Содержание

Чем промыть катализатор автомобиля своими руками?

Чем промыть катализатор автомобиля?

Уменьшение скорости или увеличение нагрева двигателя может свидетельствовать о том, что автомобилю необходима замена или чистка катализатора. В зависимости от расходного ресурса, пробег которого варьируется от 100 до 160 тысяч километров, его работоспособность и эффективность сокращается. Негативное влияние оказывает топливо сомнительного качества, ухудшение работы двигателя и много других моментов. Правильная очистка позволит продлить ему жизнь еще на некоторое время и сэкономить средства, не заменяя его новым.

Нужна ли чистка?

В случае выявления проблем, связанных с катализатором, его необходимо демонтировать для оценки состояния и изучения возникших неисправностей. Особое внимание стоит уделить внутренним сотам. Если они находятся в целостности, однако сильно загрязнены, вернуть их в строй можно с помощью чистки, которая поможет решить возникшие проблемы и при этом сэкономить. А вот если сетка сильно повреждена, выполнять очистку бесполезно и тогда для устранения проблем действенным способом станет его полная замена.

Признаки, вызванные загрязнением

Водитель с опытом довольно легко сможет определить наличие погрешностей в работе выхлопной системы. Но для тех, кто столкнулся с этим впервые, существует перечень отличительных признаков, указывающих на его загрязнение или неисправность:

  • Медленный набор скорости, сокращение мощности двигателя при движении.
  • Проблемы с запуском мотора.
  • Увеличение расхода горючего.
  • Появление светового сигнала на панели с надписью Check.
  • Изменение цвета выхлопа.

Скопление смол, масел, продуктов горения и другого постороннего мусора, особенно мешает прохождению выхлопных газов, поэтому их необходимо как можно тщательнее устранить.

Способы и необходимые средства для очистки

Очистить катализатор автомобиля от масляного нагара и сажи своими руками можно тремя распространенными способами:

  1. Периодически проводить профилактическую чистку после каждых 100 тысяч километров пробега.
  2. Произвести химическую промывку для качественного устранения имеющихся проблем.
  3. Механическим путем прочистить поверхностные загрязнения, осуществив демонтаж и частичную разборку нейтрализатора.

Первый метод считается наиболее легким в осуществлении. Регулярная чистка позволит надолго сохранит работоспособность детали. Для профилактического обслуживания катализатора применяют специально предназначенное средство Hi-Gear с номером HG3270. Жидкость перед заправкой машины выливают в топливный бак. При первой же поездке на автомобиле, сажа самостоятельно удалится с агрегата вылетит наружу вместе с выхлопными газами.

Химический способ

При очистке таким методом рекомендуется применять жидкость, которой промывают карбюратор в машине или воспользоваться обычным этанолом. Последовательность действий рекомендуется осуществлять таким образом:

При поврежденных элементах фильтра процедура химической чистки не проводится.

  1. Демонтировать нейтрализатор с машины и убедиться в отсутствии разрушенных сот.
  2. Аэрозольной пеной Abro через патрубки заполнить керамические сетки.
  3. Обвернуть катализатор тряпкой и оставить на 30 минут.
  4. Горячей проточной водой смыть остатки химического вещества с внутренней сетки и продуть компрессором.
  5. Перед установкой проверить результат проделанной работы и при необходимости процедуру следует повторить.

Вернуться к оглавлению

Механический способ

Для чистки понадобиться наждачка и компрессор. Удалить таким образом, можно только поверхностные загрязнения, поскольку добраться до внутренней части не так легко. Чтобы промыть засорившийся катализатор, придется осуществить его демонтаж. В автомобиле отключают лямбда-зонд и откручивают хомуты, которыми крепится агрегат к выхлопной трубе. Снятый нейтрализатор обдувают с использованием компрессора под давлением в 8 Бар со всех сторон, а затем проходятся мелкодисперсной наждачной бумагой.

Как прочистить катализатор автомобиля

Важным элементом выхлопной системы автомобиля является катализатор (каталитический нейтрализатор). Его задачей является снижение количества вредных элементов сгорания, выбрасываемых в атмосферу.

