиканских и краевых центрах. Рекомендуется обратиться в соответствующие органы ещё до сборки машины, чтобы уточнить действующие требования и нормативы.
Порядок сертификации
Самодельные автомобили, являясь единичными транспортными средствами, проходят сертификацию в упрощённом порядке. Их не подвергают краш-тестам.
Для самоделок предусмотрены испытания, которые не вызывают механических повреждений.
Специалисты Росстата будут проверять следующие параметры:
- надёжность и травмобезопасность рулевого управления;
- работоспособность тормозной системы;
- наличие ремней безопасности;
- зеркала заднего вида и стёкла;
- наличие всех необходимых световых приборов, а также их соответствие российским стандартам;
- управляемость и устойчивость во время движения;
- уровень шума двигателя;
- соответствие уровня вредных веществ в отработанных газах экологическому стандарту ЕВРО-4.
Одобрение ТС
Чтобы оформить самодельное авто, необходимо успешно пройти все испытания и получить следующие документы:
- одобрение типа ТС;
- свидетельство о безопасности конструкции ТС.
В этих документах должны быть указаны:
- тип транспортного средства;
- базовое ТС, которое было взято за основу самодельного автомобиля;
- экологический класс;
- сведения об изготовителе;
- год изготовления ТС.
Процедура регистрации самодельного автомобиля
Успешное прохождение сертификации самодельного автомобиля ещё не означает, что его поставят на учёт в ГИБДД в день обращения, как это бывает с серийными заводскими ТС. У машины ещё нет VIN-кода, без которого регистрационные действия не осуществляются.
Постановление об отсутствии VIN-кода
ГИБДД не имеет полномочий присваивать идентификационные номера транспортных средств, поэтому при обращении в МРЭО вам выдадут постановление об отсутствии VIN-кода. Для его получения необходимо подтвердить легальное происхождение автомобиля.
Проверка в Бюро судебных экспертиз
Для установления юридической чистоты транспортного средства его направляют в Бюро судебных экспертиз. Эксперты должны проверить автомобиль и выдать направление на присвоение VIN-кода.
Присвоение идентификационного номера
Сегодня в России присвоением идентификационных номеров самодельным автомобилям занимается центр “Стандартизация и идентификация” при ФГУП НАМИ в г. Москве. Привозить сюда машину не нужно, даже самому приезжать нет необходимости. Достаточно оправить письмо-заявку на адрес электронной почты центра wmi@nm.ru, где указать следующие сведения:
- наименование и тип ТС;
- год изготовления;
- номер двигателя, шасси и кузова;
- мощность, рабочий объём и тип двигателя;
- разрешённую максимальную массу;
- массу без нагрузки;
- грузоподъёмность;
- Ф.И.О. мастера-изготовителя.
Дополнительно к письму необходимо приложить:
- чертёж общего вида ТС формата А4 или фотографии (вид спереди и сбоку) с указанием габаритных размеров;
- ксерокопию 1,2 и 5 страницы паспорта.
Через некоторое время вы получите свидетельство, в котором будет указан VIN-код самодельного транспортного средства.
Постановка на учет в ГИБДД
После проведения всех вышеперечисленных процедур регистрация самодельного автомобиля в ГИБДД становится реальной и вы сможете получить ПТС. Необходимо пройти техосмотр, оформить полис ОСАГО и выполнить стандартную процедуру регистрации, после которой вам должны выдать госномера и СТС.
Затраты на регистрацию самодельного автомобиля
Постановка на учёт в ГИБДД самодельной машины стоит гораздо дороже, чем регистрация серийной модели. Вам следует ориентироваться на следующие финансовые затраты:
- Услуги центров сертификации – от 14 000 руб.
- Проверка экспертами Бюро судебных экспертиз – от 10 000 руб.
- Присвоение VIN-кода – от 3600 руб.
- До центра сертификации машину нужно доставить на эвакуаторе, поскольку без регистрации в ГИБДД вы не можете ездить на ней по дорогам общего пользования. Стоимость перевозки в каждом отдельном случае будет разной, поскольку учитываются расстояние и рыночные цены логистических услуг в вашем регионе.
- Техосмотр – от 400 до 800 руб.
- Стоимость ОСАГО будет зависеть от стажа водителя, а также от наличия фактов ДТП по его вине. Без страховки регистрация автомобиля не осуществляется. Цена полиса составит около 4000 руб.
- Выдача ПТС – 800 руб.
- Выдача госномеров и свидетельства о регистрации ТС в ГИБДД – 2500 руб.
Таким образом, легализация самодельного транспортного средства – затея не из дешёвых, поэтому следует заранее оценить расходы.
Административная ответственность за езду без регистрации в ГИБДД
Если вы планируете использовать самодельный автомобиль для передвижения по просёлочным грунтовым дорогам, которых официально не существует, можете не ставить его на учёт в ГИБДД. В случае выезда на городские улицы или любые другие дороги общего пользования за езду на незарегистрированном транспортном средстве на вас могут наложить штраф:
- от 500 до 800 руб.;
- 5000 руб. или лишить водительского удостоверения на 1-3 месяца – при повторном нарушении.
Целесообразна ли регистрация самодельного автомобиля, решайте самостоятельно. Вполне возможно, что процесс регистрации затянется и потребует гораздо больше сил и терпения, чем сборка машины. Никто не может гарантировать, что вы сможете сразу пройти сертификацию в Росстате. При наличии несоответствий действующим стандартам вам придётся их устранять и снова привозить своё творение на испытательный полигон. До финишной черты смогут дойти только самые стойкие и упрямые создатели самодельных машин.
Какова процедура регистрации самодельных автомобилей: видео
Практикующий юрист с 10 летним стажем. Специализации: уголовное право, страховое право, административные правонарушения.