Средний ресурс катализатора около 100-150 тысяч километров пробега. Он может работать без нареканий дольше или меньше, в зависимости от качества работы двигателя, используемого топлива и массы других факторов. Забитый каталитический нейтрализатор необходимо заменить или попытаться прочистить. Если правильно очистить катализатор, он сможет проработать еще некоторое время до замены.

Симптомы загрязнения катализатора

Опытный водитель навряд ли пропустит момент, когда катализатор выхлопной системы перестанет справляться с возложенными на него функциями. Имеется ряд признаков, которые указывают на его загрязнение:

Снижение мощности двигателя при движении автомобиля, медленный набор скорости;

  • Проблемы с пуском двигателя;
  • Нестабильная работа на холостом ходу;
  • Самопроизвольное отключение мотора;
  • Повышение расхода топлива;
  • Горящая лампочка Check Engine.
  • Также при сильном загрязнении катализатора, водитель может заметить, что изменился цвет выхлопа.

    Проверить катализатор на наличие загрязнений можно различными методами, но наиболее эффективно снять его и осмотреть визуально. Если на «сотах» катализатора присутствуют фрагменты смол, продукты горения, масло и другой «мусор», мешающий прохождению выхлопных газов, нужно его максимально устранить.

    Как прочистить катализатор

    Есть несколько способов, как прочистить катализатор самостоятельно. В зависимости от того, насколько загрязнен катализатор, целесообразно выбрать тот или иной метод его очистки.

    Очистка катализатора наждачной бумагой

    Если продукты горения не сильно и не массово «прикипели» к фильтрующему элементу катализатора, можно их удалить при помощи обычной наждачной бумаги.

    Сделать это достаточно просто:

    1. Потребуется взять мелкозернистую наждачную бумагу и снять катализатор;
    2. Далее осторожно, не сильно надавливая на «соты», нужно круговыми движениями счистить образовавшийся налет;
    3. Когда фильтрующий элемент будет очищен, остатки загрязнений выдуваются при помощи сжатого воздуха.
    Читать еще:  Как правильно пользоваться предпусковым подогревателем двигателя?

    Важно: В процессе очистки катализатора наждачной бумагой, нельзя переусердствовать с силой нажатия. Чаще всего «соты» каталитического нейтрализатора выполняются керамическими. Если на них нажать слишком сильно, они рискуют поломаться, и потребуется покупать новый катализатор.

    Очистка сильных загрязнений катализатора химическими средствами

    Если катализатор сильно загрязнен, можно применить «химию» для его очистки. В автомобильных магазинах можно найти специальные средства для промывки и восстановления катализатора. Если приобрести такое средство нет возможности, с задачей очистки фильтрующего элемента справится жидкость для карбюратора или этанол.

    Выполнять очистку катализатора специальными химическими средствами следует в соответствии с инструкцией. Если используется жидкость для карбюратора, процесс очистки следующий:

    1. Необходимо взять пластмассовую тару, подойдет ведро, в котором вертикально сможет находиться катализатор;
    2. Далее катализатор снимается с автомобиля и осматривается на наличие повреждений. Если они отсутствуют, можно приступать к очистке, в ином случае придется задуматься о замене фильтрующего элемента;
    3. «Соты» катализатора обильно поливаются средством для очистки карбюраторов, после чего деталь оборачивается тряпками и помещается в пластиковую тару;

  • По истечении 20-30 минут необходимо промыть «соты» катализатора под напором горячей воды.
    Важно: Не проделывайте данную процедуру в домашней ванной комнате, поскольку химикаты, используемые в средствах для очистки карбюратора, могут разъесть эмаль ванной, раковины и повредить другим предметам интерьера;
  • Промыв катализатор водой, просушите деталь и продуйте при помощи сжатого воздуха;
  • Далее повторите процедуру с самого начала.
  • Если катализатор загрязнен критически, двух очисток может быть недостаточно. В такой ситуации рекомендуется применить более мощные чистящие средства (например, керосин).

    Как нельзя чистить катализатор

    Часто водители с целью экономии средств и времени отказываются от идеи очистки и замены катализатора, пробивая в нем новые дырки или просверливая их. Такое решение позволит вернуть мощность двигателя, но у автомобиля будут нарушены показатели по вредности выбросов в атмосферу. Кроме того, повысится уровень шума из выхлопной трубы, возникающий при движении автомобиля. Такие способы «очистки» катализатора недопустимы, и при долгой работе двигателя с поврежденным фильтрующим элементом, с ним могут возникнуть различные проблемы.

    Чистка катализатора автомобиля

    Чтобы дыханию двигателя ничего не мешало, поможет чистка катализатора. Современные ДВС (двигатели внутреннего сгорания) — это крайне сложные и очень технологичные агрегаты, которые содержат множество элементов конструкции. Выхлопом двигателя внутреннего сгорания является углекислый газ, окись углерода, пары воды и множество разных канцерогенов. Для их устранения в системе отвода отработанных газов устанавливается специальное устройство — каталитический нейтрализатор.

    Методы очистки каталитического нейтрализатора автомобиля своими руками

    Катализатор на автомобиле представляет собой специальный сетчатый материал в составе системы выхлопа. Он призван пропускать сквозь себя как можно больше газов, оказывая их прохождению минимальное сопротивление, и извлекать из них токсичные составляющие.

    Соответствуют конструктивным особенностям нейтрализатора и его характерные неисправности:

    • нагар, препятствующий газообмену;
    • механические повреждения, обусловленные хрупкостью элементов катализатора;
    • утеря им своих свойств по причине истощения рабочих веществ на поверхности сетки.

    На некоторых автомобилях систему выхлопа можно очистить автоматической процедурой. Для ее активации нужно лишь перечитать инструкцию, которая обязательна для любого автомобиля. В случаях загрязнения рабочих пор можно попробовать очистить катализатор в автомастерской.

    Можно ли очистить катализатор своими руками? При наличии базовых навыков в авторемонте вполне возможно. Для этого выпускается средство, которым его можно промыть. Это обыкновенный очиститель карбюратора, который растворяет негорючие отложения и смывает их с рабочих поверхностей устройства. Также возможна механическая чистка, однако при ней нужна большая осторожность, чтобы не повредить хрупкую по своей конструкции деталь, так как многие производители изготавливают нейтрализаторы с использованием хрупкой керамики, которую тяжело очищать.

    Подготовка и проведение процедуры

    Что необходимо сделать, чтобы очистить катализатор:

    1. Определить, сколько их установлено на машине.
    2. Демонтировать их из выхлопной системы автомобиля.
    3. Провести осмотр и дефектовку с целью определения степени повреждений.
    4. Если загрязнения имеют большую степень, то проведите комплексную прочистку, промойте форсунки и катализатор.
    5. Загрязнения, не поддавшиеся химической очистке, обработать наждачной бумагой.

    Чтобы катализатор прослужил дольше, не стоит заливать некачественное масло в двигатель. Оно должно быть только из списка одобренных производителем ГСМ (горюче-смазочных материалов). Сокращению срока службы выхлопной системы также способствует топливо неудовлетворительного качества.

    Если мастер почистил сетку нейтрализатора некачественно, то об этом сообщит писк индикатора «Check еngine». Каталитические нейтрализаторы стоят немало, но лучше избегать искушения удалить их из системы, так как корректность работы автомобиля в целом может нарушиться.Кроме того, на рынке много китайского контрафакта, поэтому будет разумнее сохранить на автомобиле оригинальный агрегат, по возможности продлевая ему срок службы. После чистки катализатора его ресурс увеличивается на длительность от одной до двух смен масла.

    Как снять катализатор

    Данный фильтр выхлопных газов заводом-изготовителем чаще всего устанавливается непосредственно в выпускной коллектор, а на более современных автомобилях их предусмотрено несколько. Для контроля работы катализатора перед ним устанавливается лямбда-зонд.

    Для снятия данной детали понадобится:

    1. Подъёмник или эстакада.
    2. Специальный ключ для съёма лямбда-датчиков.
    3. Торцевые головки.
    4. Болгарка.
    5. WD-40 — средство для обработки соединений.

    Для того чтобы подобраться к детали, нужно загнать автомобиль на эстакаду или подъёмник, так как придётся демонтировать большую часть выхлопной системы. Но перед непосредственным снятием обязательно откручивается лямбда-датчик специальным ключом, потому что обычным ключом к нему не подобраться, не повредив при этом проводку. Необходимо демонтировать выпускной коллектор и приёмную трубу выхлопной системы для лучшего доступа к фильтрующему элементу. Для этого обрабатываются фланцевые соединения с помощью WD-40 — это облегчит их откручивание. На старых автомобилях гайки могут настолько прикипеть, что открутить их невозможно: их срезают болгаркой. Открутив все соединения, катализатор можно вынуть из автомобиля.

    Читать еще:  Как посчитать моточасы двигателя?

    На некоторых моделях катализатор идёт в составе выхлопного коллектора, и для доступа к фильтру придётся разрезать его болгаркой.

    Чистка катализатора наждачной бумагой

    После снятия детали проводится тщательный осмотр. Если выяснилось, что нагар несильно покрыл соты элемента, можно его очистить с помощью мелкодисперсной наждачной бумаги.

    Для чистки нужны следующие принадлежности:

    • наждачная бумага;
    • небольшая лампа;
    • воздушный компрессор.

    Перед чисткой важно понимать, что соты фильтрующего элемента выполнены из керамики и легко деформируются под нагрузкой, что может привести к выходу из строя всего катализатора. Исправить вмятины на сотах невозможно без их повреждения, и придётся купить новый катализатор. Лампа устанавливается с выходного отверстия катализатора для того, чтобы было видно, насколько хорошо просвечиваются соты. Медленными, несильными движениями очищается фильтр от нагара. Когда все соты будут чистыми, катализатор продувается сжатым воздухом с помощью компрессора.

    Чистка катализатора химическими средствами

    После очистки нагара наждачной бумагой внутри на сотах элемента всё равно останется слой, полученный от продуктов горения топлива. Для его очистки можно использовать химические средства.

    Для этого понадобится:

    • небольшое ведро;
    • очиститель карбюратора;
    • этанол или керосин;
    • горячая вода;
    • ветошь.

    Данную процедуру очистки лучше всего проводить в хорошо проветриваемом нежилом помещении, так как пары химических средств могут привести к отравлению. Ведро лучше использовать металлическое, потому что пластик может разъесть химия. Выходное отверстие катализатора закрывается тряпкой или ветошью. Соты обильно обливаются очистителем карбюратора и фильтр остаётся в ведре минимум на 25 минут. Далее всё промывается горячей водой и продувается с помощью воздушного компрессора.

    Соты проверяют на просвет с помощью лампы, не поднимая фильтр над собой, так как остатки химии могут попасть в глаза, что вызовет сильный ожог. Если соты просвечиваются плохо, то можно провести подобную процедуру с помощью этанола или керосина, оставив деталь на ночь.

    Важно знать, что пары этанола и керосина являются взрывоопасными, соответственно — утром в помещение нельзя входить с сигаретами и включать свет, пока не проветрится помещение.

    Как нельзя проводить чистку катализатора

    Многие автолюбители не тратят время на очистку фильтра традиционными способами, при которых целостность катализатора не нарушается, и пользуются методами, ведущими к плачевным последствиям для всего автомобиля.

    Неправильные действия автомобилистов:

    1. Просверливание дырок в фильтре.
    2. Прогонка на высоких оборотах с поздним зажиганием или плохими свечами.
    3. Использование непроверенных добавок в топливо для повышения температуры топлива.

    Просверливание фильтра насквозь или пробивание в нём отверстий с помощью металлических прутьев и молотка приводит к повреждению катализатора.

    Конечно, при этом двигатель в первое время начнёт работать лучше, но в воздух попадают недогоревшие вещества, сама выхлопная система перегревается, как следствие – выход её из строя. При таких действиях катализатор может просто оплавится или осыпаться, закрыв выхлопное отверстие совсем, что приведёт к выходу из строя самого двигателя. Аналогичный способ с поездкой на высоких оборотах с поздним зажиганием чаще всего приводит к оплавлению каталитического нейтрализатора.

    Многие водители знают, что на современных автомобилях существуют функции автоочистки катализатора, при которых происходит вбрасывание в систему большего количества топлива или специальных добавок. Но дело в том, что там всё рассчитывает электроника, основываясь на датчиках температуры и лямбда-зондах. Вручную данные условия соблюсти невозможно, поэтому зачастую самостоятельное добавление присадок в топливо для очистки катализатора приводит к поломке последнего.

    Как почистить катализатор на автомобиле

    Катализатор является одним из важных элементов выхлопной системы. Его основная задача заключается в фильтрации выхлопных газов, попадающих в окружающую среду, с целью экологической безопасности.Однако, со временем катализатор может и вовсе прогореть, образовав в себе отверстия. В таком случае необходимо производить замену всего узла.

    Как правило, катализатор способен осуществлять свою корректную работу на протяжении 70 – 120 тысяч километров. Но стоит отметить, что данные числа не являются регламентом и замена может быть произведена раньше. Некоторые автовладельцы осуществляют чистку катализатора. Если он не подвергся серьезным загрязнениям, то можно произвести его очистку и продолжать эксплуатацию еще некоторое время. В данной статье мы поговорим о том, как производится чистка катализатора, чем это лучше сделать, а также как не следует производить его восстановление.

    Симптомы загрязнения катализатора

    О том, что катализатор значительно забился, могут сигнализировать следующий ряд индикаторов:

    • Трудности при запуске двигателя
    • Плавающие обороты холостого хода
    • Замедленный разгон автомобиля (потеря мощности)
    • Увеличенный расход топлива
    • Выключение двигателя, без имеющихся на это причин.
    • Затрудненный выхлоп
    • Изменение цвета выхлопа

    Если владелец обнаружил один из таких признаков в работе своего авто, то существует вероятность, что катализатор забился и необходимо произвести его замену или чистку. Однако, наличие таких индикаторов не может безоговорочно говорить о неисправности фильтрующего элемента. Появление таких признаков также может свидетельствовать о неработоспособности иных систем автомобиля. Для вынесения вердикта необходимо произвести диагностику или внешний осмотр подозреваемых элементов.

    Одним из самых эффективных способов проверки катализатора – это демонтаж выхлопного узла и его визуальный осмотр. Это позволит с уверенностью выявить или исключить загрязнение катализатора. Если при осмотре катализатор забит различным мусором и иными отходами, то можно попробовать максимально их устранить.

    Читать еще:  Как почистить обшивку салона автомобиля своими руками?

    Существуют разные способы очистки катализатора. Рассмотрим наиболее эффективные и распространенные.

    Очистка сильных загрязнений катализатора химическими средствами

    В тех случаях, когда узел загрязнен слишком сильно, для его очистки применяют химические средства.

    Последовательность действий при такой чистке следующая.

    1. Для начала необходимо демонтировать катализатор. Для этого нужно снять выхлопной узел, в котором и находится катализатор. Далее производим визуальный осмотр. Катализатор представляет собой каналы из длинных и тонких сот. Чтобы понять степень загрязнения, нужно произвести осмотр катализатора на просвет. Если соты отлично просвечиваются, то это свидетельствует о том, что катализатор в рабочем состоянии и можно продолжать эксплуатацию авто. Если же видны заметные загрязнения, то такой катализатор необходимо очистить от нагаров и иного мусора. Наличие прогаров в фильтрующем элементе сигнализирует о том, что его следует заменить. Ремонту или чистке такой катализатор подвергаться не будет.
    2. Для чистки катализатора в основном используют специальные химические средства, которые можно приобрести в любом автомобильном магазине. Если же приобретение такого средства не является возможным, то для очистки отлично подойдет средство для карбюратора или этанол.
    3. Из подручных средств нам понадобится углубленная ёмкость больших размеров. Лучше всего подойдёт пластиковое ведро. В нём будет располагаться наш выхлопной узел.
    4. Снятый катализатор сверху вниз проливается жидкостью для карбюратора или приобретенным химическим средством. Стоит отметить, что соты фильтрующей запчасти необходимо проливать очень тщательно для должного эффекта. После чего входные и выходные отверстия заворачиваем в полотенце или иную ткань и оставляем на 20-25 минут.
    5. Далее нужно промыть обработанный нами катализатор. Наилучшим способом для промывки будет наличие ручной мойки высокого давления. В таком случае катализатор кладётся на землю и фиксируются, чтобы не сместиться от большого напора воды. Затем входная и выходная сторона промывается в течение 2-3 минут. Если использовать мойку высокого давления не представляется возможным, то промыть катализатор можно обычным напором воды из шланга. В таком случае, для тщательной промывки необходимо потратить немного больше времени, нежели в первом случае. Важное замечание. Ни в коем случае не рекомендуется проводить процедуру чистки катализатора в ванной. Карбюраторная жидкость или специализированные химические средства имеют состав, способный разъедать эмаль ванны или раковины, а также наносить ущерб иным предметам.
    6. Следующим этапом в очистке идёт просушивание. Наиболее эффективным способом просушки будет продувка фильтрующего элемента сжатым воздухом. Таким способом, соты катализатора отлично очистятся от оставшейся карбюраторной жидкости.
    7. После того, как наш катализатор очищен и высушен, необходимо повторить всю процедуру очистки. Если катализатор загрязнен чрезвычайно сильно, то несколькими чистками здесь не обойтись. В таком случае потребуется 3-4 повторения очистки выхлопного узла. Повторение процесса чистки необходимо выполнять до тех пор, пока соты катализатора не станут видимыми на просвет.

    Если после 3-4 прочисток катализатор не стал значительно чище, то в таком случае рекомендуется использовать для чистки более сильные средства. В такой ситуации можно замочить катализатор в керосине на ночь.

    Очистка катализатора с помощью наждачной бумаги

    В тех случаях, когда катализатор загрязнен не критично, а нагар еще не успел заполнить весь периметр сот катализатора, для очистки можно использовать наждачную бумагу средней жесткости.

    Производится такая чистка в несколько этапов и не потребует большего количества времени.

    • Для начала производим демонтаж выхлопного узла. Затем нам необходимо подготовить наждачную бумагу мелкой зернистости. Использование мелкозернистой “наждачки” позволит аккуратно и без повреждений очистить поверхность катализатора.
    • Чистка сот фильтрующего элемента выполняется круговыми движениями без сильных нажатий. Как известно, соты катализатора выполнены из керамики. Сильные нажатия могут привести к механическим повреждениям, вследствие чего катализатор придётся менять.
    • После очистки, наш выхлопной узел нужно продуть сжатым воздухом, чтобы удалить оставшиеся элементы загрязнений.

    На этом процесс чистки завершается. После этого можно устанавливать катализатор обратно и продолжать эксплуатацию транспортного средства еще определенное время.

    Средство для восстановления катализаторов

    В настоящее время на рынке автомобильной химии появились специализированные средства, способствующие восстановлению и очистке катализаторов.

    Такие очистители позволяют:

    • Восстановить технические характеристики авто
    • Значительно уменьшить выброс вредных веществ в окружающую среду
    • Снизить количество дыма

    Данные химические средства заливаются в топливный бак. Как правило, они совместимы с любым типом топлива.

    Основная цель применения таких средств заключается в снижении содержания вредных веществ в выхлопных газах, а также уменьшение нагрузки на катализатор путём полного сгорания топлива в камере горения. Таким образом, средство для очистки позволяет не только восстановить катализатор, но и увеличить срок его службы.

    Как нельзя чистить катализатор

    Очень часто встречаются автовладельцы, которые при обнаружении проблем с прогоранием катализатора, просто удаляют его или просверливают отверстия с целью экономии времени и денежных средств. Такой способ безусловно позволит вернуть прежнюю мощность автомобилю, но при этом в атмосферу будет попадать превышенное количество вредных примесей. Помимо этого, значительно увеличится громкость выхлопной системы. Данный способ является наиболее простым, что и привлекает большинство автолюбителей. Но надеяться на долгую и правильную работу двигателя с поврежденным или удаленным фильтрующим элементом даже не стоит.

    Как видите, своевременная очистка катализатора не отнимет у вас много времени и затрат, но при этом Ваш автомобиль продолжит служить без каких-либо нареканий и не подведёт в нужный момент. Важно всего лишь вовремя следить за состоянием выхлопного узла и при необходимости производить его очистку.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector